Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акустико-гностическая функция слуха.




Звуки языка не могут рассматриваться как простые компоненты тонов или шумов. Членораздельные звуки речи коренным образом отличаются от неречевых звуков. Характерными чертами звуков человеческой речи являются:

- по происхождению и строению: они всегда формируются в известной объективной системе языка и являются обобщающими звуками;

- по физиологической характеристике: являются комплексными звуками, осуществляемые при участии фонационно-артикуляционного аппарата.

Физиологически звуки речи представляют собой серию тонов (гласные) или шумов (согласные). Эти тоны или шумы могут непрерывно переходить друг в друга. Так как звуки выступают как носители четких значений, они обладают дискретность и четко отличаются друг от друга. Благодаря дискретности звуков в каждом языке определенные звуковые признаки выступают как смыслоразличимые, в то время как другие признаки выступаю как несущественные. Смыслоразличимые обозначаются как фонематические, а несущественные носят название – вариант. Каждая система языка располагает определенными характеристиками звуков.

В русском языке обращают внимание на:

- ударность/безударность;

- звонкость/глухость;

- твердость/мягкость.

В немецком языке на длину звука.

Во французском - на открытость/закрытость звука.

Процесс формирования восприятия речевых звуков и речевого слуха осуществляется при ближайшем участии артикуляционного аппарата и только в процессе активного и артикуляционного опыта приобретают свой законченный характер. Смыслоразличимые признаки, лежащие в основе звуков, имеют сложный социальный и общественный характер, поэтому для восприятия речи нужен не только тонкий, но и системный слух, который является основой между слушаньем и пониманием.

Анализ и синтез звукового потока на основе выделения фонематических признаков объективной системы языка – это работа вторичных отделов слуховой коры левого полушария. Эта работа осуществляется при активном участии артикуляционных актов, которые играют роль эфферентного звена для восприятия звуков речи.

Восприятие поступающих звуков преломляется через систему динамических стереотипов, которые формируются в процессе овладения языка.

Процесс оценки звуков осуществляется на двух различных уровнях, соответствующих двум механизмам:

1) Непосредственное восприятие – протекает быстро и осуществляется при ближайшем участии слуховой коры: сводится к акустическому выделению наиболее информативного признака и обеспечивает осуществление простых форм имитации предъявленного звучания.

2) Процесс квалификации речевых звуков, протекающего на более высоком уровне, требует дополнительных артикуляционных характеристик звуков, протекает медленнее, включает отнесение звуков к известной категории и осуществляется при ближайшем участии кинестетических отделов коры, поэтому поражение слуховой коры, неизбежно приводит не просто к снижению слуха, а к распаду всей структуры аналитико-синтетической деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.