Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Развернутые планы лекций. Методические рекомендации по изучению дисциплины




Методические рекомендации по изучению дисциплины

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Нарушения высших психических функций при локальных повреждениях мозга.

1. При поражении каких зон мозга наблюдаются нарушения памяти?

2. Какие методы использовал А.Р. Лурия для выявления интерференции?

3. Что такое модально- специфические и модально- неспецифические нарушения внимания? При поражении каких областей возникают эти нарушения (заполните таблицу)?

Нарушения внимания. Особенности нарушений Структуры мозга, связанные с данным видом нарушений
1. модально- специфические 2. модально- неспецифические    

4. Охарактеризуйте нарушения речи, возникающие при локальных поражениях мозга (заполните таблицу).

Виды афазий. Особенности нарушений Структуры мозга, связанные с данным видом нарушений
     

5. В чем заключаются особенности нарушения мышления при поражении лобных и теменных областей мозга. В каких тестах можно выявить эти нарушения.

6. Дайте определение понятия «фактор».

 


[1] Вопросы темы наиболее полно рассмотрены в кн.: Е.Д. Хомская. Нейропсихология. Из-во МГУ, 1987.

[2] Наиболее полно тема рассматривается в кн.: А.Р. Лурия Основы нейропсихологии. Из-во МГУ, 1973.

[3] Подробно см. в кн.: А.Р. Лурия Основы нейропсихологии. Из-во МГУ, 1973.

[4] Вопросы темы наиболее полно рассмотрены в кн.: Е.Д. Хомская. Нейропсихология. Из-во МГУ, 1987.

[5] Описанию подобного нарушения посвящена книга А, Р. Лурия «Потерянный и возвращенный мир» (М., 1974).

 

 

[6] Данные об обработке звуковой информации в коре, которые рассматривается в разделе, касаются неречевого слуха. Нарушения речевого слуха – см. в теме 8.

[7] Подробно см. Ю.И. Александров Психофизиология. 2001

[8] Подробно см. в кн.:Е.Д. Хомская. Нейропсихология. Из-во МГУ, 1987

[9] Тема подробно рассматривается в работах А.М. Вейна. Нарушение сна и бодрствования М., 1974 и др.

[10] См. А.Р. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» М., 1968

[11] Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971.

 

[12] В качестве дополнительной литературы см. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов- на Дону, 1998,

Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия. М., 2001, М.И. Лохов

 

  1. [13] Подробно см. в кн.: Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия. М., 2001

 

2. [14] Подробно- см. в кн.: Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Из-во Московского университета, 1992 г.

 

Санкт-Петербург

Утверждено и рекомендовано к печати на заседании Методического совета Академии, протокол № _________От "_____"__________2003 года.

 

 

Составитель: Д.м.н. ведущий научный сотрудник Института мозга человека РАН Т.Н. Резникова,

к.б.н., ст. преп. каф. общей психологии, Зубарева О.Е

 

Рецензент: к.псих.н., доцент СЗАГС А.Н. Кутейников

 

Раздел 1. Фундаментальные основы нейропсихологии.

Тема 1. Нейропсихология как отрасль науки [1].

Нейропсихология – наука о мозговой локализации высших психических функций.

Как научное направление формировалось на стыке психологии, нейрофизиологии и медицины. Первые нейропсихологические исследования проводились в 20-е годы Л.С. Выготским, однако основная заслуга в становлении нейропсихологии как отдельной области знаний принадлежит А.Р. Лурия.

Работы Л. С. Выготского в области нейропсихологии явились продолжением его общепсихологических работ. Л. С. Выготский сформулировал основные положения о развитии высших психических функций, исследовал изменения, возникающие в высших психических функциях при локальных поражениях мозга. Исследования Л. С, Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке нейропсихологических путей компенсации нарушений психических функций, возникающих при локальных поражениях мозга. На основании этих исследований им были сформулированы принципы локализации функций, отличающие работу мозга человека от работы мозга животных. Наблюдения над процессами психического развития ребенка привели Л. С. Выготского к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие прижизненного изменения «межфункциональных» отношений) как основной закономерности психического развития. Л. С. Выготский сформулировал положение о различном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. Принципы, сформулированные Л.С. Выготским, послужили началом целенаправленных многолетних исследований, проводившихся А.Р. Лурия и его сотрудниками. Заслугой А. Р. Лурия является создание советской нейропсихологической школы, которая занимает одно из ведущих мест в этой области знания в мире.

 

Нейропсихология как научная направление формировалась под воздействием потребностей практики – необходимости диагностики локализации поражений головного мозга и необходимости восстановления нарушенных функций.

Становление и развитие нейропсихологии тесно связано с успехами неврологии, психиатрии и нейрохирургии.

К ним относятся исследования психиатров Р. Я. Голант, М. О. Гуревичем и А. С. Шмарьяна, А. Л. Абашев- Константиновского, Б. В. Зейгарник и др. посвященные описанию психических расстройств при локальных поражениях мозга. Безусловный интерес с позиций нейропсихологии имеют и работы грузинской школы психологов. Важные экспериментально-психологические исследования проводились и на базе неврологических клиник- К ним относятся, в частности, работы Б. Г. Ананьева, посвященные проблеме парной работы полушарий головного мозга. Большой вклад в современную нейропсихологию внесли исследования таких крупных советских физиологов как Н, А. Бернштейн. П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, Н, П. Бехтерева и др.

 

Проблема локализации высших психических функций рассматривались еще в средние века. Локализационисты связывали каждую функцию с определенным участком мозга, эквипотенциалисты считали, что для реализации высших психических функций нужен мозг целиком.

В начале XIX анатом Ф. Галь высказал мысль, что сложные способности человека связаны с ограниченными участками мозга, которые, разрастаясь, образуют соответствующие выпуклости на черепе. Открытие П. Брока и К. Вернике в середине XIX речевых зон в мозге поддерживало локальные теории. В начале ХХ века в коре были выявлены двигательные и сенсорные области. Больше всего вопросов оставалось о роли интегративных областей неокортекса - лобной и теменной, повреждение которых приводило к нарушению различных функций.

 

В настоящее время проблема локализации высших психических функций в мозге решается с точки зрения теории функциональных систем П.К. Анохина, согласно которой каждая функция реализуется на нескольких уровнях, за счет участия нескольких структур, каждый уровень вносит свой вклад в реализацию данной функции. С другой стороны, одна структура может быть вовлечена в реализацию нескольких функций. Для обозначения роли отдельной структуры в различных функциях, в нейропсихологии вводится понятие фактора.

Фактор- физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры, участка мозга, нарушение которой ведет к проявлению нейро- психологического синдрома.

 

 

Н.П. Бехтеревой сформулированы представления о жестких и гибких звеньях регуляции психических функций. Жесткие – звенья строго необходимые для реализации функции, присутствующие у всех людей, изменения в них приводят к выпадению функции. Гибкие звенья – индивидуальные, нарушения в них приводят к менее выраженным последствиям, это подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функции.

 

Современные направления нейропсихологии:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.