Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдромный анализ и системная организация психических процессов




План

1.Понятие синдром и синдромный анализ в нейропсихологии

2.Классификация нейропсихологических синдромов

3.Синдромы поражения затылочных долей мозга

4.Синдромы поражения височных долей мозга

5.Синдромы поражения теменных долей мозга

6.Синдромы поражения задних третичных отделов мозга

7.Синдромы поражения премоторных отделов мозга

8.Синдромы поражения префронтальных отделов лобной коры

9.Синдромы расщеплённого мозга

10.Сущность системной организации психических процессов.

 

Синдром - сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определённых зон мозга и закономерно обусловленное из нормальной работы того или иного фактора. Главной целью нейропсихологического диагностического обследования является установление закономерного сочетания нейропсихологических симптомов на основе определения синдромообразующего нарушенного фактора.

Синдромный анализ состояния высшей психической функции – это и есть качественный нейропсихологический анализ состояния высшей психической функции, указывающий не просто на проблему той или другой системы ВПФ, но и на механизм, лежащий в основе девиации или дефицита развития той или другой формы психической деятельности.

Содержание этой концепции синдрома раскрываются в ряде принципов, которые позволяют оценить отклонения в развитии психики и отметить их взаимосвязь с возрастными этапами, найти причину и провести качественный анализ нарушения высших психических функций и их роли в отставании развития психики.

Любая психическая деятельность является сложной функциональной системой, реализация которой обеспечивается комплексом совместно работающих структур мозга, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение этой функции. Это означает, что функциональная система в целом может нарушаться при поражении большого числа зон, причём при различных по локализации поражениях она нарушается по-разному. Каждая зона мозга, участвующая в обеспечении функциональной системы, ответственна за свой фактор. Закономерности построения и распада функциональных систем позволяют нейропсихологу выяснить, какие именно факторы включает в свой состав сложная психическая деятельность и какие участки мозга составляют её нервную основу.

Эти вопросы решаются только при сопоставлении всех симптомов, которые отмечаются при наличии одного очага в коре головного мозга или в других структурах, с одной стороны, и анализ нарушений данной системы при различных по локализации мозговых поражениях - с другой стороны.

Например. Для успешного осуществления сложного движения нужна его чёткая пространственная организация. Это условие обеспечивается третичными отделами теменно-затылочной коры. Разрушение этих отделов приводит к распаду пространственно-организованного движения. При этом мы должны знать, какие другие виды психической деятельности нарушаются при поражении теменно-затылочной коры. Если мы выделим одну группу процессов, страдающих при такой локализации очага, и другую группу процессов, которая при данном очаге остаётся сохранной, мы сможем выяснить, в какие виды психической деятельности входит пространственный фактор, имеющий прямую связь с теменно-затылочными отделами коры.

Известно, что любой корковый очаг нарушает протекание одних психических процессов, оставляя другие процессы в сохранности. Так, очаг в теменно-затылочной области левого полушария приводит к нарушению пространственной организации восприятия и движения, также и другие симптомы: больные не могут ориентироваться в положении стрелок на часах или в координатах на географической карте, не могут ориентироваться в больничном отделении, не могут решить несложные арифметические примеры (решая пример 31- 8, отвечают 24 или 22), не понимают грамматические структуры («зима после осени» или «осень после зимы»). Однако этот же очаг не приводит к нарушениям таких процессов, как плавная речь, узнавание или воспроизведение мелодий, смена последовательных элементов движения, так как эта группа процессов не включает «пространственный» фактор.

Поражения височной доли приводят к нарушению организации слухового восприятия и становится невозможной организация звуковых сигналов в последовательную (секцессивную) структуру. Из-за этого больные не могут чётко воспринимать обращенную к ним речь и удерживать её в памяти; плавная избирательная речь оказывается у них нарушенной. Однако, ориентировка в пространстве, пространственная организация движений, счётные операции, понимание логико-грамматических отношений, остаются у них сохранными.

Всё это показывает, что тщательный нейропсихологический анализ синдрома при поражениях мозга, позволяет разобраться в структуре самих психологических процессов и выделить те факторы, которые входят в одни группы психических процессов и не входят в другие.

Это позволяет подойти к решению вопроса о внутреннем составе психологических процессов, который оставался неразрешимым в условиях психологического исследования, и, таким образом разделить, казалось бы, сходные психологические процессы и сблизить, казалось бы, различные формы психической деятельности.

Например, музыкальный и речевой звук могут казаться вариантами одного и того же психологического процесса. Однако при разрушении задних отделов левой верхней височной извилины происходит нарушение речевого слуха, но музыкальный слух остаётся сохранным. Это означает, что столь близкие психические процессы, как музыкальный и речевой слух, не только включают в свой состав разные факторы, но и опираются на работу различных мозговых зон.

Имеется внутренняя близость, казалось бы, различных психологических процессов. Такие процессы, как ориентировка в пространстве, счет и понимание сложных логико-грамматических структур, имеют принципиально общие звенья, которые позволяют их объединить в одну группу. Поражение нижнетеменных отделов левого полушария неизбежно приводит к нарушению всех этих процессов. Это показывает, что все указанные столь различные функции включают общий фактор, и выделение этих общих факторов способствует более глубокому анализу структуры психологических процессов.

Итак, каждая сознательная психическая деятельность представляет сложную функциональную систему, которая может нарушаться в разных звеньях и страдать при различных по локализации поражениях мозга; в её состав включены различные факторы, изучение которых открывает новые пути для нейрофизиологического анализа внутреннего строения психических процессов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.