Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третичные зоны коры и организация их деятельности




Височные синдромы

 

Поражение верхних отделов левой височной доли у правшей вызывает картину сенсорной афазии. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, вторичным результатом которого является трудность понимания смысла слов, нарушение называния предметов, дефекты экспрессивной речи, нарушение письма и трудности вербальных интеллектуальных операций. Характерным является то, что поражение левой височной доли не ведёт к нарушению музыкального слуха, что проявляется в сохранности интонационно-мелодических компонентов речи и в сохранности способности к пению.

При поражении средних отделов левой височной доли или при поражениях, лежащих в глубине левой височной доли происходят нарушения слухоречевой памяти и принимают форму акустико-мнестической афазии. Они сопровождаются нарушением удержания серий слов, состоящих всего лишь из 2-3 элементов. Этот феномен не проявляется при воспроизведении письменно предъявляемого ряда, а также в случаях, когда испытуемый получает задание перекодировать слуховой ряд на зрительный.

В исследованиях было показано, что имеется не столько нестойкость слухо-речевых следов, сколько их патологически повышенная тормозимость. При предъявлении слухоречевого ряда в условиях удлинённых интервалов взаимное торможение элементов снижается и сохранение слухоречевого ряда повышается. Синдром акустико-мнестической афазии сопровождается нарушением развёрнутого вербального мышления, источником которого являются дефекты оперативной памяти.

Особый интерес представляют нарушения, возникающие при поражении задних отделов левой височной области. Характерным симптомом является выраженное нарушение как номинативной функции речи, так и возможности вызывать по названному слову зрительные представления. Это проявляется не только в непонимании значения предъявленного слова, но и в грубом распаде возможности изобразить названный предмет при полной возможности срисовать его. Есть основания думать, что подобные явления, названные оптическая афазия, связаны с нарушением совместной работы зрительного и слухового анализаторов.

При поражении правой (субдоминантной) височной области речевой слух остаётся сохранным, в то время как музыкальный слух существенно страдает. Это сказывается на воспроизведении заданных ритмических структур.

 

 

Существуют познавательные процессы, играющие в сознательной деятельности человека ведущую роль. Такие процессы объединяют работу нескольких анализаторов, обеспечивая наиболее комплексные формы переработки информации. Мозговую основу наиболее высоких форм познавательной деятельности составляют третичные зоны коры, в частности те из них, которые расположены между затылочными, височными и теменными долями. Эти зоны играют основную роль в обеспечении сложных пространственных синтезов.

Задняя третичная зона составляет зону перекрытия корковых отделов зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Их центром являются 39-е и 40-е поля, есть основания включать в их состав 37-е и 21-е поля. Все эти поля имеют выраженное шестислойное строение и преимущественно состоят из клеток верхних слоёв коры, осуществляющих ассоциативные функции. Приходящие к ним волокна идут от ассоциативных ядер таламуса и от первичных и вторичных полей коры. Третичные поля играют особую роль в осуществлении как синтезов сигналов внутри одного анализатора, так и перенос возбуждения из одного анализатора в другой. Эта надмодальная функция приписывается коре нижнетеменной дольке.

Предположение о синтетической функции третичных зон теменно-височно-затылочной коры подтверждается экспериментами и наблюдениями. Раздражение этих отделов током не вызывает каких-либо модально-специфических эффектов.

Поражение нижнетеменных и теменно-затылочных отделов коры левого и правого полушария не вызывают никаких элементарных модально-специфических нарушений; зрение и слух, тактильная и кинестетическая чувствительность остаются сохранными. Однако анализ показывает, что при таких поражениях у больных возникают расстройства в смысловой и структурной переработке получаемой информации. Больные испытывают затруднения в понимании доходящей до них информации в целом; они не могут совместить отдельные элементы впечатлений в единую структуру.

К этим дефектам прибавляется своеобразная черта. Больные с поражениями задней третичной зоны не могут ориентироваться в системе пространственных координат, и прежде у них страдает право-левая ориентировка. Они легко теряют ориентировку в пространстве, выйдя из палаты, не могут найти дорогу назад; одеваясь, не могут найти нужный рукав; оказываются беспомощными, если им предложить оценить положение стрелок на часах, на которых не написаны цифры. Независимо от образования такие больные не ориентируются в географической карте, не могут начертить схему расположения хорошо знакомых мест. Грубые нарушения возникают у них при попытке расположить объекты в трёхмерном пространстве: они путают горизонтальную, фронтальную и сагиттальную плоскости ил построить из кубиков домик или другое сооружение. Именно в силу этих затруднений появляется симптом с названием конструктивная апраксия.

Эти больные испытывают затруднения в графическом изображении букв, что связано с трудностями пространственного анализа линий, составляющих буквы, из-за чего изображение букв нарушено, а иногда заменяется зеркальным изображением. Нарушения пространственного синтеза могут являться основой как зрительных, так и двигательных и даже пространственно-слуховых расстройств, что характеризуется как пространственная апрактогнозия. Подобные нарушения пространственной ориентировки могут возникать как при поражениях левого доминантного полушария, так и при поражениях субдоминантного полушария. Заметные отличия обнаруживаются лишь при изучении более сложных форм нарушения ориентации в логических квазипространственных (символических) отношениях.

Невропатологи заметили, что больные с поражением теменно-затылочных отделов доминантного полушария испытываю затруднения в анализе не только наглядных, но и символических отношений. Больные этой группы наряду с конструктивной апраксией имеют заметные трудности в припоминании названия пальцев рук. Кроме того, хорошо сохраняя понимание бытовой речи, больные испытывают затруднения в понимании относительно сложных логико-грамматических структур. Например, не могут разобраться во фразе включающей в свой состав логико-грамматические отношения типа «В школе, где учился Петя, из института пришёл юноша, чтобы сделать доклад». Даже такая простая фраза, как «На ветке дерева гнездо птицы», ставит их в тупик. Они не могут сразу разобраться в отношении четырёх слов этого предложения. Для правшей оказываются непонятными логические отношения, которые обозначаются как «коммуникации отношений» или «коммуникации событий». Коммуникации отношений – структуры, обозначающиеся с помощью окончаний, предлогов или с помощью расстановки слов. Ни одну из них нельзя выразить в наглядном образе; все они кодируют логические отношения. Например, «брат отца», «хозяин собаки» ил конструкции с предлогами, выражающие отношения пространства или времени «крест под квадратом», «весна перед летом». Наконец, предложение, в котором смысл меняется в результате изменения порядка слов «платье задело весло» и «весло задело платье». Не понимают больные и таких конструкций «Земля освещается солнцем» или предложений, где порядок слов расходится с порядком мыслей («Я позавтракал после того, как прочёл газету»).

Нарушение внутренних логических синтезов выражается также в распаде счётных операций. Для осуществления счётных операций требуется сохранность симультанных (одновременных) синтезов. К числу таких операций относятся оперирование с многозначными числами, где значение каждой цифры определяется местом в комплексе цифр, операции сложения и вычитания и более сложные операции, выполнение которых возможно при условии сохранения в оперативной памяти числовых схем и направления производимой операции. Например, при вычитании двузначного числа (93 – 47) требуется двойной переход через десяток и удержание в оперативной памяти двойной системы элементов. Именно такие операции нарушаются у больных, они не знают куда именно – вправо или влево – надо отложить тройку, чтобы далее из 90 вычесть 47.

Симптом нарушения счёта, или акалькулия, был давно известен в клинике поражений мозга; однако только с введением нейропсихологических методов суть этих нарушений стала ясной.

Нарушение симультанных синтезов приводит к нарушению познавательных операций и наглядных мыслительных процессов: больные испытывают затруднения не только в формулировании мысли, но ив осуществлении интеллектуальных действий. Трудности у них при выполнении операций типа, «на столько-то больше» и «во столько раз больше» или «было столько метров ткани, из них он потратил столько». Больные оказываются беспомощными при решении задач, общий смысл которых для них может быть понятен.

Такая диссоциация между потенциальной сохранностью интеллекта и нарушением интеллектуальных операций, между сохранностью общего смысла и нарушением конкретных значений и составляет специфику синдрома у больных с поражением теменно-затылочных отделов левого полушария, приводящих к распаду симультанных синтезов.

Одним из рано описанных симптомов поражения левой затылочно-теменной зоны является затруднение в нахождении названий предметов, который получил название амнестическая афазия. При поражении средних отделов височной доли тоже есть явления амнестической афазии, однако, амнестическая афазия, возникающая при поражении теменно-затылочной области, существенно отличается от височной афазии. Стоит лишь подсказать больному с поражением теменно-затылочной области первый звук или слог забытого слова, как он произносит его без всяких затруднений. В этом случае мы имеем не нарушение слухоречевой памяти, а другие механизмы.

Называя тот или иной предмет, мы включаем его в определённую сеть значений, относим предмет к некоторой категории. Этот процесс требует сохранности симультанно существующих семантических схем, которые нарушаются при поражении третичных теменно-затылочных полей левого полушария. Поэтому припоминание названия у таких больных происходит с теми трудностями, что и припоминание у здоровых людей недостаточно упроченной и не включенной в семантическую систему фамилии.

Затруднения в нахождении названия связаны главным образом с называнием предметов и наблюдаются значительно реже при назывании качеств или действий. Так, больные затрачивают на припоминание прилагательных в среднем 2,5 с, на припоминание глаголов – 9,3 с, а на припоминание существительных – 15 с. Оказалось, что больные не способны к наглядному представлению предмета, они не могут выделить его существенные признаки, поэтому всякий раз, когда им давалось узнать изображение предмета, нарисованное в стилизованном виде, нарисовать или закончить начатое изображение или даже подробно описать его детали, они не могли выполнить его. Можно полагать, что существует ещё один механизм нарушения номинативной функции речи при поражении теменно-затылочных отделов левого полушария – неполноценность зрительных представлений называемого предмета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.