Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихология детского возраста




 

Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Она приобретает всё большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей. Нейропсихологический метод позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребёнка. Описать – это значит понять. Понять глубинные механизмы его статуса и спланировать программу психолого-педагогического сопровождения.

Психические функции ребёнка не даны ему изначально, они проделывают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь гетерохронен и асинхронен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся автономным развитие определённого психологического фактора. При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий – на этапе консолидации. Эти разнонаправленные процессы в определённые периоды синхронизируются, чтобы создать целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на требования социального окружения.

Нейропсихология изучает физиологические, психологические и социальные пласты любого психического процесса, которые являются уровнями иерархического строения психики. Общей задачей стало изучение мозговых основ высших психических функций (ВПФ): изучение взаимосвязи нарушения ВПФ с поражением определённых зон мозга, механизмов их нарушения, выделение синдромов нарушения ВПФ. Методы исследования в нейропсихологии специфичны.

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых структур к коре головного мозга, от правого полушария мозга к левому, от задних отделов мозга к передним. Завершением мозгового функционального онтогенеза является нисходящее контролирующее и регулирующее влияние от передних лобных отделов левого полушария к субкортикальным структурам (рис.4).

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Рис.4. Формирование мозговой организации психики в онтогенезе.

 

 
 
Развитие психики ребёнка зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой отдел. Мозг – это не только его структуры, но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой вклад в актуализацию любой психической функции.

Важнейшей закономерностью формирования и развития ВПФ является её формирование в деятельности и в общении с окружающими ребёнка людьми, переход ВПФ из внешней формы её протекания во внутреннюю, умственную путём интериоризации, которая протекает только в деятельности ребёнка и в сотрудничестве со взрослыми. Важным является социальное происхождение ВПФ. Развитие психики зависит от возраста ребёнка: каждая отдельная ВПФ и система ВПФ, в которую она входит, изменяется на каждом возрастном этапе. Следует отметить, что на каждом возрастном этапе в психике ребёнка есть практически все ВПФ, даже самые сложные, такие, как мышление, образы-представления и др., но все они играют разную роль и имеют разную структуру на каждом возрастном этапе. Психические функции не развиваются изолированно друг от друга, а в системе высших психических функций. Эти системы также изменяются по составу входящих в них ВПФ, по уровню развития последних, но они на каждом возрастном этапе уже есть.

Развитие психических функций и отдельных их составляющих протекает по законам гетерохронии и асинхронии. Опишем возрастную динамику наиболее важных психологических факторов.

Различные виды кинестетического праксиса доступны детям в 4-5 лет, а кинетического лишь в 7 лет (проба на реципрокную координацию рук лишь к 8 годам).

Тактильные функции достигают своей зрелости к 4-5 годам, а соматогностические – к 6 годам. Различные виды предметного зрительного гнозиса не вызывают затруднений к 4-5 годам; возникающее иногда замешательство связано с медленным подбором слов. До 6-7 лет дети затрудняются в восприятии и интерпретации сюжетных, особенно серийных картинок.

В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6-7 лет), в то время как метрические представления к 8-ми, а стратегия оптико-конструктивной деятельности к 9 годам.

Объём зрительной и слухоречевой памяти достаточен в 5 лет: к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов вне зависимости от модальности. Однако лишь к 7-8 годам достигается избирательность мнестической деятельности. Так, в зрительной памяти, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали, путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7 лет даже четырёхкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, наблюдается много парафазий, т.е. замена словами близкими по звучанию или значению.

Наиболее поздно из базовых факторов речи созревают: фонематический слух (7 лет), вербальные синтезы и программирование самостоятельного высказывания (8-9 лет). Особенно отчётливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких функций, как написание, решение смысловых задач, сочинение и т.п.

В процессе обследования ребёнка нужно установить контакт с его родителями, особенно с матерью. Она в последующем может стать одним из центральных участников коррекционного процесса.

 

Нейропсихологические синдромы детского возраста разделяются на синдромы «несформированности» и синдромы «дефицитарности». Последние синдромы связаны с патологией подкорковых структур, так как они к концу первого года жизни практически завершают своё структурно-морфологическое развитие. Функциональная несформированность может быть только там, где продолжается морфогенез той или иной мозговой структуры. Например, для лобных долей этот процесс может продолжаться до 12-15 лет.

Нейропсихологические концепции направлены на разработку «инструментария» нейропсихологии детского возраста – фактора, симптома и синдрома. Они у детей с несформированностью высших психических функций или их нарушением – разные, они разные и по сравнению со взрослыми больными с поражениями мозга.

Нейропсихология на фактическом материале с помощью научного анализа может показать, что нарушено, почему и где, и разработать адекватные пути и методы формирующего, восстановительного или коррекционного обучения детей с нарушением ВПФ или с девиацией развития психики, или с её несформированностью.

 

15.1. Методы нейропсихологического обследования детей

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.