Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий




Функциональная несформированность левой височной области.

В жалобах такого ребёнка часты ссылки на то, что говорят быстро, много непонятных слов, а в школьном классе шумно. Родители отмечают, что им приходится по нескольку раз окликать его, прежде чем он поймёт, что от него требуется. На просьбу повторить несколько слов или задание ребёнок переспросит: «Как? Повторите ещё раз». Воспринимая чужую речь как незнакомую, иностранную, не «слышит» и свою.

Близкие по звучанию слова (например, дочка-почка, дверь-зверь) для него могут звучать одинаково. Это приводит к снижению понимания смысла предложений. Расстраивается самоконтроль за собственной речью: в ней много буквенных парафазий и новообразований. При чтении выявляются литеральные парафазии, «проглатывание» окончаний, неправильные ударения. В связи с этим затруднено понимание и запоминание прочитанного текста.

Наиболее грубо нарушено написание. Тетради такого ребёнка изобилуют разнообразными ошибками: замены по мягкости-твёрдости, глухости-звонкости, в словах с безударными гласными. Имеется тенденция к размытости границы слова, слитному написанию двух слов: так, словосочетание «мишина машина» пишется как «миша на машинах», «мыши на машине». Часты пропуски букв, особенно в конце слов.

Дефицит фонематического слуха плохо сказывается на эффективности любого учебного предмета. Услышав на уроке, как печь пирог с тмином, такой ребёнок не может понять, зачем в пирог класть мину. Эти трудности приводят к снижению развития всех звеньев речевой деятельности. Особенно номинации, обобщения и способности разворачивать программу собственного речевого высказывания. Это приводит к искажению процессов коммуникации и к интеллектуальной недостаточности. Фонематический слух имеет базовое значение для всех уровней психической деятельности, ведь импрессивная речь – это самый ранний процесс речевой функции.

С возрастом у детей происходит некоторое сглаживание дефектов, поскольку нахождение в речевой среде для них является корригирующим фактором.

Однако в условиях эмоционально насыщенной ситуации, они по-прежнему демонстрируют обилие грамматических ошибок, литеральных парафазий и контаминаций в спонтанной речи

Среди таких детей много с несформированной доминантной рукой, глазом, ухом. Доминантность уже отчётлива к 6 годам, у этих детей окончательно формируется к 9-10 годам. У них обнаруживается несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз.

У них выявляется обилие реверсий (зеркальности) при восприятии, запоминании, написании букв и цифр. Наиболее специфично возникновение полных, или системных, реверсий. Имеет место восприятие и анализ значительного по объёму перцептивного поля справа налево. Это обнаруживается при рассматривании и назывании изображений, в ходе интерпретации сюжетных картин, в чтении, при воспроизведении эталонов зрительной памяти, в счёте. Характерным является, например, вычитание из нижнего числа верхнего или слева – направо.

При написании имени «Клава» ребёнок сначала справа пишет букву «а», затем с левого края – «К», затем в промежутке между ними «вал».

Имеется отчётливая тенденция к игнорированию левой половины поля зрения и латеральные отличия при выполнении одного и того же задания правой и левой рукой (рисование, написание, копирование, конструирование). Так, копируя фигуры Рея и Тейлора, соответственно левой и правой рукой, ребёнок использует не только разные стратегии, но допускает различные по характеру ошибки. После этого можно подумать, что тест выполнен разными людьми. При выполнении мнестических тестов, правильно выполненный эталон одной рукой, неверно выполняется другой рукой.

Выявляется несформированность фонематического слуха. Дети этой группы, верно повторяя диктуемое слово, испытывают трудности при переводе его звукового образа в графический. Например, «полезный – лпознй», «болото – досоно». В этих случаях не выстраивается гештальт, налицо невозможность взаимодействия между звуковым и графическим вербальными эквивалентами; отсюда - обилие перестановок, утрата гласных, угадывающее чтение.

Недостаточно автоматизированной остаётся у этих детей функция номинации, что связано с дефицитом межполушарного обеспечения зрительно-номинативного комплекса. Это может проявляться в том, что называние затруднено только в отношении тех изображений, которые расположены в левой половине страницы. Онтогенез номинативной функции речи зависит от того, насколько с самого раннего возраста активна связь между вектором и содержанием симультанного (одновременного), полимодального восприятия образа (правое полушарие) и словом (левое полушарие).

При исследовании памяти часты «краевые» эффекты: в первую очередь воспроизводятся первый и последний эталоны. Для таких детей характерно использование различных стратегий решения интеллектуальных задач. Например, в задании «4-й лишний» на равных могут присутствовать способ решения с опорой на обобщающий признак и тенденция к опоре на латентные, конкретно-ситуативные признаки. Всё это приводит к учебной дезадаптации и к неоправданным диагнозам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.