Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аграфия и алексия




Амнестическая афазия

Амнестическая афазия возникает при поражении задневисочных и теменно-затылочных отделов мозга. Единственным и центральным симптомом является затруднение в назывании предметов. В основе этой афазии лежат два фактора. Первый – связан с дефектами оптического восприятия предмета, с дефектами выделения его существенных признаков. Второй связан с патологическим состоянием коры, затрудняющим выбор слова из нескольких альтернатив.

В клинической картине на первое место выступает обилие поисков слов-наименований, обилие вербальных парафазий в устной спонтанной речи. Из всех функций речи прежде всего и грубее нарушается номинативная функция. При попытке назвать предмет больные перечисляют группу слов, но обязательно из этого же семантического поля. В отличие от сенсорной и акустико-мнестической афазий подсказка помогает. Это указывает на то, что акустический гнозис сохранён.

В психологической картине можно отметить нарушение номинативной функции речи. Все виды и формы речи не нарушаются. Сохранено чтение и писание. Эта форма афазии встречается редко.

Все формы афазии отличаются по клинической и психологической картинам и по нейропсихологическому синдрому. В основе различия лежит центральный механизм (фактор). Первой задачей нейропсихолога является вычленение механизма и анализ синдрома. Сосудистые поражения мозга часто приводят к комплексным, смешанным формам афазии.

 

 

Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав написание и чтение. Аграфия – это потеря способности написания при сохранности двигательной функции. Изолированная аграфия может наблюдаться при поражении средней лобной извилины или угловой извилины слева у правшей. Алексия – утрата способности читать, различать буквы и слова. Алексия встречается при поражении угловой извилины и затылочной доли левого полушария у правшей.

Письменная речь имеет ряд психологических особенностей:

1. Она произвольнее устной. Уже звуковая форма, которая в устной речи автоматизирована, при обучении письму требует расчленения, анализа и синтеза. Синтаксис фразы так же произволен, как и фонетика.

2. Это сознательная деятельность и тесно связана с намерением. Знаки и употребление их усваиваются ребёнком сознательно и намеренно в отличие от бессознательного употребления и усвоения устной речи.

Психологическая структура написания сложна. Первым и основным компонентом написания является звуковой анализ слова. Вторым компонентом является операция соотнесения каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой. Третьим – является перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания.

Психофизиологической основой речи является совместная работа слухового и речедвигательного анализаторов. Поэтому анализ звучащего слова требует участия и кинестетических механизмов. Кроме того, анализ слова предполагает операцию установления последовательного порядка звуков в слове. Необходимо ещё удержать в кратковременной памяти выделенные звуки. Только после этого выделенный из слова и уточнённый звук может быть перешифрован в букву. В этом принимает участие зрительное восприятие и восприятие пространства и пространственных отношений. Как видим, психофизиологическая основа письма обеспечивается совместной работой акустического, оптического, кинестетического, кинетического, проприоцептивного, пространственного и других анализаторных систем.

Мозговая основа написания весьма сложна. Психологический уровень реализуется за счёт работы лобных отделов мозга. Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезатылочных отделов. Лингвистический уровень зависит от совместной работы передней и задней речевых зон, обеспечивающих синтагматику и парадигматику речи.

Написание может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга. Каждая из таких зон мозга обеспечивает определённое условие, необходимое для написания. Лобные доли мозга обеспечивают общую организацию написания как сложной речевой деятельности. При поражении той или иной зоны мозга нарушаются компоненты процесса написания, выпадает определённое звено, без которого невозможно полноценное осуществление процесса написания. В зависимости от того, какой участок мозга пострадал, проявляются разные формы нарушений написания.

Аграфии делятся на две группы:

1. Речевые расстройства написания, входящие в синдром соответствующих форм афазий.

2. Неречевые формы аграфии, идущие в синдроме гнозиса оптической и пространственной модальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.