Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восстановление речи при моторных афазиях




При афазиях афферентного и эфферентного типа используются методы, направленные на преодоление первичного речевого дефекта, так и те, которые рассчитаны на устранение вторичной симптоматики. Среди них выделяют специфические и неспецифические приёмы работы.

Для этой цели в инициальный период заболевания является использование прямых (растормаживающих и стимулирующих) методов работы. К ним относятся:

1 .Стимуляция понимания ситуативной и бытовой речи. Используются упражнения по показу предметов и ответам на вопросы в ситуативном диалоге.

2. Растормаживание произносительной стороны речи. Это достигается путём сопряжённого, отражённого и самостоятельного произнесения автоматизированных речевых рядов: порядкового счёта, перечисления дней недели, месяцев по порядку; пения песен со словами; окончания пословиц и фраз с «жёстким контекстом»; моделирования ситуаций, стимулирующих продуцирование непроизвольных возгласов: «Ой! Ох! Ах! Боже мой! И пр.» Стимулируются также простые коммуникативные виды речи, например, ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге. Для этого моделируются ситуации, способствующие вызову коммуникативно значимых слов «да», «нет», «хочу», «буду» и т.д.

3. Стимулирование глобального чтения и письма. Данный вид работы тоже относится к числу прямых методов обучения. Он состоит из таких заданий, как: раскладывание подписей под картинками (предметными и простыми сюжетными); написание наиболее привычных слов (Россия, мама, город, тётя); списывание простых слов и фраз; сопряжённое чтение простых диалогов.

На последующих этапах восстановления методы обучения рассчитаны на произвольную деятельность. Она требует подключения максимального объёма межанализаторных резервов компенсации.

При афферентной моторной афазии в рамках устной речи основным специфическим приёмом работы является реконструкция обобщённой артикуляционной системы звуков речи – артикулем, т.е. оптико-тактильный метод, широко известный как постановка звуков. Важный раздел составляет работа по автоматизации артикулем в словах, где они занимают различные позиции и разных по слогоритмической структуре. Это необходимо для преодоления литеральных парафазий. В рамках письменной речи ставится цель восстановления ассоциативной связи «артикулема-фонема-графема». Это достигается путём списывания и написания букв, соответствующих произнесённым звукам речи, прочтение этих букв непосредственно после написания.

При эфферентной моторной афазии специфической является работа, направленная на выработку артикуляционных переключений. Помимо известных приёмов, используемых при коррекции звукопроизношения у детей, полезна эктериоризация звуко-ритмической стороны речи: деление слов на слоги с отстукиванием, отхлопыванием каждого слога, выделение голосом ударного слога,воспроизведение голосом абриса слова, подбор слов с идентичной звуко-ритмичной структурой, ритмизированное произнесение слов во фразе с привлечением внешних опор – отстукивание, похлопывание и т.д., улавливание и воспроизведение различных созвучий, в том числе и подбор ритмирующихся слов.

Остальные виды работы не являются специфичными, они используются при обеих формах афазии при условии, что речевой дефект перестал быть грубо выраженным.

Фразовая речь, семантика слова, чтение и написание при моторных афазиях страдают вторично, структура их дефекта носит стандартный характер. В связи с этим для преодоления этих расстройств пригодны универсальные методы, используемые в практике преодоления нарушений речи у детей, а также в преподавании иностранных языков. Специальную задачу составляет, однако, подбор лексико-фразеологического материала, отвечающего возрастным параметрам больных, а также их индивидуальному «языковому портрету».

Восстановление речи при динамической афазии.

При обоих вариантах динамической афазии, различающихся характером экспрессивного аграмматизма, имеется общая симптоматика, проявляющаяся в изменениях нейродинамики – речевой аспонтанности, инактивности, персевераций, инертности и вязкости речевых следов. Они создают неблагоприятный фон для восстановительного обучения. В связи с этим, независимо от конкретного варианта динамической афазии, на начальном этапе работы центральное место занимают методы преодоления расстройств нейродинамики:

1. Повышение активности больного, организация произвольного внимания. Для достижения этой задачи используются такие виды работы, как:

целенаправленное выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);

оценка специально искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно- отрицательных жестов или словами «да», «нет»;

тренинг нейромоторных переключений (борьба с персеверациями) в различных видах невербальной деятельности: графическом, кинетическом праксисе, предметно-практической деятельности и прочее.

2 .Стимулирование простых видов коммуникативной речи.

Вызов и автоматизация коммуникативно значимых слов: да, нет, могу, хочу, буду, надо и т.д. позволяют осуществить прямые методы. Они оживляют в памяти отдельные штампы коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: дай, иди сюда, кто там, тише и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.