Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые условные сокращения 1 страница




 

ГВРМ — Государственные высшие режиссерские мастерские (1921).

ГВТМ — Государственные высшие театральные мастерские (1922).

Гэктемас — Государственные экспериментальные театральные мастерские име­ни Вс. Мейерхольда (1923 — Л991).

ТИМ — Театр имени Вс. Мейерхольда (1923 — (1926).

ГосТИМ — Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (1926 — 1938).

ИМЛИ — Отдел рукописей Института мировой литературы имени А. М. Горь­кого Академии, наук СССР.

ЦГАОР СССР — Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управ­ления СССР.

ЛГАОРСС — Ленинградский государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства.

ЦГАЛИ — Центральный государственный архив литературы и искусства.

Из фондов ЦГАЛИ в настоящем издании использованы главным образом материалы фонда 963 — Государственного театра имени Всеволода Мейерхоль­да — и фонда 998 — В. Э. Мейерхольда. Автографы В. Э. Мейерхольда, храня­щиеся в этих фондах, в специальной атрибуции ие нуждаются.

 

ИЗ ЧЕРНОВОГО ПРОЕКТА ОБРАЩЕНИЯ АРТИСТОВ К СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

(стр. 3)

Автограф хранится в ЦГАЛИ (ф. 998, оп. 1, ед. 607). Публикуется впервые.

В том же архивном деле имеются и другие варианты обращения, написан­ные Мейерхольдом. Датируется по содержанию.

В первые месяцы после Великой Октябрьской социалистической революции в среде артистов Александрийского и Мариинского театров велись бурные дис­куссии о положении государственных театров и их артистов в новых условиях. Мейерхольд принимал активное участие в этих дискуссиях, стараясь сблизить деятелей театра с Советской властью; характерно, что в Александрийском театре его прозвали «красногвардейцем» (см.: П. Ярцев, Потерянный дом. — Газ. «Наш век», П., 1918, 17 января). Можно думать, что Мейерхольд хотел предложить или предлагал этот проект артистам, но при тогдашних настрое­ниях большинства из них проект, очевидно, не мог быть принят.

 

 

<О РАБОТЕ И ОТДЫХЕ>

(стр. 4)

Машинопись на бланке Театрального отдела (ТЕО) Наркомпроса с прав­кой Мейерхольда (ЛГАОРСС, ф. 2551, оп. 1, ед. 4). Публикуется впервые.

Бюро историко-театральной и репертуарной секций ТЕО в заседании 9 ав­густа 1918 года заслушало «отзыв эксперта В. Э. Мейерхольда об актерской чайной «Канарейка» и постановило: «принять и представить народному комис­сару по просвещению» (протокол хранится в ЛГАОРСС, ф. 2551, оп. 1, ед. 4').

С самого начала существования ТЕО Мейерхольд развернул многосторон­нюю деятельность. Он был членом бюро секций историко-театральной и репер­туарной, а потом еще и педагогической, и выполнял много других работ. Осенью 1918 года, после разделения ТЕО на две части — московскую и петро­градскую — он стал заместителем заведующего ТЕО и заведующим петроград­ской частью ТЕО.

[1] В этом петроградском театре, называвшемся так по его местонахожде­нию (Троицкая ул., теперь ул. А. Г. Рубинштейна), в тот период выступало «Товарищество работников сцены», в репертуаре которого были водевили.

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕАТРАЛЬНОМ СОВЕЩАНИИ В НАРКОМПРОСЕ 12 декабря 1918 года (стр. 6)

Имеются три отчета об этом выступлении: 1) стенограмма (ЦГАОР, ф. 2306, оп. 24, ед. 33 к 476), 2) автореферат без заголовка (автограф в ИМЛИ, ф. 196,

оп. 1, ед. 4) и 3) отчет «Мейерхольд о путях театральной идеологии» в бюл­летене РОСТА «Театр и искусство», М., 1918, 114 декабря. Публикуется впер­вые, по тексту бюллетеня с мелкими поправками по автографу (эти два текста мало отличаются друг от друга).

В бумагах Мейерхольда (ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. 702) сохранился план его выступления, озаглавленный: «12 — XII — 1918. Худ. секция при К-те по Пр.».

10 и 12 декабря 1918 года в Москве, в Наркомпросе, под председательством А. В. Луначарского состоялось совещание по вопросам театра. Были заслуша­ны доклады о состоянии государственных театров в Москве и в Петрограде и о деятельности и планах Театрального отдела Наркомпроса. Среди участников прений были К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, А. И. Южин, А. Я. Таиров, В. Г. Сахновский и другие.

Представитель бывш. Александрийского театра Д. X. Пашковский главным недостатком ТЕО считал «отвлечение театральных деятелей от реальной сце­нической работы (пример: Мейерхольд) и увлечение теорией» («Совещание по делам искусств». — «Известия ВЦИК», 1918, 15 декабря). Многие из выступав­ших указывали на чрезмерную широту начинаний ТЕО. А. В. Луначарский в своей речи заявил, что упреки, адресованные ТЕО он относит к себе, но предъ­явил ТЕО требование — стать хозяином, организатором театрального дела — и указал на необходимость создания многих общедоступных театров. Он сказал: «Я согласен с тов. Мейерхольдом по поводу указанного им пути для разработ­ки театральных вопросов» (названная выше стенограмма).

 

[2] Положение о Театральном отделе Народного комиссариата по просвещению, подписанное А. В. Луначарским, было опубликовано в «Известиях ВЦИК», 1918, 19 сентября.

[3] Фактически оставив весной 1918 года работу в бывш. Александрийском театре (после постановки там пьесы-легенды «Петр Хлебник» Л. Н. Толстого), Мейерхольд в течение нескольких месяцев продолжал работать в бывш. Мариинском театре. 26 ноября 1918 года на заседании Совета государственной оперы он заявил: «Условия работы в Мариинском театре невозможны. В данном периоде эстетика даже не ночевала в этом театре. Нужно, чтобы культура была в театре, и меня тянет в другое место, в другую художественную атмосферу. Сегодня я просил тов. Луначарского об отставке с подробной мотивировкой причин моей просьбы, и Луначарский мою отставку принял» (цит. По протоколу: ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. 41).

[4] Имеется в виду издательство «Всемирная литература» в Петрограде, которым руководил А. М. Горький.

 

 

ПЛАН ДОКЛАДА НА СЪЕЗДЕ РАБОЧИХ, ПОСЕЛЯН И ГОРЦЕВ ЧЕРНОМОРСКОГО ОКРУГА

26 июня 1920 года (стр. 8)

Автограф хранится в ЦГАЛИ, ф. 998, оп, II, ед. 723. Публикуется впервые.

В бумагах Мейерхольда имеется и другая, более черновая запись плана, озаглавленная «К докладу подотдела искусств» (ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. 38). Отчет о докладе Мейерхольда был напечатан в газ. «Красное Черноморье» (Новороссийск, 1920, 30 июня).

В начале лета 1919 года Мейерхольд, заболевший туберкулезом плечевых желез, был направлен на лечение в Крым. Позднее в своем «Трудовом списке» он писал: «Вследствие внезапной эвакуации Крыма нашими, остался в больни­це. Тотчас по занятии Ялты белыми подвергся в больнице обыску и опросу. <...> Была взята подписка о невыезде, однако я немедленно выписался из больницы, сначала скрывался <...>, потом бежал на шхуне в Новороссийск, где вскоре по доносу петербургского адвоката Бобрищева-Пушкина был аре­стован, посажен в тюрьму, где пробыл два месяца, потом благодаря участию в моей судьбе друзей в Ростове-на-Дону (Гнесин) из тюрьмы был выпущен под залог в распоряжение военно-следственной комиссии. Вплоть до взятия

г. Новороссийска красными находился в лапах белой контрразведки, обязанный ежедневно являться на регистрацию. Под угрозой расстрела был трижды (Ялта, матрос с миноносца; военно-полевой суд, приостановленный хлопотами друзей; офицер из штаба губернатора в Новороссийске, грозивший разде­латься со мной выстрелом из-за угла)» (копия в ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. 10).

Сразу же после занятия Новороссийска Красной Армией Мейерхольд был назначен (1 апреля 1920 г.) заведующим подотделом искусств отдела народного образования Революционного комитета города Новороссийска.

[5] По-видимому, речь идет об Академии художеств.

[6] Решетка при Зимнем дворце в Петрограде, имеющая высокую художественную ценность, в 1919 году была перенесена в рабочий район.

На Марсовом поле в Петрограде, где погребены герои, павшие за револю­цию, был сооружен памятник работы архитектора Л. В. Руднева с текстами, написанными А. В. Луначарским.

[7] Декрет напечатан в журн. «Вестник театра», 1919, № 33, 14 —!19 сентября,истр. 2. Фраза, цитируемая Мейерхольдом (с пропуском нескольких слов), составляет п. 23 декрета.

[8] Жюльен Тьерсо пишет про французского историка Жюля Мишле: «Он уверяет, что воспитание будет совершаться также посредством праздников» («Празднества и песни французской революции». Перевод К. Жихаревой, П., изд. «Парус», 1917 (на обложке: 1918), стр. 24).

 

 

<О ЗАДАЧАХ ТЕАТРАЛЬНОГО ОТДЕЛА НАРКОМЛРОСА>

(стр. 10)

Напечатано под заглавием «Беседа с В. Э. Мейерхольдом» в журн. «Вест­ник театра», 1920, № 68, 21 — 26 сентября, стр. 2 — 3.

В том же номере журнала напечатано:

«16 сентября 1920 года Коллегией Народного комиссариата по просвещению назначен заведующим Театральным отделом Всеволод Эмильевич Мейер­хольд. <...> Народный комиссар по просвещению А. Луначарский».

В связи с этим назначением журнал и поместил беседу с Мейерхольдом. Содержание беседы и стиль ее изложения позволяют предполагать, что она написана или, по крайней мере, отредактирована Мейерхольдом.

В № 71 «Вестника театра» (1920, 22 октября, стр. 2 — 4) напечатана обшир­ная «Декларация Вс. Э. Мейерхольда. (Речь на собрании сотрудников ТЕО III октября)», посвященная организационным вопросам руководства театральным делом.

[9] В 1920 году Мейерхольд, как и А. В. Луначарский и некоторые другие деятели советской культуры, переоценивал Пролеткульт, не видя его крупных идейных ошибок. Эти ошибки были вскоре подвергнуты критике в письме ЦКРКП(б) «О пролеткультах» («Правда», 1920, 1 декабря).

[10] Пользуясь созывом Второго конгресса Коминтерна в Москве, Централь­ный комитет Всероссийского Пролеткульта вместе с группой делегатов кон­гресса создал Временное международное бюро Пролеткульта во главе сА. В. Луначарским.

 

«ЗОРИ»

Драма Эмиля Верхарна «Зори» в переводе Г. И. Чулкова была поставлена В. Э. Мейерхольдом и В. М. Бебутовым вТеатре РСФСР Первом (им же при­надлежала композиция текста); премьера состоялась в день его открытия — 7 ноября 1920 года.

Театр РСФСР Первый был организован путем объединения коллективов Вольного театра, Нового театра ХПОРО (Художественно-просветительного союза рабочих организаций) и части труппы Государственного Показательного театра (эти театры возникли в 1919 г.). Мейерхольд сначала взялся за руко­водство постановкой «Зорь» к третьей годовщине Октябрьской революции, но

вскоре принял на себя руководство театром в целом. В. М. Бебутов, возглав­лявший Новый театр ХПОРО в момент объединения, стал ближайшим сотруд­ником Мейерхольда по руководству Театром РСФСР Первым. К вновь открыв­шемуся театру от Нового театра ХПСРО перешло здание театра бывш. Зон на Старой Триумфальной площади (теперь площадь Маяковского), в котором до 1931 года и работал театр, руководимый Мейерхольдом.

Пьеса «Зори» давно привлекала Мейерхольда. В 1905 году он включил ее в репертуарный план Театра-студии, а в 1907 году в статье «К истории и тех­нике Театра» упоминал «Зори» как одно из явлений той литературы, из которой вырастает новый театр (см. ч. 1 настоящего издания, стр. 123). В 1918 году он предполагал поставить «Зори» в Петрограде, в Доме рабочих Совета ком­муны Второго городского района, где заведовал художественной частью; к этой постановке (она не была осуществлена) готовил эскизы декораций молодой художник В. В. Дмитриев, тогда слушатель Курсов мастерства сценических постановок. Он же стал автором декораций к постановке Театра РСФСР Первого.

Главные роли и исполнители: Жак Эреньен — А. Я. Закушняк, Пьер Эреньен — А. Букин, Клара — О. Н. Демидова, Эно — А. А. Надлер, Ле Бре — В. Кальянов, Ордэн — О. Н. Фрелих, первый министр — М. А. Терешкович, пророк — А. А. Мгебров, Гислен — И. В. Ильинский.

 

I. К ПОСТАНОВКЕ «ЗОРЬ» В ПЕРВОМ ТЕАТРЕ РСФСР

(стр. 13)

Статья напечатана в «Вестнике театра», 1920, № 72 — 73, 7 ноября, стр. 8 — 10. Написана совместно с В. М. Бебутовым.

[11] Комедиантом Мейерхольд и Бебутов в этой статье называют актера своего театра.

[12] Идея орхестры была заимствована из древнегреческого театра. Так же, как и там, орхестра служила местопребыванием хора (комментировавшего дей­ствие коллективными или сольными репликами) и находилась между сценой и зрителями. Но в отличие от античного театра здесь орхестра представляла углубление, из которого на сцену вела широкая лестница.

[13] Шутка по поводу широчайшего распространения театральных организа­ций по всей России в годы гражданской войны. А. В. Луначарский писал, что «еще в начале 1919 года в одной Костромской губернии было больше кре­стьянских театральных кружков, чем во всей Французской Республике» (А. Л уначарский, Наши задачи в области художественной жизни. — Журн. «Крас­ная новь», М., 1921, № 1, стр. 156).

[14] См. об этом: «Из лекции на театральном семинаре «Интуриста» 21 мая1934 года» (стр. 294).

[15] См. ч. 1, стр. 262.

[16] Сецессион — объединения и выставки художников (преимущественно мо­дернистов) в Германии и Австрии конца XIX и начала XX века. «Мир искус­ства» — объединение русских художников, сложившееся в последние годыXIX века.

 

II. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕРВОМ ПОНЕДЕЛЬНИКЕ «ЗОРЬ»

22 ноября 1920 года (стр. 17)

Имеются отчеты: 1 — стенографический (ЦГАЛИ, ф. 963, on. il, ед. ilO) и 2 — печатный: «Беседа о «Зорях». В театре РСФСР» («Вестник театра», 1920, N» 75, 30 ноября, стр. 114).

Печатается по стенографическому отчету с мелкими поправками по пе­чатному тексту.

На «беседе» (диспуте) о постановке «Зорь» Верхарна в Театре РСФСР Первом выступили А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд, В. В. Маяковский (дважды; его выступления см: В. Маяковский, Полн. собр. соч. в три-

надцати томах, т. 12, М., 1959, стр. 244), артисты Д. Н. Бассалыго и А. А. Мгебров, литературоведы и искусствоведы О. М. Брик, П. С. Коган, А. М. Ган, театральный критик и режиссер С. А. Марголин и другие. Мая­ковский, отметив отдельные недостатки пьесы и постановки, сказал, что театр вступил «на исключительно правильный путь. Он понимает, что вне совре­менности театр существовать не может...» Луначарский, споря главным обра­зом с Маяковским, возражал против попытки «совместить митинг и театр» и против супрематистских декораций, но признал: «Сделан новый, смелый революционный акт и проявлено настоящее искание нового, яркого и, не­смотря на переделку риторики Верхарна и на вычурность футуристических элементов, в постановке часто вспыхивало настоящее настроение, подлинное чувство и чувствовалось, что творится жизнь, что это первый, может быть, косолапый шаг, но что это событие большой важности». П. С. Коган пред­ложил устраивать в Театре РСФСР Первом каждый понедельник публич­ные беседы по вопросам искусства и назвать эти диспуты «понедельниками «Зорь». Это предложение было единогласно принято. «Понедельники «Зорь» устраивались в течение двух месяцев.

Маяковский во втором выступлении отвечал Луначарскому, а кроме того опубликовал «Открытое письмо А. В. Луначарскому» («Вестник театра», 1920, № 75; В. Маяковский, Поли. собр. соч., т. 12, стр. 17). Луначарский в свою очередь ответил Маяковскому в статье «Моим оппонентам» («Вестник театра», 1920, № 7& — 77, 14 декабря, стр. 4 — 5).

[17] Один из ораторов, недовольный постановкой, предложил передать пьесу«Зори» в другой театр.

[18] В руководимой Вл. И. Немировичем-Данченко Музыкальной студии МХАТ была поставлена оперетта Ш. Лекока «Дочь мадам Анго» (премьера — 16 мая 1920 г.).

[19] Вероятно, Мейерхольд, не любивший Ростана, имел в виду «Сирано де Бержерака» в постановке театра бывш. Корша (премьера — 12 октября 1920 г.).

[20] В том же № 75 «Вестника театра» (стр. 15 — 16, заметка «Театр РСФСР») сообщалось: «24 ноября состоялся спектакль «Зорь» исключитель­но для красноармейцев московского гарнизона. Особенность этого спектакля заключалась в том, что на нем была осуществлена первая попытка активного слияния зрительного зала со сценой. Красноармейцы придали спектаклю празд­ничный характер и <со> своими знаменами и оркестрами участвовали в ходевсего спектакля, активно реагируя на все его наиболее значительные моменты».

 

III. <ОБ ОФОРМЛЕНИИ СЦЕНЫ В «ЗОРЯХ»>

(стр. 18)

Автограф хранится в ЦГАЛИ (ф. 998, оп. Л, ед. 314). Напечатано (без подписи) в брошюре: «Театр имени Вс. Мейерхольда. Музей. Каталог выставки «5 лет (1920 — 1925)», изд. «Театральный Октябрь», М., 1926, стр. 5 — 6.

Печатается по тексту брошюры, которая была одним из изданий, выпу­щенных в связи с пятилетним юбилеем Театра имени Вс. Мейерхольда (юби­лей праздновался 25 апреля 1926 г.). Издательство «Театральный Октябрь», существовавшее при этом театре в 1926 — 1927 годах, кроме того выпустило сборник «Театральный Октябрь», четыре номера журнала-бюллетеня «Афиша ТИМ» и брошюры: «Зритель о Театре имени Вс. Мейерхольда» и «Биографии студентов первого выпуска (1926) Государственных экспериментальных те­атральных мастерских имени Вс. Мейерхольда (Гэктемас)».

Брошюра «Каталог выставки» поясняла экспонаты выставки, открывшей­ся к юбилею, — макеты и фотоснимки постановок театра. Описания оформ­ления сцены в других спектаклях принадлежали главным образом И. А. Аксенову.

[21] С 21 июня по 23 августа 1918 года в Петрограде при ТЕО Нарком-проса работали организованные по инициативе Мейерхольда Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок (Мейерхольд читал на курсах два предмета: сценоведение и режиссуру). Затем курсы были реор-

ганизованы, программа их была расширена, срок обучения значительно удли­нен: 4 октября 1918 года были открыты Курсы мастерства сценических по­становок; Мейерхольд, являясь заведующим курсами, читал те же предметы. Те и другие курсы в педагогической работе Мейерхольда явились как бы пере­ходным этапом от Студии В. Э. Мейерхольда (силами которой и была осуще­ствлена постановка «Незнакомки») к открывшимся осенью 1921 года Государ­ственным высшим режиссерским мастерским.

[22] Декорации художника Г. Б. Якулова к мелодраме А. П. Глобы «Розита» (премьера — 25 марта 1926 г.) носили эстетский характер и возвращали те­атр к уже устаревшим приемам оформления спектакля.

 

ПИСЬМО А. В. ЛУНАЧАРСКОМУ

(стр. 20)

Машинописная копия хранится в ЦГАОР (ф. 2313, оп. 6, ед. 38). Публи­куется впервые.

На документе резолюция: «Безусловно одобряю этот план. Нарком А. Луначарский, 24/ХЬ.

17 ноября 1920 года Политико-просветительное управление Московского военного округа (ПУОКР) обратилось в ТЕО с письмом, в котором указы­вало на необходимость создания показательного красноармейского самодея­тельного театра и просило предоставить для этой цели помещение одного из существующих театров.

25 ноября в ТЕО состоялось совещание представителей ПУОКРа и кол­лектива театра бывш. К. Н. Незлобина. Мейерхольд, председательствовавший на этом совещании, изложил план совместного использования «незлобинца-ми» и красноармейцами помещения театра бывш. Незлобина под названием «Театр РСФСР Второй». Предложение было принято. Однако проект не был осуществлен.

С этого времени устанавливается постоянная многолетняя связь Мейер­хольда с Красной Армией (см. статью «ГосТИМ и Красная Армия», стр. '179).

 

J'ACCUSE!

(стр. 21)

Напечатано в «Вестнике театра», 1920, № 76 — 77, 14 декабря, стр. 5.

«J'aceuse!» — «Я обвиняю!» (франц.) — название знаменитого памфлета Эмиля Золя.

Эта статья была помещена в журнале непосредственно вслед за статьей А. В. Луначарского «Моим оппонентам». Луначарский, говоря о «размеже­вании театров, подлежащих сохранению и поставленных вне ответственности ТЕО (то есть академических и некоторых других. — Ред.), и остальных теат­ров», писал: «Я могу поручить т. Мейерхольду разрушение старого плохого и создание нового хорошего. Но сохранение старого хорошего, притом живого и могущего по-своему развиваться в революционной атмосфере, я ему пору­чить не могу....Тов. Мейерхольд любить какой-нибудь Малый театр и забо­титься о нем не может».

[23] Имеются в виду декораторы московских императорских театровА. Ф. Гельцер и К. Ф. Вальц (конец XIX — начало XX в.).

[24] Для постановки балета И. Ф. Стравинского «Жар-птица» были пригла­шены режиссер А. Я. Таиров и художник П. В. Кузнецов (спектакль поставлен не был).

[25] Контррельефы — художественные композиции, авторы которых разбива­ли живописную плоскость пространственным (объемным) построением, поль­зуясь такими материалами, как дерево, жесть и т. п.

[26] А. В. Луначарский писал: «Великая Октябрьская революция так же точ­но, как великая Коммуна Парижа, приняла тотчас же меры к охране всегоценного из достояния прошлого, и когда теперь происходит маленький Теат-

ральный Октябрь, то было бы, конечно, смешно сдать ему эти ценности, не без большого труда сохраненные во время гигантских бурь Октября настоящего» «Театральный Октябрь» — движение за революционное обновление теат­ра, возглавлявшееся Мейерхольдом (1920 — 1921 гг.). Задачей этого движения было: решительно повернуть театр лицом к революционной современности, сделать его одним из орудий революционной борьбы и социалистического строительства. В одном из своих выступлений Мейерхольд сказал: «Театраль­ный Октябрь есть явление громадного объема: тут и революционизирование профтеатров, и создание драматургических, режиссерских и актерских мас­терских, и опыты в области самодеятельного красноармейского театра, представ­ляющего любопытный сплав рабочих и крестьян, тут и задача революциони­зировать и совершенствовать театры провинции» («Вестник театра», М., 1920, № 76 — 77, 14 декабря, стр. 11). Правильность основных исходных позиций «Театрального Октября» не избавила его от значительных ошибок и «переги­бов» — таких, как недооценка возможностей старых театров, применение ме­тодов административного воздействия и т. д. Именно об этом и говорил Луначарский.

 

ТЕЛЕФОНОГРАММА В. И. ЛЕНИНУ

(стр. 23)

Записано в рукописном дневнике Театра РСФСР Первого (хранится у Н. Н. Соколовой). Публикуется впервые.

Текст телефонограммы сопровождается в дневнике следующими словами:

«Владимир Ильич ответил по телефону Всеволоду Эмидьевичу, что он 28 декабря быть не может, так как очень занят, но обязательно приедет на один из ближайших спектаклей.

Н. К. Крупской и П. М. Керженцеву посланы приглашения, как авторам критических указаний, которые использованы во втором варианте».

Рецензия Н. К. Крупской под заголовком «Постановка «Зорь» Верхарна. (В театре бывш. Зона)» была помещена в «Правде» (1920, 10 ноября), рецен­зия П. М. Керженцева (публициста, теоретика театра и в то же время от­ветственного руководителя РОСТА) под заголовком «Зори» — в «Вестнике театра» (1920, № 74, 20 ноября, стр. 4).

В дневнике Театра РСФСР Первого под датой «понедельник 27 декабря» кроме этой телефонограммы записано:

«Зори». Первый спектакль второго варианта, существенно изменившего первоначальную редакцию: более укреплены образы, оживлены характеры, ярче расцвечены отдельные моменты и внутренние противопоставления идей и лиц; сильно изменен и дополнен текст — работа В. Э. Мейерхольда и В. М. Бебутова и отчасти результат критики зрителей на первый вариант.

Спектакль специально для работавших на субботнике и воскреснике. Ра­ботники театра заняты в день обычного недельного отдыха тоже в порядке субботника».

Текст новой редакции «Зорь» напечатан в «Вестнике театра» (1921, № 80 — 81, 27 января, стр. 26 — 27).

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛИСТКИ. I. О ДРАМАТУРГИИ И КУЛЬТУРЕ ТЕАТРА

(стр. 24)

Напечатано в «Вестнике театра», 19121, № 87 — 88, 5 апреля, стр. 2 — 3. Напи­сано совместно с В. М. Бебутовым и К. Н. Державиным.

К. Н. Державин, ученик Мейерхольда по Курсам мастерства сценических постановок, в конце 1920 — начале 1921 года был привлечен к работе по орга­низации задуманного Мейерхольдом Театрального техникума (открывшегося осенью 1921 года как Государственные высшие режиссерские мастерские); впос­ледствии театровед и литературовед.

[27] Очевидно — «советские бюрократы».

[28] При реорганизации Наркомпроса в начале 1921 года вместо единых прежде отделов театрального, музыкального, изобразительных искусств, литера­турного и кинематографического были образованы соответствующие подотделы при вновь созданных Главполитпросвете (Главном политико-просветительномкомитете), Главпрофобре (Главном комитете профессионально-технического об­разования), Главсоцвосе (Главном комитете социального воспитания) и Акаде­мическом центре. 26 февраля 1921 года Мейерхольд был утвержден заместите­лем заведующего ТЕО Главполитпросвета; на этом посту он пробыл до 8 ап­реля 1921 года.

[29] Слова Чацкого из пятого явления второго действия «Горя от ума»А. С. Грибоедова.

[30] Набранное курсивом — несколько перефразированная цитата из частоприводимых Мейерхольдом заметок Пушкина «О народной драме и драме«Марфа Посадница», которые далее в этой статье Мейерхольд называет «мани­фестом Пушкина «О драме».

[31] Были опубликованы еще только «Театральные листки. II. Одиночество Станиславского» (см. далее). В феврале — марте 1921 года Мейерхольд поме­стил в «Вестнике театра» также статьи инструктивного характера под заголов­ком «Письма на места»: Письмо первое — Самарской губтесекции <театральнойсекции губернского отдела народного образования> (№ 83 — 84), письмо вто­рое — Брянской губтесекции, письмо третье — Нижегородской губтесекции (оба — № 85 — 86), а затем были напечатаны памфлет «Горестные заметки. Недоумение отпадает, или Дом Чехова и оперетта» (№ 87 — 88) и статья «Яркие театры». «Кармен», написанная В. Э. Мейерхольдом вместе с В. М. Бебутовым и под­писанная «Озлобленные новаторы» (№ 89 — 90). Критик М. Б. Загорский, в своевремя заведовавший редакцией «Вестника театра», говорил: «Можно найти рядстатей и материалов Мейерхольда, написанных анонимно или под псевдонимом. Они вносили страстность борьбы. Очень часто обзор печати делался Мейер­хольдом, который показывал всю театральную Москву. Я попросил Мейерхольдаи Бебутова дать нам рецензию. Они выбрали «Кармен» (стенограмма собрания, посвященного воспоминаниям о «Театральном Октябре», состоявшегося 7 июня 1934 года в ВТО; хранится в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, историографический кабинет, ф. 31, ед. 4).

[32] В ноябре 1920 года ТЕО организовал Мастерскую коммунистической дра­матургии (Масткомдрам). Возглавлял ее Д. Н. Бассалыго. Она должна была содействовать созданию и распространению новых, революционных пьес. Нонедостаток квалифицированных сотрудников помешал выполнению ее задач.

[33] Ринальдо Ринальдини — разбойник, герой одноименного романа немец­кого писателя Х.-А. Вульпиуса.

[34] «Живые газеты» и. «устные газеты» (в данном случае как пример при­водится газета железнодорожников «Гудок») — своеобразные эстрадные формыполитической агитации, возникшие в 1920 году.

[35] Гинекей — женская половина дома у древних греков; здесь это словоупотреблено в ироническом смысле.

[36] О биомеханике, точнее — о театральной биомеханике, основы которой Мейерхольд сформулировал в сезоне 1921/22 года, см. в его рецензии на книгу А. Я. Таирова (стр. 37 — 39) и в докладе «Актер будущего и биомеханика»(стр. 486 — 489).

[37] Имеется в виду существовавшая в то время при Московском Пролет­культе «тонально-пластическая студия».

[38] О совместной работе с Главным управлением Всевобуча (Всеобщего военного обучения), о театрализации физической культуры см. в разделе «При­ложения» (стр. 484 — 485 и 581).

[39] По-видимому, здесь в вольном изложении пересказаны идеи Ф. Т. Маринетти из его «футуристического манифеста» «Мюзик-холл» («Манифесты италь­янского футуризма», перевод Вадима Шершеневича, М., 1914, стр. 76 — 77). Авторы статьи, весьма далекие от взглядов Маринетти, ссылаются на негоявно лишь для заострения полемики.

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛИСТКИ. II. ОДИНОЧЕСТВО СТАНИСЛАВСКОГО

(стр. 30)

Напечатано в «Вестнике театра», 1921, № 89 — 90, 1 мая, стр. 2 — 3. Напи­сано совместно с В. М. Бебутовым.

Авторы статьи обращают внимание на те стороны творчества К. С. Стани­славского, которые в суждениях критиков, писавших о нем, часто оставались в тени. Но характеристика Станиславского, данная в этой острополемической статье, отличается субъективностью.

[40] Имеются в виду французские водевили, которые ставил и в которых играл молодой Станиславский в Алексеевском кружке, — «Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец» (перевод Д. Ленского) и «Слабая струна» (перевод П. Баташева), а также комедия В. Дьяченко «Гувернер», поставленная Стани­славским в 1894 году в Обществе искусства и литературы (он же играл заглав­ную роль).

[41] «Шикарные» рестораны дореволюционной Москвы.

[42] Авторы статьи преувеличивают зависимость Художественного театра отвкусов буржуазии.

[43] О мейнингенстве см. ч. 1, стр. 321 — 322. Упоминая далее «кронековщину»,авторы статьи имеют в виду Людвига Кронека, режиссера театра при дворегерцога Саксен-Мейнингенского в 1869 — 1891 годах. Кронек оказал некоторое влияние на раннее творчество Станиславского и, поскольку в постановках Кро­нека были сильны элементы натурализма, Мейерхольд считал это влияние па­губным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.