Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обслуживание дорожного движения




Основная цель инженерного обустройства дорог - создание условий для обеспечения удобства и безопасности движения водителей транспортных средств, пассажиров и пешеходов путем применения средств информации, обеспечения хорошей видимости и зрительного ориентирования в различных погодно-климатических условиях и в ночное время, ограждения зон, опасных для движения, применения ударобезопасных конструкций дорожных ограждений.

К инженерному обустройству дорог относят: технические средства организации дорожного движения (ограждения, дорожные знаки и указатели, разметка проезжей части, освещение, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления дорожным движением), сети освещения, озеленение, малые архитектурные формы, комплексы зданий и сооружений дорожно-эксплуатационной службы, здания и сооружения автотранспортной службы (автостанции и автовокзалы, автобусные остановки и павильоны), комплексы сооружений автосервиса (мотели, кемпинги, площадки отдыха, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, устройства аварийно-вызывной связи, пункты питания и торговли), линейные сооружения по контролю дорожного движения, защитные сооружения (снегозадерживающие барьеры и насаждения, шумопонижающие экраны, ограждения свободных территорий), установку рекламы, организацию и безопасность движения.

Для организации служб по содержанию и ремонту дорог, обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок и участников движения в проектах автомобильных дорог предусматривают строительство соответствующих зданий и сооружений:

для дорожной службы - комплексы зданий и сооружений управления дорог, комплексы зданий и сооружений основного и низового звеньев дорожной службы, жилые дома для рабочих и служащих, производственные базы, пункты обслуживания и охраны мостов, переправ, тоннелей и галерей, устройства технологической связи;

для автотранспортной службы - здания и сооружения обслуживания грузовых перевозок (грузовые автостанции, контрольно-диспетчерские пункты), здания и сооружения обслуживания организованных пассажирских перевозок (автостанции и автовокзалы, автобусные остановки), здания и сооружения пограничных пунктов;

для обслуживания участников движения - здания и сооружения автомобильного сервиса (мотели, кемпинги и площадки отдыха, площадки для кратковременной остановки автомобилей, пункты питания, пункты торговли, автозаправочные станции (АЗС), дорожные станции технического обслуживания (СТО), пункты мойки автомобилей на въездах в города, пункты первой медицинской помощи, устройства для технического осмотра автомобилей, устройства аварийно-вызывной связи);

для службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) - линейные сооружения по контролю дорожного движения.

Автобусные остановки и площадки для стоянки автомобилей.

При проектировании автобусных остановок следует предусматривать остановочные площадки для автобусов, посадочные площадки для пассажиров, павильоны, переходно-скоростные полосы для торможения и разгона с отгонами, тротуары и пешеходные дорожки, туалеты, а также элементы по организации движения и отделения автобусных остановок от основных полос движения, освещение и архитектурное оформление. Переходно-скоростные полосы и остановочная площадка входят в состав дополнительной полосы проезжей части, устраиваемой у посадочной площадки и павильона.

В некоторых случаях, когда полосу используют для маневрирования автомобилей перед перекрестками или для движения транспортных средств с небольшой скоростью движения (тихоходных) на затяжных подъемах, изолированную остановочную площадку устраивают рядом с полосой.

При выборе места для размещения автобусных остановок необходимо учитывать следующие факторы:

обеспечение безопасности движения транспорта;

обеспечение кратчайших путей, удобств и безопасности пассажиров;

интенсивность и направление транспортных и пешеходных потоков;

обеспечение безопасных условий пересадки пассажиров с маршрута на маршрут и для движения в направлении пассажиропотоков;

обеспечение рационального использования земель и охраны окружающей среды;

обеспечение высоких транспортно-эксплуатационных показателей работы автобусов и автомобилей на участках дорог с совмещенным движением.

Особое внимание следует уделять обеспечению кратчайшего расстояния от центра «тяжести» пассажирообразующих зон и остановочных пунктов других видов транспорта до автобусных остановок.

Автобусные остановки на дорогах I категории (скоростные магистрали) не устанавливают, как исключение можно устраивать передаточные пункты с междугородных маршрутов, следующих по магистралям, на местные автобусные линии. Пересадочные площадки располагают за пределами земляного полотна автомагистрали.

Для обеспечения безопасности движения пешеходов и автотранспорта между пересадочными площадками устраивают тротуары и переходы через магистраль в разных уровнях.

Автобусные остановки вне пределов населенных пунктов должны располагаться на прямых участках дорог или на кривых в плане с радиусом не менее 1000 м для дорог I и II категорий, 600 м - для дорог III категории, 400 м - для дорог IV-V категорий и продольных уклонах не более 40 ‰, а в горной местности - на участках, где обеспечена видимость в плане и продольном профиле. При этом должны быть обозначены соответствующие нормы видимости для дорог соответствующих категорий.

В пересеченной местности с затяжными продольными уклонами автобусные остановки размещают у вершин выпуклых кривых в продольном профиле, обеспечивающих достаточное расстояние видимости.

Автобусные остановки не следует располагать:

на участках дорог с насыпями высотой более 1,5 м;

в пониженных зонах рельефа местности, где возможны снежные заносы, туманы, гололед;

на вогнутых кривых продольного профиля перед значительными подъемами, в зонах которых водители развивают скорости для их динамичного преодоления;

на участках, для которых расчетный коэффициент безопасности меньше 0,7 или коэффициент относительной аварийности более 20.

Расстояние между автобусными остановками назначают, исходя из фактической и заданной потребности и необходимости на основании технико-экономического обоснования. На дорогах I - III категорий автобусные остановки рекомендуется назначать не менее, чем через 3 км, в курортных районах и в густонаселенной местности - 0,6 км, на дорогах IV-V категорий - не менее, чем через 500 м.

На эксплуатируемых дорогах можно использовать различные планировочные решения дополнительных полос в зонах автобусных остановок (рис. 20.1) с учетом интенсивности движения автобусов и других транспортных средств (рис. 20.2). При проектировании новых дорог обычно руководствуются типовыми проектными решениями.

Рис. 20.1. Варианты планировочных схем устройства автобусных остановок:
а - изолированная остановочная площадка (карман); б, в - дополнительная полоса с разделительным островком (а) или без него (в); г - обособленная дополнительная полоса между соседними автобусными остановками и пересечениями; д, е, ж - дополнительная полоса для совмещения движения автобусов и поворачивающих автомобилей

Рис. 20.2. Области применения планировочных решений автобусных остановок при расстоянии между ними - I - 400 м; II - 800 м; III - 1200 м:
а, б, в, г - области эффективного использования планировочных решений, показанных на рис. 20.1; Na - интенсивность движения автобусов; Naобщ - общая интенсивность транспортных средств (на одну полосу проезжей части)

Частое расположение примыканий в одном уровне и автобусных остановок приводит к необходимости устройства непрерывной дополнительной полосы между примыканиями как для движения и остановки автобусов, так и для поворота транспортных средств, если плотность расположения примыканий на 1 км дороги не превышает единицы, а интенсивность движения автомобилей, поворачивающих направо, составляет 50 авт./ч и менее, можно допустить остановку автобусов на дополнительной полосе у посадочной площадки (см. рис. 20.1, д). В противном случае необходимо устраивать изолированные остановочные площадки (карманы) рядом с дополнительной полосой движения (см. рис. 20.1, е). При устройстве обособленных дополнительных полос, предназначенных только для движения автобусов, в местах примыканий предусматривают возможность заезда на эти полосы поворачивающих автомобилей (см. рис. 20.1, ж).

На пересечениях в одном уровне автобусные остановки располагают за пересечениями с совмещением полос разгона для транспортных средств, поворачивающих направо, и обязательным устройством изолированной остановочной площадки для автобусов (кармана).

На пересечениях автомобильных дорог в разных уровнях автобусные остановки целесообразно размещать в соответствии со схемами, приведенными на рис. 20.3 и 20.4 (посадочные площадки заштрихованы). При этом необходимо стремиться к снижению высоты, которую должен преодолевать пешеход при переходе с нижней дороги на верхнюю и к сокращению расстояний, проходимых пассажирами от автобусной остановки до места назначения или пересадочного пункта, за счет устройства дополнительных съездов. Кроме того необходимо обеспечивать удобство движения пешеходов в пределах пересечения, устраивая пешеходные дорожки и лестничные сходы. Во всех случаях, когда это возможно, целесообразно устраивать пересадочные пункты на одной посадочной площадке (с одной её стороны или с двух сторон).

Планировочные схемы, которые предусматривают пересечение маршрутов автобусов и других транспортных средств (см. рис. 20.3, а; 20.3, д; 20.4, в и 20.4, г) можно использовать только при наличии светофорного регулирования в местах пересечений или на дорогах IV категории.

Рис. 20.3. Расположение автобусных остановок на пересечениях типа «клеверный лист»:
а, б, в - с первоначальным заездом автобуса на левоповоротный съезд; г, д, е - то же на правоповоротный съезд; 1 - автобусные остановки; 2 - пешеходная дорожка; 3 - дополнительные съезды

Рис. 20.4. Положение автобусных остановок на пересечениях в разных уровнях с устройством:
а - параллельных дополнительных съездов; б - посадочных площадок у путепровода; в, г - дополнительных съездов у второстепенной дороги; 1 - автобусные остановки; 2 - лестничные сходы; 3 - дополнительные съезды; 4 - пешеходные дорожки

Ширину остановочной площадки и дополнительной полосы принимают равной ширине основных полос проезжей части, но не менее 3 м, а длину площадки - в зависимости от количества одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 13 м для одного автобуса, 25 м - для двух и 38 м - для трех.

Дополнительные съезды для подъезда к автобусным остановкам, на пересечениях в разных уровнях (см. рис. 20.3 и 20.4) проектируют по нормам, принятым для левоповоротных съездов (согласно СНиП 2.05.02-85).

Длину посадочной площадки принимают равной длине остановочной площадки, но не менее 10 м, а ширину - 2 м.

Посадочная площадка должна быть приподнята над проезжей частью на 0,2 м и отделена от неё бортовым камнем. Дорожную одежду на посадочных площадках принимают такой же, как и на тротуарах. Автопавильоны устанавливают на расстоянии не более 3 м от кромки остановочной площадки.

Пешеходные дорожки или тротуары шириной не менее 1 м устраивают в направлении движения основного потока пассажиров до ближайшего пешеходного перехода, улицы или границы зоны расчетной боковой видимости.

На дорогах I категории автобусные остановки целесообразно размещать напротив друг друга с устройством пешеходных переходов в разных уровнях и установкой ограждений на разделительной полосе. На дорогах II - V категорий автобусные остановки должны быть смешены по ходу движения (расстояние между ближайшими боковыми сторонами павильонов принимают не менее 30 м) таким образом, чтобы пассажиры, вышедшие из автобуса и направляющиеся в сторону автобусной остановки на другой стороне дороги, обходили стоящий автобус сзади и некоторое время двигались по тротуару до пешеходного перехода навстречу движению транспортного потока до ближайшей к остановке полосе проезжей части.

При проектировании автобусных остановок необходимо уделять особое внимание их архитектурному оформлению. Планировочные решения автобусных остановок, конструкция павильонов, внешняя отделка элементов обстановки, малые архитектурные формы, озеленение и освещение должны композиционно сочетаться с окружающей обстановкой и выполняться с учетом местных условий, климатических и национальных особенностей.

Площадки отдыха.

Площадки отдыха необходимо располагать через 15-20 км на дорогах I и II категорий, через 25-35 км - на дорогах III категории и через 45-55 км - на дорогах IV категории. Размеры площадок определяют с учетом количества одновременно стоящих автомобилей, их габаритов и схем установки: параллельно оси проезда площадки, поперек оси проезда площадки и под углом 45° относительно оси проезда площадки.

Вместимость площадок отдыха определяют в зависимости от категории дороги: 20-50 автомобилей на дорогах I категории при интенсивности движения до 30 тыс.авт./сут, 10-15 автомобилей - на дорогах II и III категории, 5-10 автомобилей - на дорогах IV категории. У пунктов питания, торговли, скорой помощи, источников питьевой воды и в других местах с систематическими остановками транспортных средств следует устраивать специальные площадки для их кратковременной остановки. Вместимость площадок следует определять индивидуально с учетом категории автомобильной дороги, видов оказываемых услуг и частоты их расположения на дороге.

Площадка отдыха должна состоять из трех планировочных зон, зрительно отделенных друг от друга: зоны стоянки автомобилей с въездами и выездами, зоны отдыха, санитарно-гигиенической зоны. На рис. 20.5 показан пример такой площадки с необходимым оборудованием. Другие элементы оборудования площадок (освещение, водоснабжение, связь) используют при наличии потребности и условий для их осуществления.

Рис. 20.5. Планировка и оборудование площадки отдыха:
1 - скамейка; 2 - беседка; 3 - детская площадка; 4 - деревья; 5 - пешеходная дорожка; 6 - навес; 7 - урна; 8 - стол со скамейками; 9 - место для курения; 10 - туалет; 11 - мусоросборник; 12 - тротуар; 13 - эстакада; 14 - маршрутная схема

Удаление площадок отдыха от дорог зависит от местных условий. Как правило, их размещают на расстоянии боковой видимости от кромок проезжей части.

Минимальное расстояние от края площадки до кромки основной полосы движения на дорогах II-III категорий должно составлять менее 2,7 м.

Площадки отдыха на дорогах I-II категорий устраивают с двух сторон (для обслуживания каждого направления) с размещением одной от другой против направления движения на расстоянии не менее 150 м между ними. На дорогах III-IV категорий обычно площадки устраивают с одной стороны дороги для обслуживания двух направлений движения.

Площадки отдыха не следует располагать:

на участках дорог с продольными уклонами более 40 ‰;

на выпуклых кривых в продольном профиле с радиусами менее 10 000 м;

на внутренней стороне кривых в плане с радиусами менее 1000 м;

на участках дорог, проходящих по ценным землям.

Автозаправочные станции (АЗС) и дорожные станции технического обслуживания автомобилей (СТО)

Автозаправочные станции (АЗС) и дорожные станции технического обслуживания автомобилей (СТО) размещают на основе экономических и статистических исследований. Мощность АЗС (число заправок в сутки) принимают по табл. 20.1, а число постов на дорожных станциях технического обслуживания - по табл. 20.2.

Таблица 20.1.

Мощность и размещение автозаправочных станций

Интенсивность движения, авт./сут Мощность АЗС, число заправок в сутки Расстояние между АЗС, км
Одностороннее размещение
Свыше 1000 до 2000   30-40
Свыше 2000 до 3000   40-50
Свыше 3000 до 5000   40-50
Двустороннее размещение
Свыше 5000 до 7000   50-60
Свыше 7000 до 20000   40-50

Таблица 20.2.

Число постов на станции технического обслуживания автомобилей

Интенсивность движения, авт./сут Число постов на СТО в зависимости от расстояния между ними, км
         
Одностороннее размещение
           
           
           
           
Двустороннее размещение
           
           
           
        По специальному расчету
      По специальному расчету

Мощность АЗС, располагаемых в зоне пересечений автомобильных дорог, следует уточнять в зависимости от протяженности всех обслуживаемых прилегающих участков дорог, интенсивности движения и других расчетных показателей на этих участках.

АЗС размещают, как правило, вблизи населенных пунктов по возможности в комплексе с другими сооружениями дорожной службы и объектами сервиса в придорожных полосах на участках дорог с уклоном не более 40 ‰, на кривых в плане с радиусами более 1000 м, на выпуклых кривых в продольном профиле радиусами более 10 000 м и не ближе 250 м от железнодорожных переездов, не ближе 1000 м от мостовых переходов, на участках с насыпями высотой не более 2,0 м. Подъезды к АЗС должны быть выполнены с использованием переходно-скоростных полос. На АЗС предусматривают площадку для стоянки 2-3 грузовых и 3-4 легковых автомобилей.

Приближение АЗС к железнодорожным переездам регламентируют условиями размещения переходно-скоростных полос.

В комплекс АЗС входит здание с помещениями для оператора и торговли смазочными материалами и автомобильными запасными частями, а также островки с раздаточными колонками, внутренние проезды и площадки-стоянки с осмотровой эстакадой для мелкого аварийного ремонта. При АЗС целесообразно предусматривать посты мойки и мелкого аварийного ремонта, если в ближайшем населенном пункте отсутствует СТО.

На магистральных дорогах при АЗС, расположенных на подходах к крупным городам, обязательно устройство моечных пунктов.

При дорожных СТО целесообразно предусматривать автозаправочные станции.

Количество необходимых топливораздаточных колонок определяют с учетом перспективной интенсивности и состава транспортного потока, принимая во внимание разную степень использования топливного бака и время обслуживания. При въезде на территорию АЗС устанавливают указатели, информирующие водителей о размещении колонок с разными сортами топлива. Проезжую часть на подходах к колонкам размечают на полосы движения. Длина полос, выделенных для ожидания обслуживания, должна быть достаточной для размещения очереди. На подходах к АЗС обязательно устанавливают знак, информирующий водителей о расстоянии до очередной ближайшей АЗС.

Для пожарной безопасности необходимо соблюдать следующие расстояния от края проезжей части до топливораздаточных колонок или границ подземных резервуаров: не менее 25 м на дорогах I категории и не менее 15 м - на дорогах остальных категорий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.