Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности изысканий для разработки проектов реконструкции автомобильных дорог




Изыскания при разработке проектов реконструкции автомобильных дорог имеют свои существенные отличия от технологии и методов сбора информации о местности, используемых при изысканиях нового строительства. В частности, одна из основных, сложных и наиболее ответственных задач изысканий для нового строительства сводится, прежде всего, к обоснованию границ полосы варьирования трассы. При реконструкции эта задача на большем протяжении реконструируемой дороги оказывается во многом практически решенной в связи с необходимостью максимального использования существующих земляного полотна и дорожных покрытий, а также сведения к минимуму площадей вновь отводимых земельных угодий и сноса.

Именно по этой причине, необходимость в использовании сложных аналитических методов обоснования границ полосы варьирования конкурентоспособных вариантов трассы при реконструкции остается лишь на участках нового строительства (например, на участках обхода населенных пунктов или на участках радикального улучшения геометрии реконструируемых дорог). На этих участках работы производят по правилам изысканий новых автомобильных дорог.

В подготовительный период изысканий автомобильных дорог вместо общего изучения характеристик района проектирования и обоснования полосы варьирования трассы основное внимание уделяют детальному изучению архивных материалов, материалов наземных, аэрофотосъемок и аэрокосмических изысканий прошлых лет, изучению паспортов и линейных графиков дороги, инвентаризационных и дефектных ведомостей, отчетные материалы по проводившимся на дороге ремонтно-восстановительным работам и зимнему содержанию. В органах ГИБДД собирают и анализируют данные об условиях движения автотранспорта на реконструируемом участке, о дорожно-транспортных происшествиях, их характере и местах их концентрации. В дорожно-эксплуатационных службах, кроме того, собирают всю информацию по проводившимся в предшествующие периоды учетам движения на всем реконструируемом участке: интенсивности, состава, скоростей движения, уровней удобства и безопасности движения и другие характеристики транспортных потоков. Объем и характер последующих полевых работ во многом определяется количеством, достоверностью и детальностью полученных в подготовительный период материалов.

На участках использования при реконструкции существующего полотна дороги требуется осуществить большое число промеров поперечных профилей земляного полотна и проезжей части и получить полную информацию о местности, особенно со стороны предполагаемого уширения земляного полотна.

Обязательной задачей решаемой в период изысканий при реконструкции автомобильных дорог является обследование состояния существующих дорожных одежд (прочности, ровности, ямочности, трещиноватости, состояния кромок проезжей части и обочин). При этом, учитывая высокую стоимость дорожных конструкций, обязательно решают задачу максимального использования при реконструкции существующей дорожной одежды в качестве основания новой одежды, а при значительной изношенности существующего покрытия решают задачу повторного использования материалов разобранной одежды. Обоснованное решение задачи о возможности максимального использования при реконструкции существующих дорожных конструкций или их материалов в конечном итоге в значительной степени влияют на общую стоимость реконструкции дороги.

Существующие искусственные сооружения (мосты, путепроводы, водопропускные трубы, подпорные и одевающие стенки, тоннели и т.д.) должны быть детально обследованы с позиций их возможного использования при реконструкции, а также для использования при проектировании накопленного опыта их. работы на существующей дороге.

В ходе изысканий обязательно изучают существующие здания и сооружения дорожно-эксплуатационной и автотранспортной служб, сооружения обстановки и принадлежности дороги. Особое внимание уделяют существующим автобусным остановкам, АЗС и подъездам к ним, съездам, переездам, примыканиям и пересечениям в одном и разных уровнях и т.д.

Учитывая сказанное, аэрокосмические методы сбора информации при изысканиях для реконструкции автомобильных дорог используют в существенно меньшем объеме, чем при изысканиях новых дорог, но за счет более широкого использования современных наземных методов сбора информации (систем спутниковой навигации - «GPS», электронной тахеометрии, наземных фототеодолитных съемок, лазерного сканирования, арсенала современных геофизических методов инженерно-геологической разведки). Естественно, что в ходе самого проектирования реконструкции автомобильных дорог широко используют ГИС-технологии, системы автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированные системы цифровой фотограмметрии (АСЦФ), современные средства автоматизации и вычислительной техники.

Следует особо отметить, что на участках использования существующего полотна реконструируемой дороги в ходе сбора информации для составления проекта реконструкции на первое место выходят методы лазерного сканирования местности (рис. 21.1), с которыми не в состоянии конкурировать самые современные наземные методы сбора информации.

Рис. 21.1. Лазерная сканирующая система Leica HDS2500

При изысканиях реконструкции автомобильных дорог особое внимание уделяют вопросам организации производства работ и, прежде всего, вопросам организации пропуска существующих транспортных потоков, строительного транспорта и механизмов (постройка временных объездов и переправ, организация движения по половине проезжей части, либо по основанию строящейся дорожной конструкции и т.д.).

Изыскания для реконструкции автомобильных дорог всегда проводят в тесном контакте с работниками дорожно-эксплуатационных служб и органов ГИБДД, которые наблюдая в процессе своей повседневной деятельности за особенностями работы реконструируемой дороги в разные сезоны года в течение длительного времени, могут сообщить изыскателям массу ценной информации об участках дороги и сооружениях на ней нуждающихся в улучшении и перестройке. Особенно ценную информацию изыскатели могут получить об участках неудовлетворительного поверхностного водоотвода, снежных лавинах, оползнях и осыпях, снегозаносах, местах систематического пучинообразования, концентрации плотности транспортных потоков и ДТП и т.д.

При разработке календарных планов производства полевых изыскательских работ учитывают, что многие из них эффективны лишь при выполнении их в определенные периоды года (оценка прочности существующих дорожных конструкций, выявление участков пучинообразования, выявление особенностей поверхностного водоотвода, изучение условий пропуска паводков мостовыми переходами и условий зимней эксплуатации автомобильной дороги).

На дорогах с высокой интенсивностью движения для производства изыскательских работ выбирают периоды суток, приуроченные к часам спада интенсивности движения.

Перед началом работ на полотне дороги с обеих сторон от места их производства устанавливают предупреждающие знаки «Дорожные работы», а также переносные барьеры, перекрывающие те полосы движения, на которых предполагается производство полевых работ. Все необходимые для производства измерительных работ приборы и оборудование размещаются по возможности за пределами дорожного полотна. Автомобили, перевозящие людей и оборудование, размещают на обочинах, площадках отдыха, а при наличии съездов и полевых дорог - за пределами полосы отвода.

Полевые изыскательские работы для разработки проектов реконструкции на участках использования существующего дорожного полотна начинают с восстановления трассы существующей дороги и определения ее параметров.

Для определения параметров закруглений производят крупномасштабную съемку полотна реконструируемой дороги и проезжей части и, вычертив в камеральных условиях топографический план, графически устанавливают положение прямых участков трассы, на продолжении их вершин углов определяют величины углов поворота q и, измерив графически величины биссектрис Б, устанавливают параметры закруглений по формуле:

Промеры линий и разбивку пикетажа ведут по правой бровке дороги по ходу километража, указывая на сторожках и в пикетажном журнале расстояние до оси дороги. При разбивке пикетажа на существующих дорогах, помимо использования традиционных мерных приборов (землемерных лент, рулеток, светодальномеров и т.д.), весьма эффективным оказывается применение измерительных колес (полевых курвиметров) (рис. 21.2).

Рис. 21.2. Измерительные колеса (полевые курвиметры):
а - дорожное колесо пластиковое; б - дорожное мини-колесо SK3

Закрепление восстановленной трассы целесообразно осуществлять, как правило, привязкой к постоянным предметам придорожной полосы (дорожные знаки, опоры линий связи, оголовки труб и т.д.).

При выполнении продольного нивелирования для получения продольного профиля по оси существующей дороги пикеты по бровке существующего полотна дороги принимают в качестве связующих точек, а пикеты и характерные (плюсовые) точки по оси трассы - в качестве промежуточных.

Съемку поперечников земляного полотна осуществляют в пределах полосы, необходимой для проектирования уширения существующего земляного полотна и системы поверхностного дорожного водоотвода с шагом 50-100 м. Съемку поперечников проезжей части осуществляют геометрическим нивелированием либо электронными безотражательными тахеометрами (рис. 21.3) с шагом 10-20 м. В пределах каждого поперечника проезжей части следует брать не менее 5-7 точек. Для этих же целей весьма эффективно использовать лазерное сканирование.

Рис. 21.3. Безотражательный электронный тахеометр Sokkia SET 030R3

При съемке земляного полотна и проезжей части существующих автомобильных дорог находят широкое применение технологии спутниковой навигации и приемники «GPS» (рис. 21.4).

Рис. 21.4. Интегральный мобильный GPS-приемник 5800

Большое значение имеет обследование существующей системы поверхностного дорожного водоотвода. Необходимо выявлять места застоев воды, размывов канав и русел и устанавливать причины их возникновения.

В случаях, когда возникают сомнения в правильности назначения отверстий существующих мостов и труб, должны быть собраны все необходимые данные для выполнения контрольных расчетов по определению величин расчетного стока (максимальных расходов и объемов стока) и для гидравлических расчетов отверстий водопропускных сооружений с учетом аккумуляции. В связи с этим необходимо уделять особое внимание установлению схем мостов, отверстий труб, состоянию регуляционных и укрепительных сооружений, отводящих и подводящих русел и т.д.

Для проведения инженерно-геологических и гидрогеологических обследований на обочинах закладывают шурфы и буровые скважины. Скважины должны проходить через существующую насыпь и заглубляться не менее чем на 1 м в грунт основания. Обычно на 1 км существующей дороги закладывают не менее двух геологических выработок. При проведении инженерно-геологических обследований на современном этапе является весьма эффективным использование радиолокационных методов разведки (георадаров), а также других методов геофизической разведки.

Самостоятельным разделом изысканий для составления проектов реконструкции автомобильных дорог является обследование полосы отвода (существующие предметы и объекты на полосе отвода, съезды, примыкающие полевые дороги и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.