Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индуистский взгляд на жизнь




Индуизм—восточная религия

В 1993 население мира составило 5,2 миллиарда чел.

Где проживают индуисты?

Ниже мы приводим данные об общей численности индуис­тов в сравнении с другими религиями и о распространении ин­дуизма в мире. Основные статистические источники — «Все­мирная христианская энциклопедия» и данные «Уорлд Уотч Инститьют».

Индуисты 1 миллиард Мусульмане 1 миллиард Католики 0,95 миллиарда Протестанты 600 миллионов Неверующие 600 миллионов Конфуцианцы 400 миллионов Буддисты 350 миллионов Последователи племенных верований 100 млн. Даосы 50 миллионов Последователи малых религий 50 млн Синтоисты 30 миллионов Иудаисты 12 миллионов Сикхи 9 миллионов Джайны 6 миллионов Зороастрийцы 125 000 Всего 5,2 миллиарда

Чтобы поместить индуизм в контекст мировой мысли, вна­чале важно отметить, что он является религией Востока. Это очень важный факт, так как существует огромное различие между тем, как ищущие на Востоке и на Западе традиционно рассматривали вопросы: «Кто я есть? Откуда я? Куда я иду?». Восток имел тенденцию к объединению, идеализму и интрос­пекции. Запад тяготел к дуализму, материализму и экстравертности. Коротко говоря, основными восточными религиями яв­ляются индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. К западным религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Это срав­нение не включает такие восточные верования, как конфуциан­ство, синтоизм и даосизм.

Восточный ум имеет склонность видеть Бога везде, во всех вещах и, следовательно, относиться ко всему как к священному. Западный ум считает ересью веру в то, что Бог наполняет все вещи, и делает кардинальное различие между священным и мирским. В то время как восточный ум придерживается идей кармы, перевоплощения и освобождения, западное мировоз­зрение постулирует единственную жизнь души, за которой сле­дует вознаграждение или наказание. Если личный внутренний опыт является сутью религии с восточной точки зрения, то на Западе превыше всего ценится вера. В то время как восточные религии уживаются с другими взглядами, веря, что все пути ве­дут в итоге к Богу, западные религии имеют тенденцию к до­гматичности, утверждая, что только их Бог и их религия явля­ются единственным истинным Богом и единственной истинной религией.

Душа в своем духовном постижении ищет свое «Я», мед­ленно восходя по пути, который ведет к озарению и освобож­дению. Это — труднейшее, занимательнейшее путешествие че­рез циклы рождения, смерти и нового рождения, завершающе­еся Самореализацией, прямым и личным духовным пережива­нием Бога, Самости, Истины. Только это одно среди прочего в космосе может принести освобождение от оков невежества и страсти. Это — высочайшая реализация. Не существует более высокой. Индуисты верят, что все женщины и мужчины нахо­дятся на этом пути и что все в конечном итоге достигнут его кульминации. Славная и вдохновляющая концепция — та, что каждая отдельная душа достигнет Истины, мокши, никто не бу­дет оставлен страдать навечно за человеческие слабости и ошиб­ки.

Индуизм — это изначальная и древнейшая живая религия нашей планеты, религия, у которой нет какого-то одного осно­вателя. Во все времена, пока человек жил и распространялся по земле и водным просторам, дышал земным воздухом и покло­нялся в благоговейном страхе огню, Санатана Дхарма была для развивающихся душ ориентиром праведной жизни. В самом на­чале двадцать первого века приверженцев индуизма будет более миллиарда. Все они — индуисты, но они представляют широ­кий спектр верований, садхан, мистических целей.

Хотя индуисты верят во множество разных и зачастую эк­зотических вещей, существует несколько основополагающих концепций, относительно которых практически все они согла­шаются. Все индуисты поклоняются одной Верховной Реаль­ности, хотя они называют ее множеством имен, и учат, что все души в конечном итоге познают истину Вед и Агам. Индуисты верят, что не существует ни вечного ада, ни проклятия. Они сходятся во мнении, что не существует исконного зла. Все есть добро. Все есть Бог. Напротив, западные религии постулируют существование живой силы зла, воплощенной в Сатане, кото­рый напрямую противится воле Бога.

Индуисты верят, что Вселенная была создана из Бога и про­питана Им — Верховным Существом, который одновременно является формой и пронизывает форму, который создает, под­держивает и уничтожает Вселенную только для того, чтобы за­ново создавать ее в непрекращающихся циклах. Индуисты при­нимают все истинные духовные пути — от чистого монизма, который заключает, что «существует только Бог», до теистичес­кого дуализма, который спрашивает: «Когда я познаю Его ми­лость?» Каждая душа свободна искать свой собственный путь через преданность, аскетичность, медитацию, йогу или беско­рыстное служение (севу). Три столпа индуизма —это храмовое поклонение, писания и традиция гуру-ученик. Индуизм реши­тельно провозглашает существование трех миров бытия и огромное число богов и дэвов, обитающих в них. Празднества, паломничество, пение священных гимнов, домашняя служба — таковы динамичные практики. Любовь, ненасилие, праведное поведение и закон дхармы определяют индуистский путь. Инду­изм объясняет, что душа перевоплощается до тех пор, пока все кармы не будут исчерпаны и Реализация Бога не будет достигну­та.

Индуисты носят знаки сект, называемые тилаками, на сво­их лбах в качестве священных символов, отличительных знаков их принадлежности. Индуизм — мистическая религия, ведущая приверженцев к тому, чтобы они лично испытали ее вечные истины внутри себя, в конце концов достигая вершины соз­нания, где человек и Бог едины вовеки. Они предпочитают кре­мацию тела после смерти похоронам, веря, что душа продолжа­ет жить и поселится в новом теле на земле.

Хотя индуизм имеет множество священных писаний, все его направления признают как высший авторитет Веды и Ага­мы, хотя Агамы разных школ индуизма несколько отличаются. Около миллиарда приверженцев индуизма имеют десятки ты­сяч священных храмов и святилищ, главным образом в Индии, но сейчас уже и в каждой стране мира, где живут индуисты. Духовное ядро индуизма — это его святые — миллионы садху, йогов, свами, вайраги и садгуру, которые полностью посвятили свою жизнь служению, преданности и Реализации Бога и про­возглашению вечных истин Санатана Дхармы.

О настоящем издании1 «Танца с Шивой»

В этом издании «Танца с Шивой» ответы на вопросы пред­ставлены в древней форме кратких шлок, известных также как сутры, с последующими более длинными объяснениями, кото­рые называются бхашъями. В Пуранах мы находим описание этого стиля: «Те, кто знает, говорят, что сутра — кратка, без неопределенности, богата смыслом, всеохватывающа, без бес­полезных слов и неопровержима». Ее мистическое значение объясняется в «Мригендра-агаме»: «В ней, как в семени, растет дерево, которое является предметом трактата в целом, —такова изначальная сутра, которая сияет, украшенная словами, таки­ми, как атха».

Эта книга более чем утроилась в размере по сравнению с 309-страничным изданием 1990 года. Сначала я дал указание моим саннъясинам переделать художественное оформление книги. Вы можете видеть, что они объединили традиционные изображения с компьютерной технологией, чтобы получить уникальную художественную форму, которая сочетает лучшее на Востоке и лучшее на Западе. Были добавлены новые священ­ные символы, и, кроме того, мы подобрали из многих источни­ков более 150 репродукций раджпутских миниатюр, содержа­ние которых соответствует охватываемым в книге темам.

Кроме того, я включил в книгу сотни стихов из индуист­ских писаний, главным образом из Вед. К каждой бхашъе имеет­ся цитата из писания, а в конце каждой главы, или мандолы, идут две полные страницы цитат из писаний, дополняющих обсуж­даемый вопрос. Мы надеемся, что эта антология вдохновит чи­тателей на то, чтобы самостоятельно окунуться в очарование Вед и Агам.

В этом издании мы увеличили на несколько сотен количес­тво санскритских терминов в книге. Мы усердно трудились над словарем, стараясь более подробно описать существенные по­нятия, столь сжато представленные в изящных шлаках и бхашьях. В результате через несколько месяцев то, что начиналось как простой словарь терминов, превратилось в энциклопедический словарь. Многие термины индуизма, естественно, можно опре­делить различными способами — это зависит от философских взглядов составителя. Так или иначе, познакомившись с терми­нами, как они определены в нашем словаре, вы сможете лучше понять их смысл в основном тексте книги.

В качестве следующего шага мы составили временную шкалу, детальную хронологию древней Бхараты и современной Индии, запись событий в индуизме, помещенных в контекст вех мировой истории. Мне кажется, что эта хронология является единственной в своем роде, и я надеюсь, что учителя захотят преподавать ее, а студенты — изучать, чтобы увидеть, как про­текала индуистская история параллельно истории других вели­ких цивилизаций.

И наконец, последнее (по порядку, но не по значению). В завершающие недели нашей работы над книгой мы добавили еще одну часть, называемую «Истина одна, путей много», мате­риал которой мы взяли из издаваемой нами международной газеты «Хиндуизм тудэй» («Индуизм сегодня»). Этот раздел представляет собой краткий конспект верований и путей достижения основных мировых религий, вер и философий и срав­нение различных направлений восточной и западной мысли. В последние десять лет эта работа широко использовалась как учебный материал в университетах и на различных межконфес­сиональных собраниях, и я чувствовал, что она обязательно до­лжна стать частью этой книги. Хроника индуизма, словарь и «Истина одна, путей много» представляют собой самостоятель­ные завершенные исследования.

Одно из ограничений, с которыми мы столкнулись, заклю­чалось в том, как говорить о Боге, не имеющем рода, не подра­зумевая, что Божественное является либо мужчиной, либо жен­щиной. Преодолевая ограничения английского языка, мы прос­то не знали, как поступить со словами «Он», «Она», «Его», «Ее», «Ей» и «Ему» применительно к Богу и богам. Говорить о Боге в среднем роде, «Оно», нам показалось еще худшим решением, так как «Оно», по нашему мнению, указывает на холодное и безразличное Божество. Другой возможностью было говорить о Боге, употребляя слова «Она» и «Он» поочередно. Но это так­же потребовало бы поочередного употребления слов «Бог» и «Богиня», поскольку само слово «Бог» —мужского рода. Похо­же, что в данном случае английский язык не может предложить разумной альтернативы мужским местоимениям, и поэтому нам поневоле пришлось ссылаться на Бога и богов, в основном употребляя слова мужского рода. Наше утешение заключается в том, что эта проблема существует также и в санскрите, а мы просто последовали прецеденту Вед и Агам, чтобы иметь воз­можность как-то говорить о Всевышнем Господе.

Составляя этот современный катехизис, или прашноттарам (буквально «вопросы и ответы»), мы преследовали вполне определенную цель: чтобы индуистские организации и общины по всему земному шару могли иметь под рукой аутентичное изложение Учения, на основе которого они могли бы на месте разрабатывать курсы и различные учебные программы. Мы приглашаем ученых, пандитов, свами и старейшин повсеместно сотрудничать с нами в переводе «Танца с Шивой» на разные языки мира.

1 Имеется в виду четвертое издание книги на английском языке, с которого выполнен русский перевод. При переводе этого раздела мы опустили описание тех особенностей структуры книги, которые по техническим причинам не удалось воспроизвести в настоящем русском издании. С другой стороны, мы сочли полезным добавить к русскому изданию материал, взятый из более старого издания «Танца с Шивой», — приложение «О духовной традиции автора». — Прим. ред.

 

Как изучать «Танец с Шивой»

Мы считаем, что тщательное изучение этого катехизиса по­может понять индуистскую религию, как она исповедуется се­годня. Мы преподавали материал ранних изданий этой книги более сорока лет во многих странах, и мы знаем, что она способ­на изменять жизни людей, приводить их ближе к их внутренней Божественности, улучшать взаимоотношения между мужем и женой, крепить единство семьи и устанавливать прочную, неру­шимую связь с Богом и богами. Ключом к этому является учеба,

под которой мы имеем в виду не простое заучивание материала, но образ жизни, принятый в наших почитаемых традициях. Су­ществует семь способов систематического изучения этой книги, как индивидуального, так и в группах, больших или малых.

1. Двенадцать частей, называемых упанишадами, этого ка­техизиса могут служить в качестве заметок для лекций или ма­териала для самостоятельного изучения — по одной части на каждый месяц года. Каждая из этих двенадцати частей посвяще­на особой теме. Упанишада включает в себя одну, две или три мандолы.

2. Тридцать одну главу (мандолу), каждая из которых со­держит по пять шлок, можно изучать по одной в день в течение месяца, а затем начинать цикл сначала.

3. В книге 155 шлок. Идеальный путь самостоятельного изу­чения катехизиса состоит в избрании на каждый день одной шлоки и сопровождающей ее бхашьи. Изучайте шлоку, медити­руйте на ней. Применяйте ее к вашей собственной жизни. Затем переходите к следующей. Это даст материал для ежедневных занятий в течение более чем пяти месяцев.

4. Еще один способ работы с книгой — «тематическое изу­чение», выбор отдельных концепций, которые интересуют вас, и прослеживание их через всю книгу. Например, вы можете вы­брать слово «душа» и изучить сотворение души, ее эволюцию, понятия зрелых и молодых душ. При этом полезным может оказаться изучение всех словарных ссылок, связанных с «ду­шой».

5. Пятый способ заключается в том, чтобы читать и меди­тировать на имеющие глубокий смысл ведические стихи, кото­рые вы найдете в изобилии в этом катехизисе. Они столь же живы сегодня, как и тысячи лет назад, когда были произнесены. Является ли на самом деле то, что они говорят, тем, что пробуж­дает высшее сознание, или же таковым является их воздействие на внутренние потоки тела, в то время как они стимулируют духовность?

6. Еще один способ — просто читать книгу «от корки до корки».

7. И последний способ. Поскольку эта книга магическим образом была запечатлена в акаше, полезно даже просто дер­жать ее в руках и впитывать содержащиеся в ней знания или положить ее под подушку на ночь.

Как преподавать «Танец с Шивой»

Для тех, кто серьезно решил проводить регулярные лекции или занятия по материалам «Танца с Шивой», современного ка­техизиса индуизма, мы составили простой план. Эта система преследует несколько целей: 1) она дает вам систематический путь представления материала, с тем чтобы избежать повторе­ний; 2) она помогает вам решить, о чем вы будете говорить, когда подойдет время лекции или семинара; 3) она создает мощ­ную гармонию духа по всему земному шару среди всех, кто пре­подает и изучает материал в одно и то же время.

Основной принцип заключается в том, что имеется одна мандала (содержащая пять шлок, бхашьи к ним и две страницы стихов писаний) для каждого дня месяца. Таким образом, на­пример, если вы читаете лекцию на двенадцатый день месяца, вашей темой должна быть одна или более из пяти шлок 12-ой мандалы, «Четыре дхармы». Эти пять шлок и их бхашьи создают целостную концепцию и более чем достаточны для полноцен­ной лекции или семинара.

12 января: 12-ая мандала (пять шлок и бхашьи)

13 января: 13-ая мандала (пять шлок и бхашьи) и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.