Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карьера человека как условие и уровень его самореализации




Резюме

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся такие науки, как педагогика, психология, социология, кримино­логия и др. Проблема социальной зрелости личности является центральной для такой относительно новой области человекознания, как акмеология. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат до­стижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. На сегодняшний день невозможно дать исчерпывающей полноты модель социальной зрелости личнос­ти. Однако можно выделить четыре компонента личностной зрелости, которые нельзя рассматривать как «рядовые». То есть они не являются просто «четверкой» из возможного большого множества других компонентов. Эти четыре компонента социальной зрелости личности являются базовыми, фундаментальными, вокруг которых определенным образом и группируются множество других. Такими ком­понентами являются, во-первых, «тройка»: ответственность, терпимость, саморазвитие. И, во-вторых, это четвертый интегративный компонент, которыйохватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них. Этим компонентом является позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир. Ответственность есть необходимая со­ставляющая, атрибут зрелого поступка. Обобщение данных различных экспери­ментальных исследований позволяет констатировать, что интернальность (или доминирующая тенденция личной ответственности) коррелирует с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность же корреляционно свя­зана с недостаточной социальной зрелостью, а при определенных условиях явля­ется фактором риска асоциального поведения. Социальная зрелость и ее состав­ляющая — ответственность — формируется лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности сво­боды в принятии решений. Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений от­носительно самого себя. Однако зачастую развитию автономности уделяется не­достаточно внимания. В семье это выражается в таком типе воспитания, как гипер­опека. В школе та же гиперопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая состав­ляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основ­ной или, по крайней мере, чрезвычайно значимой для многих современных кон­цепций о человеке. В структуре общего феномена терпимости можно выделить два ее вида: сенсуальная терпимость личности и диспозиционная терпимость лич­ности. В диспозиционной терпимости личности сильно проявляется интегральная образующая — позитивное отношение к миру.

 

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУЩНОСТЬ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БЫТИЯ.

http://coolreferat.com/Шпаргалка_по_Педагогике_2_часть=5

http://www.bspu.unibel.by/pages/fizz/v10/res/obshoshovy/topic3.pdf

 

Традиционно школа имеет дело с реалиями сегодняшнего дня: учащимися такими, какие они есть, с их сегодняшними интересами и ценностями, но готовит их для жизни в новых условиях. Эпоху, начавшуюся XXI веком, определяют как интеллектуально-информативную эпоху космопланетарного глобализма. В масштабном проекте «Образование мирового класса» прописаны основные жизненные роли, которые предстоит освоить уже выпускнику школы, чтобы быть востребованным и компетентным в обществе. Его первая роль — это

реализовавшаяся личность, хорошо осознающая свои способности и потребности, последовательно использующая полученные знания для жизненных выборов, позволяющих вести здоровый образ жизни, продуктивную, наполненную самоосуществлением жизнь. Вторая роль – это личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивать плодотворные взаимодействия как в спектре семейных, личных, деловых связей на уровне как этнонационального сообщества, так и на международном уровне. В-третьих, это человек, находящийся в состоянии перманентного образования в течение всей жизни, способный постоянно приобретать новые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнего мира. В-четвертых, это роль субъекта культуры, относящегося к культуре как ценности, понимающего ее значение для личности и общества. В-пятых, это высококвалифицированный работник, способный брать на себя ответственность за высокое качество производимого им продукта. В-шестых, это информированный гражданин, хорошо осведомленный в области права, истории, политики, экономики, социальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью. Седьмая роль — защитник окружающей среды. Реализация человеком этой роли требует осознания сущностных взаимосвязей природных явлений и деятельности человека, ее природосохранного характера, что обеспечивает регулирование и увеличение природных ресурсов.

«Человек в системе образования» — это перманентное состояние человека XXI века. Подготовка человека, способного к самосовершенствованию в течение всей жизни, – важная задача образования.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМОЙ СЕБЕ – СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ. ИХ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА

Специфика профессиональной деятельности человека проявляется в том, что он постоянно рефлексирует относительно ранее усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, концептуальных схем поведения. Компонентом профессиональной компетентности человека является его опыт самосовершенствования, то есть самовоспитания и самообразования.

Новые ценности приоритетов образования отразились в новых требованиях к специалисту. Появилось понятие «конкурентоспособная» личность, ведущими характеристика которой являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта.

Системообразующими компонентами личности, способной быть субъектом культуры XXI века, являются педагогическая позиция по отношению к себе и творческая направленность в любой деятельности.

Педагогическая позиция по отношению к самому себе – это устойчивая система отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию. Подобная позиция обеспечивает самореализацию личности социально ценным способом в различных видах деятельности. Она проявляется в готовности и способности к личностному и профессиональному росту в течение всей жизни. Функциональными компонентами такой готовности являются: гносеологический (что человек знает), аксиологический (чем человек дорожит), творческий (что человек умеет), коммуникативный (с кем и как человек общается) и эстетический (чем человек восхищается) потенциалы личности.

Сущность профессиональной деятельности человека предполагает его непрерывную работу по саморазвитию и самотворчеству в пределах каждого из потенциалов человека. Продуктом ее являются, во-первых, рефлексивные способности, развитые до уровня высочайшей саморегуляции и проявляющиеся в деятельности по самосовершенствованию; во-вторых, способности предвидения как сущностная характеристика интеллигента, живущего в настоящем, но ориентированного на будущее; в-третьих, развитая способность к общению, диалогу; в-четвертых, способность организовать время своей жизни как пространство непрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: ИХ ПРИРОДА И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ. САМООБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ИСТОЧНИКИ И ФУНКЦИИ

Акмеология (от греч. akme – вершина)– наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.

Акмеология личности исследует закономерности достижения akme физического, интеллектуального и духовного развития человека.

Акмеологические характеристики специалиста – это внутренние побудители, обусловливающие потребность человека в активном саморазвитии, продуктивной самореализации творческого потенциала в труде и продвижении к собственным вершинам профессионального совершенства.

Условием развития акме в сфере профессионального труда является целенаправленное развитие такого интегрального качества, как интрогенная активность, когда человек за счет своей постоянной работы, своего внутреннего мира стремится к самостоятельно выношенным решениям, к их обязательному осуществлению.

Непрерывное образование в отечественной педагогической культуре рассматривается в нескольких контекстах: 1) это концепция, согласно которой образование охватывает всю жизнь человека; 2) образовательная практика, представляющая собой непрекращающееся целенаправленное освоение социального опыта с использованием всех имеющихся образовательных систем; 3) образование взрослых за пределами базового образования, приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий. Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях и самообразование.

Самообразование рассматривается, как правило, в двух значениях: «самообучение», «самонаучение» и как «самосозидание», «достраивание себя», «практикование себя» (В.И. Слободчиков), «самосовершенствование».

Поскольку «самообучение» является частным случаем самообразования, подчинено тем же закономерностям, что и самообразование личности в целом, подробнее остановимся на анализе сущности самообразования как процесса самосовершенствования личности.

Самообразование в профессиональном бытии человека, в его непрерывном образовании выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации. Функции самообразования представлены в таблице 5.

Таблица 5. Функции самообразования в профессиональной деятельности человека

Автор Функции самообразования
Роботова А. С. самообразование выступает механизмом превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную; самообразование приближает специалиста к творческому уровню его самореализации в профессиональной деятельности;  
Князева М. М. экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний); ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве вуза, культуры города, своего места в обществе); компенсаторная (преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в общей культуре); саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей); методологическая (формирование образа мира, своего места в мире, определение сути профессионального бытия педагога); коммуникативная (установление связей между науками, специальностями); сотворческая (доопределения, достраивания деятельностей до уровня творчества); омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте); психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни); геронтологическая (поддерживание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма).
Диденко В.Д. компенсация недостатков полученного образования; постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям; непрерывное развитие творческого потенциала личности.

 

Таблица 6. Источники самообразования личности

Источник самообразования Деятельность по самообразованию Результаты самообразования
книги, периодическая печать, СМИ, интернет знакомство с актуальными и «свежими» публикациями; знакомство с мнениями ведущих ученых, высказываниями по телевидению, радио; обладание информацией о конференциях, семинарах, выставках/ бытие в курсе важнейших событий; информированность;   компетентность
исследовательская деятельность курсовое проектирование, конкурсные проекты; исследовательская работа в научных кружках упорядоченность знаний, личностное мировоззрение, свой стиль деятельности; знакомство с миром ученых
обучение на разных курсах параллельно основному курсу освоение дополнительных программ (стенография, иностранный язык, имиджмейкер, ораторское искусство и др.) личностный рост; профессиональная компетентность; ответственность; самоорганизация
работа (по основной или сопутствующим специальностям) участие и организация конференций, семинаров по профессиональным проблемам самопознание; самореализация; самосовершенствование
хобби занятия в хоре, театре, хореографическом кружке, спорт, туризм, краеведение, фото- и кино-дело и др. способность «блистать» в какой-то сфере деятельности, непосредственно не связанной с профессией; контакты с широким кругом людей

КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК УСЛОВИЕ И УРОВЕНЬ ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ. ВИДЫ КАРЬЕРЫ

Понятие «карьера» пришло из французского языка и обозначает продвижение в сфере профессиональной деятельности, достижение известности. Со словом «карьера» нередко связывают наличие негативных человеческих качеств, проявляющихся в погоне за успехом в любой сфере деятельности, вызванных стремлением к личному благополучию. В русском языке эти качества запечатлены как «карьеризм», «карьерист».

Полноценная жизненная самореализация в профессиональной сфере возможна, если человек:

признает свою профессиональную деятельность как наилучшую для самореализации собственной личности;

осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, способен к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей;

обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в профессиональной деятельности и разнообразных отношениях;

способен к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для реализации его стремления быть эффективным, компетентным профессионалом, значимым для окружающих на всех этапах жизненного пути.

В широком смысле слова карьера понимается как общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге.

Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов: от определения сферы профессиональной деятельности (профессионального самоопределения); от профессионального выбора, затрагивающего лишь ближайшую перспективу, не обязательно учитывающую последствия принятого решения; от личностных особенностей, от уровня притязаний, ценностных установок.

По динамичности продвижения личности в сфере профессиональной деятельности выделяют линейную, стабильную, спиральную, кратковременную, платообразную и снижающуюся карьеру.

Линейная карьера складывается у человека, который с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой деятельности поднимается по служебной лестнице.

Стабильный тип карьеры сопутствует тем, кто еще в молодости избрал сферу своей деятельности и остался в ней до конца трудовой деятельности.

Спиральная конфигурация карьеры складывается у беспокойных, мятущихся личностей. Они с энтузиазмом включаются в работу, хорошо выполняют ее, достигают высоких результатов, быстро продвигаются в своем статусе и ранге.

Кратковременная карьера, как правило, сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным работникам. Они часто переходят с работы на работу. Их повышение, «продвижение» по службе обычно случайно и незначительно.

Платообразная карьера характерна для той категории людей, которые хорошо справляются со своими обязанностями, их считают перспективными для занятия более ответственных и масштабных ролей и функций. После достижения определенного уровня обнаруживается предел их возможностей, компетентности. Это «мертвая зона» на плато, когда человеку не открывается перспективы для продвижения. Он с этого места уходит на пенсию.

Снижающаяся карьера – это трагическая конфигурация карьеры. Она квалифицируется в тех случаях, когда человек неплохо начинает свою профессиональную деятельность, добивается определенных успехов в ней, но в жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, стресс и т.п.), что постепенно снижает его работоспособность.

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ (ПО Г.С.АЛЬТШУЛЛЕРУ И К.А.АБУЛЬХАНОВОЙ-СЛАВСКОЙ). САМОВОСПИТАНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

Проанализировав сотни биографий людей, создавших прекрасные карьеры и реализовавшихся во всех ипостасях, Г.С. Альтшуллер разработал своеобразный алгоритм построения карьеры. Во-первых, человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой. Во-вторых, определить, что мешает ему стать тем, кем мечтает? В-третьих, решить, как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств?

Сопоставив факты биографий выдающихся людей, он пришел к следующим выводам.

1. У каждого из них была Достойная Цель. Ее основной критерий: она должна быть общественно полезной, позитивной, направленной на развитие жизни; цель должна быть прекрасной, к решению которой можно приступить сейчас же; конкретная цель должна иметь выход к глобальным проблемам.

2. План достижения Достойной Цели. Каждодневное планирование деятельности, строгое распределение сил, разумная смена занятий – норма жизни человека. Сознание самоотчетности заставляет не распускаться; понимание масштабности цели, ее необходимости для людей позволяет преодолевать определенные тяготы быта. «Это просто способ прожить счастливую жизнь», - пишет Г.С. Альтшуллер.

3. Работоспособность как необходимое условие достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности. Ее рассматривают как способность личности к длительному интеллектуальному и физическому напряжению, обусловливающая результативность работы. Опыт показывает, что важнейшим условием повышения работоспособности человека могут являться:

учет рабочего времени и выполненного объема работы;

чередование утомительных, сложных видов деятельности с приятными занятиями;

своевременный и полноценный отдых, соблюдение гигиены и безопасности труда;

разработка, освоение и внедрение эффективных технологий профессиональной деятельности.

4. Техника решения встающих перед человеком задач. Становление карьеры предполагает филигранное решение если не всех, то определенного класса профессиональных задач.

5. Умение «держать удар» – сопротивление инновационным решениям могут оказывать коллеги, администрация из-за боязни личной перестройки, члены семьи, требующие большего внимания быту, заботе о ее материальном благополучии. Удар может быть в виде попыток публичного присвоения идей, результатов работы.

6. Результативность профессиональной деятельности (или анализ промежуточных результатов) в решении профессиональных задач – следующая составляющая профессиональной карьеры. Рефлексия промежуточных результатов (как положительных, так и отрицательных) позволяет оценить промежуточные продукты труда и сопоставить их с прогнозируемым конечным результатом, скорректировать план достижения целей и технологию решения профессиональных задач.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Какие науки занимаются феноменом социальной зрелости личности?

2. В чем состоит ответственность по интернальному и по экстернальному типу?

3. Каково место терпимости в структуре зрелого социального поведения?

4. Что такое автномность личности и в каких условиях она формируется?

 

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Почему самосовершенствование называют личностно-социальным явлением?

2. Что такое самосовершенствование?

3. Что является основой процесса самосовершенствования?

4. Охарактеризуйте личностное изменение как адаптацию и как творчество.

5. Назовите и раскройте основные этапы процесса самосовершенствования.

6. В какой возрастной период наиболее отчетливо обнаруживается потребность в самовоспитании?

7. Что такое «обученная беспомощность»? Как она формируется? Каковы ее последствия?

8. Какими чертами характеризуется развитая личность?

9. Каковы наиболее распространенные ограничения на пути достижения акмеологических вершин?

10. Каковы этапы плана работы по самосовершенствованию?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.