Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие психологической акцентуации




Классификация и типология. Понятие типологии личности

Томск 2010

Методическое пособие

Типология личностей

О.Е. Бойко

ОТВЕТЫ Тема 15

Иммунокоригирующая терапия. Иммуномодулирующие препараты.

1. в 2. а, б, в, г 3. а, б, в, г 4. а 5. а, в 6. в 7. а, б 8. а 9. а, б, в, г 10. а 11. б 12. а 13. б   14. а, б, в 15. а 16. а 17. а 18. а, б, в, г 19. а, б, в, г 20. а, б 21. а, б, в 22. а 23. а, б, в 24. а 25. а, б, в, г 26. а   27. б 28. а, б, в 29. а 30. а, б 31. а 32. а, б, в 33. а, б, в 34. а, б 35. а 36. а, б, в 37. а 38. а 39. а     40. а, б, в 41. а 42. а 43. а 44. а 45. а 46. б 47. а, б, в 48. а, б, г 49. а 50. в 51. б

 

Рекомендовано методическим советом международного факультета управления ТГУ. Протокол № 5 от 12.05.10

Автор пособия: Ольга Евгеньевна Бойко, ст.преподаватель МФУ ТГУ

Рецензент: Ирина Евгеньевна Максимова, канд. ист. наук, зав.каф. социальных наук МФУ ТГУ

 

 

Оглавление

 

Предисловие………………………………………………………………………………4

1 Классификация и типология. Понятие типологии личности…………………………5

2 Понятие психологической акцентуации……………………………………………….6

3 Описание психологических типов……………………………………………………..8

3.1 Истероидный тип…………………………………………………………………...-

3.2 Гипертимный тип………………………………………………………………….10

3.3 Дистимический тип…………………………………………………………………11

3.4 Циклоидный тип…………………………………………………………………….12

3.5 Лабильный тип……………………………………………………………………...13

3.6 Эпилептоидный тип………………………………………………………………...14

3.7 Астено-невротический тип. Сензитивный тип. Психастенический тип………...16

3.8 Шизоидный тип…………………………………………………………………….19

3.9 Неустойчивый тип………………………………………………………………….20

3.10 Застревающий тип…………………………………………………………………21

3.11 Педантичный тип…………………………………………………………………...-

4 Диагностика психологического типа…………………………………………………..22

4.1 Опросник Леонгарда-Шмишека………………………………………………………-

4.2 Диагностическая методика «Чертова дюжина»…………………………………….28

4.3 Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г.Эйдемиллера……....34

Литература………………………………………………………………………………….41

Предисловие

 

Одной из базовых компетентностей в сфере управления и менеджмента является умение найти адекватный индивидуальный подход к подчиненному или деловому партнеру. При этом «усредненная» вежливость, следование деловому этикету – лишь первое приближение к развитию способности к эмпатии и дипломатичности. Именно знание многообразия и вариабельности психологического склада личностей, понимание их особенностей и резервов дает ключ к овладению культурой профессиональной межличностной коммуникации в сфере управления.

Рассмотрению типологии личностей посвящено данное методическое пособие. К нему также прилагаются три характерологических опросника, позволяющие осуществить самодиагностику принадлежности к тому или иному психологическому типу.

 

 

 

Психологическая компетентность профессионала в социальной сфере деятельности, а, тем более, психологическая компетентность руководителя предполагает хорошую осведомленность в области типологического многообразия личностного склада людей. Не только пресловутый индивидуальный подход в управлении, но и просто понимание мотивов действий другого человека, а также выбор оптимальной стратегии взаимодействия с ним невозможны, если мы не учитываем индивидуальные особенности его характера. Усредненный подход с позиций умозрительной требовательности, не учитывающий специфики личностного склада сотрудника, оказывается малоэффективным в плане достижения коллективных задач и установления взаимопонимания и доверия в межличностных отношениях.

Недостаток знаний о многообразии человеческой природы в большинстве случаев восполняется из негодных источников (астрологии и пр.), сомнительных в плане достоверности информации, зато не требующих больших интеллектуальных усилий для ее восприятия. Поистине поразительно, как вполне разумный, имеющий высшее образование человек, может проявлять инфантильную, порожденную ленью ума некритичность и доверчивость в отношении гороскопов.

Сошлемся на результаты серии экспериментов, проведенных в конце прошлого столетия французскими психологами, изучавшими природу внушаемости людей в отношении информации о самом себе. В первом эксперименте представителям самых разных знаков зодиака предлагался некий текст (всем одинаковый), составленный из произвольно нахватанных из разных гороскопов фраз. В качестве источников «мудрости» использовались труды самых маститых и популярных астрологов Франции. При этом каждому респонденту сообщалось, что это описание именно его знака зодиака. В результате 95% людей согласилось, что то, что они прочитали, абсолютно или очень близко описывает их характер. Второй эксперимент оказался еще проще: тексты гороскопов раздали респондентам в произвольном порядке, упомянув, однако, что они получили именно свой гороскоп. Все те же 95% людей не усомнились в правильности описания. В третьем эксперименте участвовали не просто рядовые «носители» знаков зодиака, а группа самых известных французских астрологов. Их задача состояла в том, чтобы идентифицировать три подробных психологических портрета, составленных психологами на основании тестирования по целому банку достоверных, валидизированных психологических тестов. При этом астрологам сообщили, портреты каких именно трех знаков зодиака им предложены. Точность идентификации составила ровно 33%, т.е. вероятность совпадения «мнения» астрологического прогноза и достоверной, основанной на научных фактах, а также статистически подтвержденной информации о личности человека оказалась практически нулевой.

Начиная рассмотрение общепринятой в психологии (а также психиатрии) типологии личностей, определимся, прежде всего, с понятиями «классификация» и «типология». Итак, классификация – разделение множества объектов на группы на основании выбранного критерия. При этом объекты, объединенные в одной группе, не имеют иного сходства, чем избранный для классификации критерий. Поскольку в нашем случае множество объектов – это множество личностей, рассмотрим для примера такой критерий, как цвет волос. В каждой из образовавшихся групп (блондины, брюнеты, шатены и т.д.) единственным сходным признаком окажется именно цвет волос. Все прочие возможные характеристики личностей, объединенных в группе, будут предельно разнообразны (раса, пол, возраст, национальность, культурно-образовательный уровень, характер и пр.).

В свою очередь, типология – это результат совпадения классификаций по разным критериям, при котором объекты в группе имеют целый ряд сходных признаков. В качестве иллюстрации перечислим такие критерии для классификации, как высота голоса, наличие или отсутствие роста бороды в зрелом возрасте и размер обуви. Каждый из этих оснований классификации поделит множество людей на две группы, а именно – на группу мужчин и группу женщин, т.е., «идентифицировав» некий «объект» по половому признаку, можно смело утверждать, что все гендерные качества, свойственные этому полу, данному человеку будут также присущи.

Таким образом, изучение типологии личностей позволяет с высокой долей достоверности судить о характере человека, если в его поведении очевидны проявления того или иного типа личности.

 

Следует терминологически разграничить понятия психопатии (аномалии характера, которые не входят в сферу нашего рассмотрения) и понятия психологической акцентуации характера как предельного варианта психической нормы.

Итак, психопатии – это такие аномалии характера, которые, по словам классика отечественной психиатрии П.Б. Ганнушкина, «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают… приспосабливаться к окружающей среде». Иными словами, эти три критерия могут быть обозначены как тотальность, относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

В противоположность психопатии, при акцентуации характера, положенной в основание предлагаемой типологии личностей, выраженность черт какого-либо типа «не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение соответствует способностям и возможностям. Особенности характера обычно хорошо компенсированы. Как правило, преходящая социальная дезадаптация и патологические нарушения поведения возникают только вследствие только тех психических травм, которые предъявляют повышенные требования к месту наименьшего сопротивления данного типа.

Приблизительно половина всех психически нормальных людей не имеют никакой акцентуации характера: во всех своих эмоциональных и поведенческих реакциях и интеллектуальных возможностях они не выходят за границы условной общечеловеческой нормы. Маловероятно, что такой человек сумеет ярко реализовать свои таланты. Но безусловным преимуществом такого душевного склада является его гармоничность, уравновешенность, ровный жизненный путь.

Другая половина человечества имеет те или иные психологические особенности, накладывающие отпечаток на личность в целом: они очевидны и заметны для окружающих. Наличие психологической акцентуации – это, с одной стороны, дополнительный резерв для самореализации личности, с другой – возможное наличие некоего «слабого звена», специфической для данного типа психотравмирующей ситуации, способной нарушить сбалансированное поведение акцентуанта. Причем, при умеренной выраженности акцентуации на первый план выдвинутся именно дополнительные возможности социально положительных достижений, а ярко выраженная, граничащая с психопатией, акцентуация в большей степени провоцирует ситуативную социальную дезадаптацию. Например, так называемая «застревающая» личность в значительно выраженной степени акцентуации может стать несговорчивым, не терпящим возражений спорщиком или сутягой, а в более умеренном варианте – неутомимым, целеустремленным тружеником. Демонстративная личность может быть инфантильным и капризным наказанием для своих близких, а при иных обстоятельствах может выделиться артистическими способностями и т.д. Иначе говоря, не всякое отклонение от серединной нормы является патологией, в противном случае мы должны были бы вывести за границы нормы тех людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что он обладает ярко выраженным оригинальным складом характера. Проявление этих же свойств в «больших дозах» - патология, в умеренных – своеобразие личности, которое она может использовать и в положительном, и в негативном плане.

Психологические акцентуации как индивидуальные особенности личности проявляются в различных психических сферах:

- во-первых, в сфере направленности интересов и склонностей: они могут быть альтруистичными или эгоистическими (один одержим жаждой наживы и непомерным тщеславием, другой – добр, отзывчив и у него развито чувство социальной ответственности);

- вторую сферу можно обозначить как чувств и воли. Здесь речь будет идти о самом процессе протекания эмоций, скорости, с которой они овладевают человеком, а затем ослабевают, о глубине чувства, а также о видах волевых реакций;

- третья сфера связана с интеллектом и т.д.

Вопрос о происхождении акцентуированных черт личности выходит за рамки нашего рассмотрения, отметим лишь кратко, что причиной может быть, во-первых, эндогенная специфика характера (согласно современным представлениям, суммарный генетический вклад в характер составляет около 40%), во-вторых, мозговые заболевания в раннем периоде, когда морфологическое формирование мозга еще не завершено, и, в-третьих, может быть следствием неблагоприятных социальных влияний среды.

Остановимся подробнее на описании основных типов акцентуаций личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.