Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трэвел-дискурс




Трэвел-текст как элемент межкультурной коммуникации.

Межкультурная (кросс-культурная) коммуникация (МКК) — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению. Понятие МКК было введено в 1950-х американским культурологом Эдвардом Т. Холлом. МКК определяют также как совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Трэвел-текст является и результатом межкультурной коммуникации, и ее инструментом, поскольку способствует инкультурации адресата текста – массовой аудитории. Человек, совершающий путешествие в другую страну, всегда оказывается в ситуации межкультурной коммуникации независимо от того, владеет ли он языком (одним из языков) страны. Если в ситуацию межкультурной коммуникации попадает неинкультурированный субъект, т. е. тот, кто не обучен традициям и нормам поведения в данной культуре, он, как правило, проявляет естественный этноцентризм, т. е. «психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры»[5]. Альтернативой этноцентризма является культурный релятивизм как идея равноправия культуры разных народов, независимо от уровня ее развития, сложности и самобытности.

Этноцентризм в российском ТМТ проявляется достаточно редко, поскольку одной из этических заповедей современной журналистики и, шире, этических установок нашего времени является толерантность, которая особенно важна в сфере межэтнических и межгосударственных отношений. Этноцентризм является невольной и обычно неосознанной психологической установкой говорящего и по большей части присущ людям, не имеющим опыта проживания в инокультурной среде. ТМТ призван выступать как средство вторичной инкультурации – сообщать адресату некоторые сведения о традициях и нормах поведения в определенной культуре.

Дискурс, элементом которого является ТМТ, – «трэвел-дискурс» – формируется на пересечении разных дискурсов: научного (страноведческая информация), политического (положение страны в мире, внутриполитическая ситуация и социальные проблемы в стране путешествия, отношения между страной путешествия и страной путешественника), бытового (контакты автора как человека частного с другими людьми в ходе путешествия), рекламного (информация о возможностях поездки, гостиницах, магазинах, ресторанах, местах развлечений и т. д.).

Таким образом, совокупность всех трэвел-текстов (ТТ), включая трэвел-медиатексты (ТМТ), а также все тексты о конкретных реализациях различных сценариев путешествия, как устные, так и письменно фиксированные, как вербальные, так и поликодовые (путеводители, фотографии, иллюстрации, рекламные постеры), как ориентированные на массовую аудиторию, так и функционирующие в малой социальной группе (семье, рабочем коллективе, туристическом клубе и т. д.) – иными словами, всё, что мы знаем, видим и слышим о путешествиях, можно рассматривать как трэвел-дискурс.

Трэвел-дискурс представляет собой гетерогенный феномен; верно и обратное: ТТ входит в разные дискурсы, что ощущалось и в «додискурсную» эпоху. Так, Н. Г. Чернышевский считал, что в путешествии есть черты таких жанров, как роман и анекдот, а отчасти также исторических, политических и естественнонаучных текстов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что понимают под межкультурной коммуникацией?

2. Как трэвел-текст связан со сферой межкультурной коммуникации?

3. Назовите две группы, на которые делится массовый адресат трэвел-текста по способу его восприятия.

4. Охарактеризуйте и соотнесите понятия: инкультурированныйнеинкультурированный адресат и этноцентризмкультурный релятивизм.

5. Что такое трэвел-дискурс?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.