Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Письмо выпускникам театральных вузов




 

Дорогие друзья!

В эти дни многие желают вам успеха, творческих свершений, побед. Я присоединяюсь к этим пожеланиям.

Но сегодня, когда вы стоите на пороге самостоятельного пути в искусстве, мне хочется сказать вам и о другом.

Есть такие области знаний, в которых человек, получивший диплом об окончании высшего учебного заведения, имеет право считать себя хоть и молодым, но все-таки специалистом. Форми­рование профессии здесь как бы завершается актом вручения диплома. Дальнейший путь специалиста — лишь путь совершен­ствования.

Наша профессия не принадлежит к таким областям челове­ческой деятельности. Окончанием театрального вуза не завер­шается, а по существу лишь начинается процесс формирования художника. Институт — преддверие творчества. Он только гото­вит молодых режиссеров и актеров к овладению профессией.

Воспитание в себе Художника, Мастера, Артиста отныне ста­новится самостоятельной творческой задачей каждого из вас. На этом пути вас ждет немало трудностей, огорчений и, навер­няка, горьких разочарований.

Поэтому прежде всего я хочу пожелать вам мужества... Не приходите в отчаяние, если первая встреча с реальностью по­вседневной жизни театра окажется иной, чем вы ее себе пред­ставляли… В любом театре, куда бы вы ни попали, вы непре­менно и сразу ощутите огромную разницу между обстановкой ваших студенческих занятий и той реальной практикой, которой вам придется жить.

 

 

Вы воспитывались в критериях идеального, потому что иначе и нельзя подготовить человека к искусству. И когда из оранже­рейной, тепличной обстановки вы попадете в повседневность те­атрального быта, главное — не растерять того ценного, что было в вас заложено. Пусть не пугает вас необходимость подготовить сложную роль и поставить спектакль в немыслимо короткие, с вашей точки зрения, сроки. Пусть не погаснет в вас вера в вы­сокое искусство только оттого, что ваш великолепный замысел оказался невыполнимым из-за технической неоснащенности сцены или других трудностей. Это ведь и есть жизнь. Не рас­считывайте на исключительность условий. Может быть, со вре­менем они у вас будут, но право на это надо завоевать.

В текучке будней, в необходимости решать множество боль­ших и мелких проблем, в заботах о насущном, сегодняшнем — никогда! — не теряйте веры в идеальное. По крупицам, из ма­леньких и больших достижений и ошибок собирайте, воспиты­вайте, утверждайте в себе качества, которые постепенно прибли­зят вас к этому идеалу. Только так может вырасти из вас на­стоящий артист, художник, творец.

Это мое первое пожелание вам.

Второе — отдавайте себе отчет в подлинной ценности того, что вы сделали. Независимо от отношения окружающих к ва­шей работе умейте видеть объективный результат се. Если вас постигла неудача, не ищите оправдания в трудностях условий работы, а тем более не пытайтесь убедить себя в необъектив­ности оценки вашего труда. Если вы добьетесь успеха, поста­райтесь не оценивать своей работы выше, чем она того заслу­живает. Сохраняйте в себе критерий прекрасного. Это поможет вам понять и почувствовать разницу между идеалом, к кото­рому вы стремились, и реально достигнутым.

А стремиться в искусстве всегда надо к максимуму.

Вот когда вы научитесь при скромных возможностях дости­гать максимальных творческих результатов, тогда вы получите право и на изменение самих условий вашей работы.

В искусстве, как ни в одном другом роде человеческой дея­тельности, нужны особые данные, а признаки, но которым можно угадать, распознать талант, лежат пока преимуще­ственно в области педагогической интуиции и поэтому нередко определяются кустарно. Так попадают в искусство люди слу­чайные. Это печально, но еще печальнее, если в человеке гаснет искра подлинной одаренности из-за того, что он не сумел под­крепить свой талант мастерством. Чтобы эта искра не погасла, чтобы талант не растворился в ремесле, надо постоянно разви­вать, воспитывать, тренировать в себе качества, без которых вы не приблизитесь к подлинному артистизму.

Для меня одним из признаков настоящего дарования яв­ляется способность человека постоянно, независимо от обстоя­тельств, в которых он находится, как бы создавать в себе вто-

 

 

рой, параллельный с конкретно-бытовым существованием, мир внутренней жизни, мир воображения. Что бы ни делал худож­ник — идет ли он по улице, едет ли в поезде, находится ли в го­стях,— в нем должен происходить непрерывный процесс сози­дания замысла. Если его воображение живет интенсивно, сложно, активно, значит — он художник.

Если творческий процесс замыкается рамками репетицион­ного расписания, если от репетиции до репетиции воображение режиссера или актера «спит», если человек специально «на­страивает» себя на работу, творчество состояться не может.

Повторяю, для меня возможность вот такого «двойного» про­цесса человеческого существования является признаком подлин­ного дарования, причем это свойство поддается воспитанию, его можно и нужно постоянно в себе развивать.

Я так настойчиво призываю вас к творческой неуспокоен­ности, к беспрерывному совершенствованию мастерства, к овла­дению законами своей профессии, потому что без этого ваше ис­кусство не поднимется выше элементарного ремесла. Нельзя поставить перед собой задачу — стать талантливым. Но можно и необходимо стремиться к цели — стать мастером. И это — цель на всю жизнь.

И еще одно пожелание — оно из области театральной этики. Чехов называл театр «лазаретом больных самолюбий». Это обстоятельство дает повод для культивирования в себе очень низменных чувств: стремления к личному успеху, к художест­венному эгоизму, к каботинству и премьерству.

Вы должны вести постоянную и беспощадную борьбу за пре­одоление в себе этих свойств. Они не рождаются вместе с чело­веком. Они редко возникают и в период учебы в институте, где сама атмосфера жизни почти исключает возможность проявле-. ния таких качеств. Но, столкнувшись с ними в театре, поста­райтесь не «заболеть» этими извечными театральными болез­нями, которые разрушают самую природу нашего искусства. Помните, что без этического нет художественного.

В системе Станиславского есть понятия, которые со време­нем преображаются, развиваются, обретают новые черты. И есть понятия незыблемые, вечные. К ним относится Этика, которая сейчас так же актуальна, как и тогда, когда создавалась. Ее принципы должны стать для вас законом.

Вы избрали себе в жизни путь очень трудный. И, по-моему, самый прекрасный. Желаю вам пройти его достойно.

 

Г. Товстоногов

 

PS. Я перечитал свое послание. Кажется, получилось не­сколько торжественно. Но, вероятно, акт вступления в искусство требует этого...

Г. Т.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.