Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В нейропсихологической диагностике познавательной сферы




Роль тестирования памяти

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Изучение памяти занимает особое место в процеду­ре. Память может выступать в качестве базисной функ­ции в диагностическом нейропсихологическом обследо­вании в силу следующих ее особенностей:

- обладает высокой сензитивностью к изменению функциональных состояний мозга;

- является интегративной для ряда других психиче­ских процессов, таких, как мышление, восприятие, речь и др., оказывая влияние на их развитие и вместе с тем позволяя в отдельных составляющих памяти достаточно хорошо «высветить» уровень развития этих процессов и их особенности;

- достаточно хорошо изучена в общепсихологиче­ском контексте с точки зрения различных звеньев и со­ставляющих ее структуры;

- хорошо изучена в нейропсихологическом контек­сте с точки зрения связи различных параметров памяти с работой определенных структур мозга;

- удобна для количественной оценки;

- значима в контексте учебной деятельности.

Следует указать на условность выделения отдельных психических функций при обследовании, поскольку пси­хика формируется не как совокупность независимых, самодостаточных частей, а как единое целое, отдельные части которого взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. В силу этого уровень развития отдельной психиче­ской функции может свидетельствовать о состоянии и других функций, с которыми она имеет общие звенья.

Нейропсихологические исследования структурно-функциональных основ памяти предполагают решение двух групп вопросов.

Первая из них направлена на анализ роли отдельных мозговых структур в обеспечении процессов памяти, свя­занных с ней других психических функций и поиском тех физиологических условий (механизмов), которые ха­рактерны для работы этих структур.

Вторая - связана с анализом психологической струк­туры процессов памяти (процессов запоминания, сохра­нения и воспроизведения) и выявлением роли отдельных звеньев этой структуры в осуществлении целостного процесса памяти. Решение этих вопросов позволяет рас­крыть проблему мозговой организации памяти и уточ­нить ее психологическую структуру, а также понять ее связь с другими психическими процессами.

Нейропсихологический подход к изучению памяти в этом контексте заключается, во-первых, в выявлении позвеньевого состава психических функциональных сис­тем памяти, где каждое звено «отвечает» за свой аспект, параметр мнестической деятельности, проявляющийся на поведенческом уровне. Во-вторых, он позволяет оп­ределить состав мозговых зон, объединяющихся в ней­рофизиологические функциональные системы для обес­печения процессов памяти и роль каждой из них в этом объединении. В третьих - дает возможность оценить, в силу каких причин и как нарушается полноценная рабо­та всей системы памяти и отдельных ее составляющих.

Для исследования познавательной сферы ребенка с помощью диагностики разных видов памяти была разра­ботана методика, позволяющая с учетом изложенных в главе I принципов психического развития ребенка про­водить анализ причин школьной неуспеваемости млад­ших школьников.

 

4.2. Методика нейропсихологической диагностики памяти «ДиаКор»

 

Комплексная методика нейропсихологического об­следования памяти состоит из трех блоков, каждый из которых включает в себя набор субтестов, необходимых для оценки состояния памяти в одной из трех основных модальностей: слухоречевой, зрительной и двигательной. Ниже приводятся основные принципы работы с методи­кой, более подробно познакомиться с ней можно в книге «Нейропсихологическая диагностика и коррекция млад­ших школьников» (Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагно­стика и коррекция младших школьников. М.: Интел-Тех, 1994.).

Тестировалось запоминание двух групп слов и фигу­рок по три в каждой, которые предъявлялись последова­тельно, одна за другой, а затем поочередно воспроизво­дились. Эти тесты показали свою эффективность в нейропсихологических исследованиях, как наиболее чувст­вительные к различным изменениям памяти.

Тесты были модифицированы за счет подбора групп слов и фигурок, объединенных общими фонетическими, семантическими (слова) и графическими, перцептивны­ми (фигурки) признаками. При этом в тестах, относя­щихся к перечисленным блокам, использовался стимульный материал, относящийся к разным уровням органи­зации мнестической деятельности: запоминание элемен­тов, не связанных между собой, и запоминание стиму­лов, объединенных общим признаком, который обсле­дуемый может самостоятельно выделить и использовать при запоминании. Это позволяло исследовать память в ее связи с другими процессами, такими, как восприятие, мышление, речь и т.д.

 

I. Исследование слухоречевой памяти проводится с помощью тестов на запоминание двух групп по три слова с последующим воспроизведением каждой из них:

а) слова в группах сходны по звучанию, ритмически сгруппированы:

1 группа: «рана-пена-тина»;

2 группа: «мина-сено-шина»;

б) слова в группах относятся к одному родовому по­нятию:

1 группа: «утка-зубр-краб»;

2 группа: «волк-грач-удав»;

в) заучивание серии слов, с последующим выполне­нием задания объединить их в рассказ (зима-поле-снег-река-лед-зверь-птица).

 

 

II. Исследование зрительной памяти:

а) запоминание серии фигур в заданном порядке:

Запоминание двух групп по три фигуры с последую­щим воспроизведением каждой из триад:

б) фигуры в группах имеют общий признак (гра­фическая категоризация):

1 группа 2 группа

в) фигуры в каждой из групп доступны объединению в единый структурно-целостный контур (перцептивная целостность, гештальт):

1 группа 2 группа

 

III. Исследование двигательной памяти включает тесты на запоминание серии поз пальцев на руке (при отсутствии зрительного контроля, на основе кинестети­ческой афферентации) с последующим воспроизведени­ем каждой позы противоположной рукой:

а) позы запоминаются и воспроизводятся на правой руке:

вытянуты 2-й, 3-й палец, остальные сжаты;

1-й и 2-й палец в кольце;

вытянуты 3-й, 4-й, 5-й пальцы;

1-й и 4-й пальцы в кольце;

вытянуты 2-й и 5-й пальцы;

б) позы запоминаются и воспроизводятся на левой руке:

1-й, 2-й пальцы в кольце;

2-й, 5-й пальцы вытянуты;

3-й, 4-й, 5-й пальцы вытянуты;

1-й, 4-й пальцы в кольце;

2-й, 3-й пальцы вытя­нуты;

в) перенос позы с правой руки на левую;

г) перенос позы с левой руки на правую.

 

IV. Дополнительно исследовались латеральные при­знаки при помощи теста «Шкала латеральных призна­ков» с целью выявления профиля латерализации обсле­дуемого школьника, который должен учитываться при решении диагностических задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.