Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма




 

Задача обеспечения безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в последние годы приобрела особую актуальность. Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение доли ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся высокой степенью тяжести. Во многом это связано с низким уровнем обустройства автомобильных дорог: отсутствием дорожных ограждений, освещения участков дорог, проходящих в зоне населенных пунктов, разноуровневых пешеходных переходов и автотранспортных развязок в местах пересечения автомобильных и железных дорог.

Несмотря на некоторое снижение основных показателей аварийности в период с 2008 по 2010 гг., в период c 2011 по 2013 гг. на территории региона наблюдался рост показателей аварийности. Всего за период с 2009 по 2013 гг. на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области произошло 56 979 ДТП, что составляет 5,5% от общего количества ДТП, произошедших за этот период на территории Российской Федерации. В результате ДТП пострадали в общей сложности 75 675 чел., из которых погибли 5 356 чел., получили ранения – 70 319 чел.

Показатели аварийности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также их сравнение с показателями аварийности по Российской Федерации за период 2009 – 2013 гг. представлены в табл. 1.1. Основными видами ДТП в Санкт-Петербурге и Ленинградской области являются следующие: столкновение, наезд на пешехода, опрокидывание, наезд на препятствие (в большей степени характерно для Санкт-Петербурга).

В соответствии с представленной статистикой, наиболее тяжкие последствия имели ДТП, происходившие на территории Ленинградской области. При этом около 30% ДТП на территории Ленинградской области пришлось на автомобильные дороги федерального значения, а 70% - на автомобильные дороги общего пользования регионального, межмуниципального и муниципального значения. Это связано, в первую очередь, с низким транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и муниципального значения.


Таблица 1.1.

Показатели аварийности по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Российской Федерации с 2009 по 2013 гг.

Показатели аварийности 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год  
 
Ленинградская область Санкт - Петербург Российская Федерация Ленинградская область Санкт - Петербург Российская Федерация Ленинградская область Санкт - Петербург Российская Федерация Ленинградская область Санкт - Петербург Российская Федерация Ленинградская область Санкт - Петербург Российская Федерация  
Всего ДТП, ед.                                
Всего погибло, чел.                                
Всего ранено, чел.                                
Индикатор социального риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения) 36,9 11,2 18,4 34,7 8,1 18,7 39,2 9,6 19,5 37,1   19,6 36,3 8,8 18,9  
Индикатор тяжести последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших) 12,9 5,2 9,2 11,5 4,3 9,6 12,6 5,1   11,7 4,1 9,8   4,2 9,5  

 


В рейтинге регионов Российской Федерации, проведенном на основании данных государственной статистической отчетности о доле автодорог регионального значения, отвечающих нормативным требованиям, Ленинградская область занимает 32 место. В 2013 г. только 42,5% общей протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения соответствовало нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, остальные дороги нуждались в неотложном проведении работ по реконструкции и ремонту.

По числу дорожно-транспортных происшествий – 218,8 ДТП на 100 тыс. чел. населения – Ленинградская область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации. В 2013 г. в Ленинградской области произошло 3794 дорожно-транспортных происшествий (2012 г. – 3576), в которых погибли 635 человек (2012 г. – 639) и пострадали 5145 чел. (2012 г. – 4825 чел.).

Индикатор социального риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения) в Ленинградской области в 2013 г. почти в два раза превысил общероссийское значение (36,3 – в Ленинградской области и 18,9 – в целом по Российской Федерации). Индикатор тяжести последствий ДТП (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших) в Ленинградской области также выше, чем в целом по Российской Федерации (11 и 9,5 соответственно).

В 2013 году в два раза увеличилось количество ДТП, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. Плохое состояние автомобильных дорог Ленинградской области привело в 2013 г. к 984 ДТП (2012 г. - 502), что составило 26% от общего числа ДТП. В результате данных ДТП погибли 163 чел. (2012 г. – 131 чел.) и получили ранения 1316 чел. (2012 г. – 961 чел.). Наибольшее количество таких ДТП зарегистрировано в Гатчинском (146 ДТП), Кировском (71 ДТП), Ломоносовском (86 ДТП) районах области.

Наибольшее количество ДТП совершается на участках автомобильных дорог в границах населенных пунктов, на одноуровневых пересечениях автомобильных дорог и железных дорог, а так же на участках автомобильных дорог, имеющих высокий уровень загрузки.

В настоящее время на сети дорог регионального и межмуниципального значения Ленинградской области насчитывается 217 участков концентрации ДТП.

Значительное количество пострадавших в результате ДТП являются пешеходами - к ним относятся до трети раненых и до половины погибших (в зависимости от рассматриваемого года). При этом практически треть всех ДТП с участием пешеходов происходит на пешеходных переходах. Это обусловлено, в том числе, следующими причинами:

– недостаточная видимость пешеходных переходов;

– недостаточность / отсутствие островков безопасности;

– наличие на автомобильных дорогах с интенсивным движением пешеходных переходов в одном уровне;

– недостаточное количество светофорных объектов, оборудованных средствами коммуникационного оповещения для слабовидящих и незрячих лиц.

В ряде случаях участниками ДТП становятся дети. По статистике, 1-1,5% погибших и 6,5-7,5% раненых в результате ДТП в Санкт-Петербурге приходится на детей дошкольного и школьного возраста. Для Ленинградской области этот показатель составляет соответственно 2,4-2,8% и 8,2-8,6%. Поэтому задача профилактики детского дорожно-транспортного травматизма относится к числу приоритетных.

К причинам увеличения числа ДТП в Санкт-Петербурге и Ленинградской области относятся следующие факторы:

- рост уровня автомобилизации населения и численности автотранспортных средств, повышение доли жителей города и области, предпочитающих использовать для ежедневных поездок личный автомобильный транспорт вместо общественного транспорта;

- исчерпание пропускной способности автомобильных дорог и ухудшение их транспортно-эксплуатационного состояния;

- низкая дисциплина участников дорожного движения и др.

Постепенно ухудшающаяся ситуация с аварийностью требует применения системного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения, выработки долгосрочной стратегии решения поставленной задач, координации усилий всех государственных органов, коммерческих предприятий и общественных организаций, участвующих в процессе обеспечения безопасности дорожного движения.

Условия дорожного движения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области характеризуются сложной дорожной обстановкой, снижением средних скоростей движения, увеличением затрат времени на поездки в наземном пассажирском транспорте общего пользования.

Ряд автомобильных дорог Санкт-Петербурга и Ленинградской области работают в режиме перегрузки и нуждаются в проведении различных мероприятий по повышению их пропускной способности.

Средняя скорость движения в Санкт-Петербурге за последние 5 лет значительно снизилась и составляет примерно 25 км/ч, снижаясь в часы «пик» до 5 – 10 км/ч при оптимальных 30 – 35 км/ч.

При росте парка автомобилей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за последние 10 лет около 5% в год (от всего парка), ежегодный прирост протяженности автодорожной сети составляет менее 1%.

Основной причиной неблагоприятной транспортной ситуации в Санкт-Петербурге является несоответствие пропускной способности улично-дорожной сети растущему спросу на передвижения автомобильным транспортом. Влияние этой причины в перспективе до 2020 г. будет усиливаться, так как уровень автомобилизации в Санкт-Петербурге в настоящее время отстает от уровня развитых стран в 1,5-2 раза.

Улично-дорожная сеть Санкт-Петербурга в настоящее время не соответствует объективным транспортным потребностям города по всем основным параметрам – пропускной способности, плотности и связности. Улично-дорожную сеть характеризует недостаточное количество транспортных развязок, путепроводов, тоннелей. Отсутствие развязок в узлах пересечения магистралей опорной сети или несоответствие их параметров интенсивности движения на основных направлениях движения транспортных потоков приводит к формированию «транспортных барьеров», сдерживающих движение транспортных средств. Примерами таких барьеров могут быть: Светлановская площадь, площадь Мужества, подходы к мостам через Неву, подходы к Московскому и Невскому проспектам и др. Всего на территории города насчитывается более 30 таких барьерных узлов.

Кроме основной причины, можно выделить ряд сопутствующих факторов, оказывающих негативное влияние на условия и безопасность движения. К таким факторам относятся следующие:

− наличие парковки на значительном количестве магистралей, обусловленной сосредоточением мест приложения труда, объектов торговли и тяготения деловых передвижений. Парковка на проезжей части ухудшает условия движения на 20% протяженности магистралей в центральных районах города. При этом второстепенные улицы городского центра фактически работают в режиме дневных бесплатных парковок и по сути дела выбывают из состава функционирующей улично-дорожной сети;

− низкая привлекательность наземного пассажирского транспорта общего пользования из-за недостаточной скорости, комфортности, регулярности и надежности, в сочетании с отставанием в развитии системы скоростного внеуличного пассажирского транспорта, приводят к тому, что жители города предпочитают использовать для ежедневных поездок легковые автомобили, что вызывает исчерпание пропускной способности улично-дорожной сети;

− отсутствие эффективных механизмов регулирования грузовых автомобильных перевозок и стоянки большегрузных грузовых автомобилей;

− недостаточное количество искусственных сооружений – мостовых переходов, многоуровневых развязок, внеуличных пешеходных переходов и т.д.;

− отсутствие эффективной системы управления светофорной сигнализацией и оперативного информирования всех участников дорожного движения в реальном режиме времени о текущем состоянии транспортной ситуации и др.

Перечисленные проблемы приводят к снижению устойчивости функционирования транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, росту аварийности и ухудшению экологической обстановки.

На территории Санкт-Петербурга расположено свыше 1300 регулируемых перекрестков, управление транспортными и пешеходными потоками обеспечивают около 1,5 тыс. светофорных объектов. В Санкт-Петербурге в настоящее время существуют четыре независимых АСУДД, охватывающих 250 регулируемых перекрестков в основном в центральной части Санкт-Петербурга и на радиальных магистралях.

Сформировавшиеся к настоящему времени компоненты интеллектуальной транспортной системы АСУ ДД, АСУ ГПТ и другие не интегрированы в единую систему и имеют ограниченный охват:

– к АСУ ДД подключено около 20 % светофорных объектов;

– АСУ ГПТ контролирует движение всего подвижного состава, обслуживающего «социальные» маршруты наземного городского пассажирского транспорта, но при этом охватывает не весь подвижной состав, работающий на «коммерческих» маршрутах;

– оборудование СЭКОП установлено менее чем на 75 % подвижного состава, обслуживающего «социальные» маршруты наземного городского пассажирского транспорта, портативные валидаторы применяются на 100 % подвижного состава (включая подвижной состав, обслуживающий «коммерческие» маршруты).

Кроме того, отсутствует необходимая интеграция автоматизированных систем управления дорожным движением на основных магистральных автомобильных дорогах, на которых концентрируются наибольшие транспортные потоки. Так, не интегрированы в единую систему АСУ ДД на восточном полукольце Кольцевой автомобильной дороги и АСУ ДД на участке КАД, проходящем по комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, АСУ ДД на федеральных автомобильных дорогах, подходящих к Санкт-Петербургу, и АСУ ДД на основных городских магистралях.

В сфере организации дорожного движения в Санкт-Петербурге выделяется ряд организационных и технических проблем:

– неэффективная система управления светофорной сигнализацией, характеризующаяся недостаточным развитием автоматизированных систем управления дорожным движением и использованием в ряде случаев неэффективных технологий управления светофорной сигнализацией;

– применение в ряде случаев неэффективных решений по организации дорожного движения при строительстве и реконструкции улично-дорожной сети из-за ориентации на минимизацию стоимости строительства;

– медленнее темпы устранения "узких мест" на улично-дорожной сети, снижающих пропускную способность магистралей;

– отсутствие системы мониторинга дорожного движения и интегрированной информационной системы регулирования дорожного движения, что не позволяет получать объективные данные о дорожной ситуации и своевременно принимать эффективные решения.

Основными направлениями совершенствования организации дорожного движения являются:

– разработка и реализация комплексной программы развития интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС), включая обеспечение взаимодействия и стандартизацию обмена данными АСУ ДД Западного скоростного диаметра и других магистралей Санкт-Петербурга, КАД и других федеральных автомобильных дорог, а также региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, проходящих по территории Ленинградской области;

– создание системы мониторинга организации дорожного движения;

– развитие системы выделенных полос для городского пассажирского транспорта общего пользования, обеспечение его приоритетного проезда на регулируемых перекрестках;

– повышение эффективности решений по организации дорожного движения при строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;

– ликвидация "узких мест" на улично-дорожной сети как за счет локальных решений, предусматривающих расширение или изменение геометрических параметров проезжей части, так и за счет коррекции режимов работы светофорных объектов, изменения схем организации движения и т.д.;

– регулирование движения грузового автотранспорта за счет формирования опорной дорожной сети для движения грузовых автомобилей;

– применение мер административной ответственности за нарушения правил дорожного движения на основе систем фото- и видеофиксации.

В условиях повышения уровня автомобилизации приоритетной задачей является разработка и создание ИТС как комплексной интегрированной системы информационного обеспечения и управления всеми видами наземного транспорта, основанной на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий и методов управления.

К основным задачам ИТС относятся:

– снижение задержек и увеличение скорости сообщения на всех видах транспорта на основе создания системы управления транспортными потоками и транспортными средствами, действующей в реальном времени;

– обеспечение оперативного контроля движения общественного транспорта на маршрутах, создание приоритетных условий движения общественного транспорта;

– повышение уровня собираемости оплаты проезда на основе создания интегрированной системы электронных платежей;

– обеспечение оперативного автоматизированного контроля движения транспорта и оперативного управления им на базе использования систем позиционирования и навигации;

– обеспечение сбора платы на платных участках сети автомобильных дорог;

– улучшение информационного обеспечения органов управления транспортным комплексом и всех участников движения;

– повышение оперативности управления парком транспортных средств специальных, ремонтных, эксплуатационных и аварийных служб, в том числе с использованием системы позиционирования;

– сокращение количества и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.

Особенностью мероприятий по созданию ИТС является их высокая социально-экономическая эффективность: комплексное внедрение ИТС позволяет повысить пропускную способность транспортной системы на 15-20% без привлечения капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры.

Базовыми компонентами ИТС являются:

– автоматизированная система управления дорожным движением, включая систему управления парковочным пространством;

– автоматизированная система управления внегородскими магистралями;

– автоматизированная система транспортной информации (в том числе подсистема информации для контроля, планирования и управления и подсистема информации для участников движения);

– автоматизированная система управления городским пассажирским транспортом общего пользования;

– автоматизированная система электронных платежей на различных видах транспорта, включая подсистемы сбора платы на платных элементах дорожной инфраструктуры и сбора платы за проезд грузового транспорта по платным дорогам на базе ГЛОНАСС/GPS;

– автоматизированная система обеспечения безопасности, включая подсистемы оперативного управления парком специальных транспортных средств (МЧС, ГИБДД, скорой медицинской помощи), выявления ДТП, видеонаблюдения за объектами транспортной инфраструктуры и транспортными потоками, выявления нарушений Правил дорожного движения.

К основным направлениям развития интеллектуальных транспортных систем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области относятся следующие:

– автоматизация информационных и управляющих процессов в сфере пассажирского транспорта общего пользования;

– автоматизация информационных процессов в сфере парковки;

– автоматизация управляющих и информационных процессов в сфере дорожного движения;

– автоматизация процессов контроля и управления в сфере грузовых перевозок;

– автоматизация процессов контроля и управления в сфере безопасности.

В Ленинградской области внедрение интеллектуальных транспортных систем на сети автомобильных дорог предусматривает реализацию следующих мероприятий:

– мероприятия по развитию автоматизированной системы управления дорожным движением на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Ленинградской области;

– мероприятия по развитию автоматизированной системы метеорологического обеспечения;

– мероприятия по созданию системы информирования участников дорожного движения и пассажиров транспорта общего пользования, включая экстренное информирование и управление действиями в условиях ДТП, нештатных и чрезвычайных ситуаций;

– мероприятия по развитию системы фиксации нарушений ПДД;

– мероприятия по созданию системы наблюдения за работой постов весового контроля автотранспорта;

– мероприятия по созданию системы управления содержанием автомобильных дорог.

Реализация мероприятий по созданию ИТС автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ленинградской области предусматривается в 2 этапа. На первом этапе (2014 – 2017 г.г.) планируется выполнение следующих мероприятий:

– разработка и ввод в эксплуатацию центра управления и мониторинга системы управления дорожным движением;

– разработка и ввод в эксплуатацию центра консолидации данных и мониторинга системы метеообеспечения;

– разработка и ввод в эксплуатацию центра системы управления содержанием автомобильных дорог;

– разработка и ввод в эксплуатацию центра системы фиксации нарушений ПДД;

– разработка и ввод в эксплуатацию центра системы контроля работы весовых постов;

– разработка и ввод в эксплуатацию центра системы информирования участников дорожного движения и пассажиров транспорта общего пользования;

– выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по первой очереди создания системы информирования в части установки дорожных информационных табло на подъездах к КАД со стороны Ленинградской области.

Комитетом по дорожному хозяйству Ленинградской области организована работа передвижных постов весового контроля на автомобильных дорогах с использованием современных модернизированных комплексов взвешивания автотранспортных средств. Для осуществления постоянного контроля планируется построить стационарные весовые посты с системой динамического предварительного взвешивания. Постоянные пункты весового контроля будут расположены на Карельском перешейке, где сосредоточено большинство карьеров нерудных материалов. Разработка и ввод в эксплуатацию центра системы контроля работы весовых постов позволит контролировать движение сверхтяжелых грузовых автомобилей по дорожной сети Ленинградской области, предотвращать разрушение дорожного покрытия и взимать плату за ущерб от нанесения вреда автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

На втором этапе (2018 – 2025 г.г.) планируется выполнение следующих мероприятий:

– разработка проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ по расширению полевой части системы управления дорожным движением в соответствии с адресной программой реконструкции и нового строительства на автомобильных дорогах регионального и муниципального значения;

– разработка проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ по расширению полевой части системы метеообеспечения на автомобильных дорогах;

– разработка проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ по расширению полевой части системы фиксации ПДД на автомобильных дорогах;

– разработка проектной документации и выполнение строительно-монтажных работ по расширению полевой части системы контроля работы весовых постов на автомобильных дорогах;

– разработка и ввод в эксплуатацию пользовательской части системы информирования участников движения и пассажиров транспорта общего пользования в рамках создания ИТС Ленинградской области;

– разработка и ввод в эксплуатацию бортовой части системы управления содержанием автомобильных дорог в рамках создания ИТС Ленинградской области.

Реализация мероприятий по внедрению ИТС на автомобильных дорогах Ленинградской области позволит улучшить условия движения автотранспорта, увеличить скорость перевозки грузов и пассажиров, снизить транспортные издержки, сократить число дорожно-транспортных происшествий и выбросы загрязняющих веществ от автотранспортных средств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.323 сек.