Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение культуры




КУЛЬТУРНАЯ СТАТИКА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Туризм как феномен массовой культуры

Массовая и популярная культура

Функции и дисфункции культуры

Культурная микродинамика

Культурная макродинамика

Цивилизация и культура

Типология культур

Культурная статика: сущность и структура

КУЛЬТУРЫ

И ДИНАМИКА

Категория культуры выступает базовым понятием духовной сферы. Ду­ховная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека — от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» вы­ступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Про­явлениями или формами духовной сферы общества выступают культу­ра, мораль, искусство, наука, религия, образование. Их изучает комплекс наук, включая психологию, философию, социологию, культурологию, ис­кусствознание, литературоведение и др. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культуройсовокупность результатов их де­ятельности.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений куль­туры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культуры — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают куль­туру с традициями или социальным наследием общества. Культура — соци­ально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для куль­туры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях уче­ные понимали культуру как средство приспособления общества к природ­ной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иног­да о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поко­ления в поколение.

В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. В зависимости от своих симпатий и теоретических пристрастий культуру определяют, в одном случае, как сово-

купность материальных артефактов, в другом — как систему идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т.п.). Чаще всего ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев либо представляют как образ жизни людей.

Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано челове­ческим разумом и руками — одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, — а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т.д.

Когда ученые берутся за уточнение какого-либо понятия либо за углуб­ленное изучение явления, то в результате у них рождается еще несколько новых определений, аспектов, уровней. Подобное может свидетельствовать о многогранности самой проблемы либо об особенностях научного позна­ния, которое, кажется, так никогда и не закончится.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным ап­паратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубеж­ной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении воспи­танный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чис­тое функциональное пространство. «Уровневый» смысл мы вносим в по­нятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — от­сутствию культуры. Понятие «культура» мы прилагаем к самым разным явлениям: «культурный человек», «культура общения», «культура труда», «художественная культура», «физическая культура», «культура поведения», «политическая культура», «министерство культуры», «культура быта» и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может погово­рить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришед­шее к нам из XVIII в., по существу уравнивает «культурность» с «воспитан­ностью» и «цивилизованностью». Нет общества, народа, группы или чело­века, лишенных культуры.

Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивили­зациях Китая (понятие «жень») и Индии (понятие «дхарма») означало це­ленаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Вклю­чало оно и воспитание человека.

Философы древней Греции употребляли понятия paideutos и paideia, оз­начавшие «приобретаемый воспитанием» и «образованность». Согласно

Платону (V—IV вв. до н.э.), пайдейя, т.е. образованность, есть руководство к изменению всего человека в его существе. Именно в «воспитанности», которую греки считали синонимом культуры, они видели главное отличие от «некультурных» варваров.

В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) пони­мали прежде всего возделывание земли. Оно производится от глагола colo, cultum, т.е. обрабатывать, осваивать, заселять. Того же происхождения по­нятия «колон», «колонист», «колонизатор», «культ», «культор», «культура». «Колон», «колонист», «культор» в древности были синонимичны и обозна­чали того, кто обрабатывает землю, осваивает, культивирует, делает «куль­турной», превращает целину, «дикое поле» в обработанное и засеянное «культурными» растениями.

Слово cultura встречается в тракта­те древнеримского писателя Марка Порция Катона (III—II вв. до н.э.) о правильном возделывании почвы, пред­полагающем душевное отношение к занятию. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьяни­на. Однако уже знаменитый оратор и философ Марк Туллий Цицерон (II— I вв. до н.э.) связывает эту категорию с человеческим разумом, считая фи­лософию культурой духа и формой почитания ума.

Таким образом, перенесенная из сферы сельского хозяйства культура стала обозначать уход, улучшение, облагораживание, но теперь уже не зем­ли или почвы, а телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. Соответственно существует культура тела, культура души и духов­ная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широ­ком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов1.

Интересно, что в европейских языках — немецком, английском и фран­цузском — культура поначалу служила сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художе­ственной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десяти­летия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда слово «культура» про­никло вместе с переводными книгами, поначалу оно относилось к сельско­му хозяйству.

В средние века слово «культ», употребляемое чаще, чем «культура», вы­ражает способность человека раскрыть творческие возможности в любви к Богу. В эпоху Возрождения культура понимается как активное творческое начало, способствующее духовному возвышению человека.

В эпоху Просвещения под культурой стали понимать соответствие чело­века идеалам гуманизма. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Тюр-го, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как область духовной свобо­ды человека. Кант рассматривал культуру с позиций морального сознания,

1 Культура: Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

Шиллер — как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усмат­ривал в развитии культуры эволюцию Абсолютного разума.

Современное значение термин «культура» получает в XVII в. и появля­ется в виде самостоятельного у С. Пуфендорфа, немецкого юриста и историографа. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга в книге «Опыт истории культуры человеческого рода», вышедшей в 1782 г. А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И. Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоре­тическим и философским содержанием. Гердер проповедовал нацио­нальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил наряду с культурой в единственном числе употреблять культуры во мно­жественном, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различ­ных национальных культур.

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медлен­но. В конце XVIII в. оно имело два оттенка: первый — господство над при­родой с помощью знания и ремесел, второй — духовное богатство личнос­ти. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа Кант (1724— 1804) и Гегель (1770—1831) почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его тер­мином Bildung (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался словом, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

Только в XVIII—XIX вв. для европейцев культура приобрела духовный от­тенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Куль­турным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, кар­тинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием. В конце XIX и начале XX в. сформировалась философия культуры как самостоятельная фи­лософская дисциплина. Последователи неокантианства (Н. РиккертиМ. Ве-бер) рассматривали культуру как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества.

Понятие «культура" отображает трансформацию мироощущения от древности до наших дней

В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. Хотя слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX в. оно не получило. Вместо него употреблялись близ-

кие по смыслу выражения: «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Черны­шевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Киреевский в «просвеще­ние» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 1860-е гг. новый термин входит в русские словари, а в 1880-е гг. утверждает­ся в научной и художественной литературе.

В XX в. антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Ио у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира — система норм и ценностей, выраженная через соответству­ющий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помо­щью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодей­ствие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, ок­ружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.