КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение культурыКУЛЬТУРНАЯ СТАТИКА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА Туризм как феномен массовой культуры Массовая и популярная культура Функции и дисфункции культуры Культурная микродинамика Культурная макродинамика Цивилизация и культура Типология культур Культурная статика: сущность и структура КУЛЬТУРЫ И ДИНАМИКА Категория культуры выступает базовым понятием духовной сферы. Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека — от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями или формами духовной сферы общества выступают культура, мораль, искусство, наука, религия, образование. Их изучает комплекс наук, включая психологию, философию, социологию, культурологию, искусствознание, литературоведение и др. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культуры — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. В зависимости от своих симпатий и теоретических пристрастий культуру определяют, в одном случае, как сово- купность материальных артефактов, в другом — как систему идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т.п.). Чаще всего ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев либо представляют как образ жизни людей. Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками — одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, — а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т.д. Когда ученые берутся за уточнение какого-либо понятия либо за углубленное изучение явления, то в результате у них рождается еще несколько новых определений, аспектов, уровней. Подобное может свидетельствовать о многогранности самой проблемы либо об особенностях научного познания, которое, кажется, так никогда и не закончится. В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др. В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Понятие «культура» мы прилагаем к самым разным явлениям: «культурный человек», «культура общения», «культура труда», «художественная культура», «физическая культура», «культура поведения», «политическая культура», «министерство культуры», «культура быта» и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришедшее к нам из XVIII в., по существу уравнивает «культурность» с «воспитанностью» и «цивилизованностью». Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие «жень») и Индии (понятие «дхарма») означало целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно и воспитание человека. Философы древней Греции употребляли понятия paideutos и paideia, означавшие «приобретаемый воспитанием» и «образованность». Согласно Платону (V—IV вв. до н.э.), пайдейя, т.е. образованность, есть руководство к изменению всего человека в его существе. Именно в «воспитанности», которую греки считали синонимом культуры, они видели главное отличие от «некультурных» варваров. В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Оно производится от глагола colo, cultum, т.е. обрабатывать, осваивать, заселять. Того же происхождения понятия «колон», «колонист», «колонизатор», «культ», «культор», «культура». «Колон», «колонист», «культор» в древности были синонимичны и обозначали того, кто обрабатывает землю, осваивает, культивирует, делает «культурной», превращает целину, «дикое поле» в обработанное и засеянное «культурными» растениями. Слово cultura встречается в трактате древнеримского писателя Марка Порция Катона (III—II вв. до н.э.) о правильном возделывании почвы, предполагающем душевное отношение к занятию. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьянина. Однако уже знаменитый оратор и философ Марк Туллий Цицерон (II— I вв. до н.э.) связывает эту категорию с человеческим разумом, считая философию культурой духа и формой почитания ума. Таким образом, перенесенная из сферы сельского хозяйства культура стала обозначать уход, улучшение, облагораживание, но теперь уже не земли или почвы, а телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. Соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов1. Интересно, что в европейских языках — немецком, английском и французском — культура поначалу служила сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десятилетия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда слово «культура» проникло вместе с переводными книгами, поначалу оно относилось к сельскому хозяйству. В средние века слово «культ», употребляемое чаще, чем «культура», выражает способность человека раскрыть творческие возможности в любви к Богу. В эпоху Возрождения культура понимается как активное творческое начало, способствующее духовному возвышению человека. В эпоху Просвещения под культурой стали понимать соответствие человека идеалам гуманизма. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Тюр-го, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как область духовной свободы человека. Кант рассматривал культуру с позиций морального сознания, 1 Культура: Философский энциклопедический словарь. М., 1997. Шиллер — как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию Абсолютного разума. Современное значение термин «культура» получает в XVII в. и появляется в виде самостоятельного у С. Пуфендорфа, немецкого юриста и историографа. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга в книге «Опыт истории культуры человеческого рода», вышедшей в 1782 г. А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И. Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил наряду с культурой в единственном числе употреблять культуры во множественном, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различных национальных культур. В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII в. оно имело два оттенка: первый — господство над природой с помощью знания и ремесел, второй — духовное богатство личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа Кант (1724— 1804) и Гегель (1770—1831) почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его термином Bildung (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался словом, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств. Только в XVIII—XIX вв. для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием. В конце XIX и начале XX в. сформировалась философия культуры как самостоятельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Н. РиккертиМ. Ве-бер) рассматривали культуру как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества. Понятие «культура" отображает трансформацию мироощущения от древности до наших дней В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. Хотя слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX в. оно не получило. Вместо него употреблялись близ- кие по смыслу выражения: «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Киреевский в «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 1860-е гг. новый термин входит в русские словари, а в 1880-е гг. утверждается в научной и художественной литературе. В XX в. антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Ио у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира — система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |