Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура культуры




С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Статика изображает предмет исследования с точки зрения его структуры, компоновки частей, соединения каждой части (элемента), их функций и упорядоченности. Динамика пред-

10 Hall S., Jefferson T. Resistance Through Rituals. Youth Subcultures in Post-War Britain. London, 1976. 1' Ziegahn L. Considering Culture in the Selection of Teaching Approaches for Adults // ERIC Digest. 2001. ED459325.

ставляет тот же предмет с точки зрения развития его частей, их изменения, функционирования. С точки зрения статики, общество и культура имеют оп­ределенную структуру, т.е. совокупность функционально взаимосвязанных позиций. Только в обществе и культуре позиции обозначены по-разному.

Таким образом, в культурологии, как и в социологии, выделяются две ос­новные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описы­вает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов, или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые опи­сывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами куль­туры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет две состав­ляющих — материальную и нематериальную. Материальные памятники куль­туры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные остан­ки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восста­навливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней — только по материальным. Таким об­разом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем ин­формации, чем нематериальные.

Материальная культура включает физические объекты, созданные чело­веческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое дру­гое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образ­цы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разу­мом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в матери­альном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай привет­ствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.

Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух? — в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли. Их можно донести до ауди­тории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись ра­дио, телевидением или Интернетом.

Китайская армия из глины — выдающийся объект материальной культуры прошлого (гробница Цинь Шихуанди, 221-207 гг. до н.э.)

Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К при­меру, одежда выполняет две функции — физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных на­родов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.

Исходной клеточкой нематериальной культуры выступают ценности со­циально одобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Цен­ности представляют также разделяемые многими людьми представления отно­сительно целей, к которым нужно стремится. Для достижения таких целей, принимаемых в качестве ценностей, общество изобрело сложный механизм культурных норм предписаний должного поведения, и социальных санкций, т.е. поощрений в случае соблюдения и наказаний в случае нарушения этих норм.

Культурные нормы кристаллизуются и проявляются в наших привычках (уста­новившихся стереотипах поведения в ситуациях), манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определен­ным действиям и социальным группам и имеющем символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекса, функционирую­щего на основе традиции — привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение). Все это также входит в структурную матрицу человеческой куль­туры, которую некоторые специалисты называют образом жизни. Образ жиз­ни часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или со­циальной группы.

Культура не только передается от по­коления к поколению, не только усваи­вается или разделяется членами обще­ ства, она еще предписывает то, как они должны себя вести. Поэтому культу­ра — нормативная система. Она включает в себя совокупность таких норм, при помощи которых люди контролируют людей. Привычка, обычай, эти­кет, церемониал, ритуал — цепочка нормативного поведения в культуре. Традиция — форма социального наследования, моментами которой можно считать обычай и обряд.

Важную часть культуры, основанную на ценностях, составляют язык, знания, верования и мифы. Миф вымысел о реальных событиях, как буд­то бы они существовали на самом деле в прошлом или настоящем. Знания — суждения, достоверность которых проверена наукой или опытом. Верова­ния — эмоциональная приверженность определенным ценностям или иде­ям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов. Развитой формой верований выступают религии. В религии находят отражение высшие ценности общества о вечном и тварном, жизни и смер­ти, грехе и воздаянии, милосердии и сострадании. По отношению к культу­ре религия выступает: а) ее прародительницей; б) ее квинтэссенцией, т.е. сущностью, выражающей самое главное в культуре. Закрепление религиоз­ных постулатов в виде соответствующих канонов, вероучения, практики богослужения, обрядов, церемоний и культов превращает религию в универ­сальный инструмент развития культуры.

Процесс зарождения, распространения, функционирования и распада культуры выражается специальными понятиями, принятыми в мировой социологии. К ним относятся культурная трансмиссия, преемственность культуры, культурная аккумуляция, культурное истощение, культурная интеграция, культурная дифференциация, культурное разнообразие, куль­турный конфликт, культурное запаздывание. Основа социальной динами­ки — смена традиций, т.е. именно ломка, преодоление культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.