Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурный комплекс




Родоначальник европейской этнографии Э. Тэйлор подходил к культу­ре как заправский хирург — он препарировал ее органы, разлагая их на со­ставные элементы и комплексы элементов. Культура — это совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Элемен­ты культуры для него — это одновременно отдельные категории материаль-

13 Clarke J.J. On the unity and diversity of cultures // American Anthropologist. 1970. Vol. 72. P. 545-554.

ной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления ду­ховной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы). Все явления куль­туры Тайлор уподоблял «видам растений и животных, изучаемых натурали­стами». По его мнению, «история человечества есть часть или даже частич­ка истории природы и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управ­ляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом расте­ний и животных». Его приемы естественно-научного изучения явление культуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типоло­гического сравнения и стали составное частью сравнительно-историческогс метода.

Элементом культуры может быт! плуг, паровая машина, теория относи­тельности, идея равенства и справедли­вости, традиция гостеприимства и т.п Одни элементы существуют в одиноче­стве, другие, наподобие центра притя­жения, организуют вокруг себя сово­купность новых элементов. Во второе случае говорят о культурном комплексе Культурный комплекс — совокуп­ность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемен­та и функционально с ним связанных Примером служит спортивная игра, е частности, футбол. С ним связаны: ста­дион, болельщики, рефери, спортив­ная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную револю­цию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования милли­онов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и па­ровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идеи введения званий и титулов, наследования имущества или обря­да инициации. Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы.

Культурным комплексом могут являться частные собрания картин и ан­тикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направле­ния, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т.д.

В отношении приемлемости понятия «культурной комплекс» в науке продолжаются дискуссии. У него есть как сторонники, так и противники. Одна часть исследователей, как, например, Роберт Тайлор14, не возражают против того, чтобы представлять культуру как совокупность комплексов (sets), которые называются культурными чертами (traits). Культурные чер­ты, или элементы, подобно статусным ячейкам в социальной структуре об-

14 Taylor R.B. Cultural Ways: A Concise Introduction to Cultural Anthropology. Waveland Press, Inc., 1988.

щества (если проводить аналогию с предложенной в «Фундаментальной социологии» моделью), функционально связаны между собой и потому со­ставляют единое целое. При этом связи между элементами могут осознавать­ся людьми, а могут и не осознаваться — от этого они не перестанут существо­вать. Правда, культурные черты имеют особую природу, весьма отличающую их от природы статусов в социальной структуре.

Дело в том, что культурные черты суть не что иное как культурные обы­чаи, в основе которых лежат человеческие привычки. Все, что мы соверша­ем в повседневной жизни, происходит только привычным образом, автома­тически, помимо нашего сознания. Даже изобретая новую теорию или при­думывая оригинальное произведение, мы по ходу дела постоянно опираемся на привычные ходы мысли или привычные чувства, появившиеся в нас ког­да-то раньше, отложившиеся в нашей памяти и бессознательном. Иначе и быть не может, иначе невозможно построить культуру.

Внутри любой культуры элементы-обычаи связываются друг с другом в целые комплексы, которые, в свою очередь, находятся друг с другом во вза­имосвязи, формируют целостную культуру. Культурные элементы функци­онально связаны в том смысле, что множественность членов общества учи­тывается в умах как связь, независимо от того, сознают они это или нет. Функциональную взаимосвязь обеспечивает им принадлежность к одной и той же культурной теме, например, стадиону, одежде великосветской дамы, рыцарским доспехам или современному музею.

Культурная тема объединяет под своим крылом ряд родственных элемен­тов-обычаев (при этом обычай понимается в широком смысле, поскольку любой материальный артефакт, скажем стол, может также считаться обы­чаем, ибо он создан на основе общепринятых требований и норм), образу­ющих в совокупности некий культурный комплекс — тот же стадион или музей. В традиционной культуре таких тематических образований меньше, в современной — больше, но и профессий в доиндустриальном обществе было немного, а в постиндустриальном их насчитывается десятки тысяч.

С точки зрения статики, общество и культура имеют определенную струк­туру, т.е. совокупность функционально взаимосвязанных позиций. Только в обществе и культуре позиции обозначены по-разному.

Общество, описанное через его социальную структуру, предстает взаимо­связанной совокупностью статусов (рис. 1), а культура, описанная через ее структуру, предстает как взаимосвязанная совокупность артефактов (рис. 2).

Рис. 1. Социальная структура общества Рис. 2. Структура культуры

Некоторые культурологи предлагают отказаться от понятия культурного комплекса, в частности, классик современной культурной антропологии американец Лесли Уайт (1900-1975), и считают возможным выделять сле­дующие структурные элементы культуры. Культура — это внутренне орга-

низованная система явлений, которые целиком зависят от символов. При этом явления подразделяются на:

действия (поведенческие схемы);

объекты (орудия и предметы, созданные ими);

идеи (верования, знания);

чувства (установки, ценностные ориентации).

Такой схемой вполне можно руководствоваться в социологическом ис­следовании. Она не противоречит общепринятой точке зрения, а скорее ее дополняет. Поэтому в дальнейших рассуждениях мы будем оперировать той

и другой.

В культурной статике элементы раз­граничены во времени и пространстве. Поскольку культурный комплекс есть функционально взаимосвязанная со­ вокупность элементов культуры, то и он может быть пространственным и временным. Под пространственным культурным комплексом в данном слу­чае понимается культурный ареал, а под временным культурным комплек­сом — культурное наследие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.