Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плюсы и минусы коммерциализации




Д. Бок

Врезка

Б

Педагогическая культура

Под образованием принято понимать процесс и результат овладения че­ловеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также спо­собами мышления, необходимыми для его полноценного включения в со­циальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных про­фессиональных функций. В этом процессе участвуют две стороны — те, кто обучает, и те, кого обучают. Только первых называют педагогами (профес­сиональными или нет — другой вопрос). Следовательно термин «педагоги­ческая культура» может относиться исключительно к ним. Он характеризу­ет качественную сторону педагогического процесса — то, как справляются со своими обязанностями субъекты обучения, какими приемами они вла­деют, в какой атмосфере происходит обучение, какие отношения склады­ваются между педагогами и учениками, каким традициям, нормам, обыча­ям, правилам и ценностям следуют те и другие.

По мнению Л.Б. Соколовой, культура педагогической деятельности мо­жет быть определена как такой способ ее сознательной организации, в ко­тором обеспечивается полнота овладения учащимися знаниями, умениями, ценностями и инструментарием для организации самовоспитания, самооб­разования и саморазвития, а также полнота развития личности самого пе-

24 Введенский В. Заметки по истории труда на Руси XV1-XVII в. // Архив истории труда в России. Петроград, 1922. Кн. 3. С. 51-70.

дагога25. Ее индикатором выступает нравственное отношение к деятельно­сти и ученику, в противном случае она (деятельность) подменяется неадек­ватными формами. Построение педагогической деятельности как культур­ного явления — это сознательно организуемый процесс, развертывающий­ся на основе жизненных целей, планов и жизненной программы учеников. Показателями педагогической культуры служат «духовная культура, нрав­ственный облик» (нравственные убеждения, демократизм в общении, от­крытость, доброжелательность, умение работать с людьми, чуткость, вни­мание и доверие к людям, способность убеждать и вести за собой, честность,

принципиальность, скромность, воле­вые качества, единство слова и дела, оптимизм, сознательность, требова­тельность к себе, порядочность, совест­ливость, самокритичность, интеллекту­альный потенциал, интеллигентность, высокая культура дискуссии, чувство человеческого достоинства, духовные запросы, культурный кругозор, эруди­ция, развитый эстетический вкус), «по­литическая зрелость» (воспитание де­мократизма, политической культуры, служение народу, патриотизм, граж­данственность, интерес к обществен­ным делам, научное мировоззрение, терпимое отношение к критике, готовность к переменам, отношение к со­циальным проблемам как важнейшему политическому делу, преодоление технократического подхода к решению социальных проблем, способность на деле осуществлять перестройку, ломать инерцию и рутину), «высокий профессионализм, деловые и творческие качества» (компетентность, про­фессиональное мастерство, потребность работать качественно, чувство от­ветственности за порученное дело, самостоятельность суждений и поступ­ков, рост профессионального уровня, способность к поиску, умение поддер­жать талант)26.

Показателями недостаточной педагогической культуры служат: отсут­ствие должного внимания к воспитанию детей, авторитарный характер дей­ствий педагога, аморальность в его поведении, взаимное недоверие с учени­ками, недостаточный объем педагогических знаний и отсутствие соответ­ствующей компетентности.

Педагогическая культура не может изучаться также, как изучаются при­вычные социальные процессы — с нейтральных, ценностно отстраненных позиций, поскольку педагог не ученый, объективно взирающий на собы­тия, но заинтересованный участник процесса, призванный не объяснять происходящее, а воспитывать, формировать и прививать ученикам поло­жительные ценности. Стало быть, и понятие педагогической культуры по определению имеет четко выраженную гуманистическую направленность.

ъ Соколова Л.Б. К вопросу об углублении подходов в понимании педагогической деятельности //

Credo. 1998. № 8. 26 Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990.

В связи с этим говорят о ее культуросозидательной, или культурообразу ющей, функции. Иными словами, если педагоги не сумели воспитать д0 стойного гражданина, то свою задачу они не выполнили, как профессио налы они никуда не годятся, а их педагогическая культура находится и очень низком уровне. В последние годы стало особенно ясно, что россий ское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание чело века. Отмечается повышение уровня тревожности, агрессии молодежи В школьной среде стали массовыми явления дезадаптации и деиндивиду ализации личности27.

Коммерциализация способна подорвать дух кор­поративной солидарности и доверия, царящий в научном сообществе, и породить такие столкно­вения и споры, которых прежде не существова­ло. Профессоров, тратящих много сил на тради­ционную академическую деятельность, возмутят высокие доходы тех коллег, которые начинают новый бизнес или уходят с головой в частное кон­сультирование. Гуманитарии сочтут себя обде­ленными. Между преподавателями и админист­рацией разгорится конфликт по поводу распреде­ления прибыли от продажи патента или доходов предприятия, основанного тем или иным профес­сором, но частично финансируемого университе­том. Аспиранты могут обвинить своего научного руководителя в том, что он воспользовался их идеями и поставил последние на службу компа­нии, акциями которой владеет. Представителям естественно-научных дисциплин может прийтись не по вкусу завеса секретности вокруг исследо­ваний какого-нибудь из сотрудников кафедры, финансируемых той или иной корпорацией. Равнодушие университетов, активно занимаю­щихся бизнесом, к академическим ценностям не­пременно скажется и на отношении профессоров к их университетским обязанностям. У ректоров и деканов не так уж много возможностей принуж­дения: они не вправе приказать профессорам лучше читать лекции, уделять больше внимания студентам или посвящать больше времени науч­ной работе. Они могут действовать только убеж­дением, но возможности такого убеждения пря­мо зависят от их способности снискать симпатию и уважение коллег. А уважение внушают не столько слова, сколько дела. Администрации трудно удер­жать профессоров от постоянных поисков зара­ботка на стороне, если она вкладывает деньги в компании, основанные сотрудниками университе­та, и пытается извлечь таким образом доход. Ей также не стоит ожидать, что профессора отка-


жутся продавать свои образовательные услуг интернет-компаниям, если она сама вместе другими частными инвесторами хочет нажитьс на заочном обучении.

Деньги — не единственная причина своекорыстие го поведения преподавателей. Профессора экс плуатировали аспирантов, уклонялись от исполни ния своих преподавательских обязанностей и оп казывались даже говорить о необходимости вест научную работу задолго до того, как появилас

возможность извлекать прибыль из такого образ действий. Однако деньги стали новым — и весь ма действенным! — фактором, который побуждг ет их ставить свои эгоистические интересы выш долга по отношению к студентам и коллегам. Подобная меркантильность наносит университе там сугубый вред, поскольку профессора пользу ются большой свободой и сами планируют многи из своих важнейших дел. В этих условиях акаде мическое сообщество нормально функционируе только тогда, когда оно добровольно и щедро трг тит свое время, помогая университету, коллега! и студентам. Именно это бескорыстное желани сделать для других нечто большее, чем предп!-сывают формальные служебные обязанное™ вполне может исчезнуть в нашу эпоху, когда пе ред способным ученым открывается так мног возможностей искать славы и богатства во вне университетской среде.

Сокращено по источнику: Бок Д. Плюсы и минуем коммерциализации // Отечественные записи 2003. № 6

27 Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогик; 1999. № 3. С. 37-42.

Распространение в вузах платного образования и коммерциализация привели к его постепенной девальвации: диплом об окончании универси­тета можно купить на рынке, а хорошую оценку на вступительном экзаме­не, за курсовую или целую экзаменационную сессию можно оплатить у са­мих преподавателей. Готовую дипломную работу можно заказать по объяв­лению в газете за 1,5 тыс. долл., очевидно и защита не составит проблемы, если знать цену. Фиктивное образование за деньги можно было получить и при советской власти, но не так явно. Практически каждый российский учащийся сталкивался с той или иной формой взяточничества в школе или вузе. Вуз превратился в своеобразный конвейер мздоимства: взятки на всту­пительных экзаменах, поборы во время учебы (за курсовые, лабораторные), мзда за дипломную работу, взятки на сессии и за госэкзамен. В целом же, по данным МВД, в сфере образования в 2001 г. зарегистрировано более 7,3 тыс. преступлений, что на 16,7% больше, чем в 2000 г., причем резко уве­личилось число должностных преступлений. В 2002 г. суммы взяток в самые престижные вузы Москвы выросли по сравнению с 2001 г. на 15—20%. Юр­фак М ГУ, по опросам студентов, возьмет любого, кто в состоянии заплатить от 14 до 17 тыс. долл. В целом же поступление в лучший вуз страны стоит от 10 тыс. долл. и выше.

Дисфункция педагогической культурыэто девальвация высокоинтеллектуального труда

Студенты старших курсов тоже стараются подработать на абитуриентах и своих сокурсниках. В общежитиях и туалетах вузов полно объявлений вро­де: «Пишу рефераты, курсовые и дипломные работы». Раньше, когда студен­там и преподавателям позволяли занести ведомости в деканат, те успевали за определенную мзду подделывать подписи или оценки своим товарищам.

В последнее время в российских вузах растет популярность завуалирован­ных взяток — когда студенты открыто переводят деньги на счет института, яко­бы на ремонт или на какие-то другие нужды. Другая форма — угощение (это называется «проставиться») для преподавателя или экзаменационной комис­сии. В 2001 г. нашумела история двух первокурсников, которые впервые убе­дили одну корпорацию оплатить все расходы по их образованию, взяв на себя обязательство распространять ее рекламу среди студентов своего колледжа.

Высокие моральные ценности уже не определяют педагогический этос и не служат стимулом для педагогов заниматься своим профессиональным трудом, а для учащихся и студентов — обучаться у них производственным навыкам и

нравственным идеалам. Подорваны са­мые основы педагогической культуры — объективные критерии оценки знаний, академическая свобода, конкурсное по­ступление, профессиональные критерии оценки деятельности педагога.

Важный принцип деятельности уни­верситетов, практикующих конкурс­ный набор, состоит в том, что прием студентов должен осуществляться толь­ко на основе соответствия их подготов­ки академическим задачам, иначе гово­ря — их способности учиться самим, помогать учиться другим и служить ин­тересам общества. Если абитуриенты могут попасть в университет благодаря дружеским связям с представителя­ми его администрации или по другим причинам, не имеющим ничего общего с его предназначением, если отметки становятся предметом купли-прода­жи или зависят от каких-то иных факторов, то, естественно, зачетки теря­ют всякий смысл в глазах окружающих и можно утверждать, что морально-психологический климат в этом коллективе, равно как и педагогическая культура в целом измеряются по негативной шкале. Погоня за деньгами вынуждает администрацию вуза превращать курсы обучения в источник прибыли, для достижения которой все средства хороши, даже снижение качества обучения. Со времен Платона и Аристотеля целью педагога было воспитание добродетели и формирование характера питомцев, но сегодняш­ние университеты руководствуются иными целями.

Педагогическая культура охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. В тех случаях, когда она характеризу­ет уровень квалификации и компетентность учительско-преподавательского состава, включая этику и этикет взаимоотношений в профессиональном коллективе, она называется профессионально-педагогической культурой2*. Помимо них субъектами педагогического процесса выступают и непро­фессиональные агенты обучения, в том числе родители, родственники, дру­зья, а в широком смысле — и весь народ. В традиционном обществе, где для простого народа начальные и средние школы были часто недоступными, роль педагогов брали на себя взрослые родственники. Педагогический про-

28 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. М., 2002.

цесс начался с первых дней рождения человеческого общества и не преры­вается с тех пор ни на минуту. Однако институциональные формы обучения и профессиональные педагоги, во-первых, появились на достаточно поздних стадиях эволюции общества, во-вторых, составляют скорее меньшинство среди тех, кто занимается — стихийно или планомерно — процессом обу­чения и воспитания молодого поколения. Таким образом, педагогическая культура охватывает гораздо больший круг людей, чем это может показать­ся на первый взгляд.

В последнее время подчеркивается необходимость, а то и обязательность подключения самих родителей к педагогическому процессу. Оказывается, то,

что упустили в воспитании своих детей они, не в силах потом компенсировать учителя, занимающиеся по существу с чужими детьми. В различных городах ныне открываются родительские лекто­рии, «Университеты педагогических знаний», родительские конференции (общеклассные, общешкольные), тема­тические конференции по обмену опы­том воспитания детей (на всех уровнях), родительские тренинги и ринги29, классные дискуссии (одна из форм по­вышения уровня педагогической куль­туры родителей), индивидуальные кон­ сультации педагога с семьей и др. Ос­новная цель новых педагогических институций — привлечь к воспитанию родителей и семью, повысить их пе­дагогическую культуру. Темами родительских конференций становятся про­блемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуаль­ное воспитание в семье, профилактика аморальных проявлений и поступков, умение предвидеть последствия воспитательных действий, выработка единых подходов семьи и школы к воспитанию детей30.

Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, число окончивших начальную или среднюю школы, но и каче­ственные, в частности уровень интеллектуальности нации. К примеру, в 1970-е гг. советские школьники на международных олимпиадах занимали первые места, к 1990-м гг. они откатились во вторую десятку, в 2000-е гг. они снова вышли на передовые рубежи, побеждая на всемирных олимпиадах. Или: социологи проводят сравнительные исследования и выясняют, что

29 Родительский ринг — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования роди­
тельского коллектива. Он готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам,
выбираемым самими родителями. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные
позиции, разные мнения. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, опре­
деляя, какая семья была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

30 См.: Болотина Т.В. Права человека в современной школе: Методическое пособие для преподава­
телей школ. М., 2003; Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979; Маленкова Л.И. Педа­
гоги, родители, дети: Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М., 2000;
Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999; Помощь родителям в воспитании
детей: Пер. с англ. / Под ред. В.Я.Попиловского. М., 1992; Хямяляинен Ю. Воспитание родителей.
М., 1993; Щуркова Н.Е. Родители // Классное руководство. М., 1999.

средний школьник в СССР лучше знает классиков своей литературы и ми­ровой науки, чем американский.

Таким образом, педагогическая культура включает всю систему исто­рически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению, включая объект, субъект, содержание, механизм, систему и цели педагогического процесса. Иными словами, педагогическая культура представляет собой интегральную характеристику педагогического процесса, включающую единство как не­посредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения другому31.

Естественно, что она охватывает и то, насколько новаторскими, по срав­нению с мировым опытом, являются методики образования и приемы обу­чения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагогическая культура (а до того российская дореволюционная) считалась одной из самых передовых в мире. Только один факт: после того, как в конце 1950-х гг. СССР запустил первые космические спутники, опередив США, американский парламент поставил вопрос о причинах отставания в сфере образования и путях решения проблемы. После чего американцы радикально изменили систему образования и добились заметных успехов. К сожалению, в 1970— 1980-е гг. наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьез­но отстала от мировых стандартов.

Разумеется, педагогическая культура невозможна без материально-тех­нического оснащения. Признаком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теоретически все о ком­пьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень ком­пьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии.

Педагогическая культура базируется на фундаменте морально-этического и религиозно-нравственного воспитания индивида, группы, общества в целом. Нравственное воспитание, как универсальный процесс, следует по­нимать не только как социализацию и «введение в культуру», формирующие человека как члена того общества, к которому он принадлежит, но и как процесс формирования данного общества12. К числу факторов, влияющих на культурное своеобразие системы воспитания, относится и система тра­диций, которая является важнейшим механизмом регуляции в обществе, стимулирующей выработку конкретных моделей воспитания. Воспитатель­ная сила морально-этических традиций состоит в том, что люди, включен­ные в систему таких традиций, обычаев, формируются в соответствии с ука­занными потребностями, моральными предписаниями незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребенок усваивал практику нравственных по­ступков раньше, чем начинал понимать содержание этого понятия. Таким образом, формировался определенный тип человека, в наибольшей степени соответствующий социальным, религиозным, этическим идеалам общества.

31 Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997.

32 Леонов A.M. Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (се-
мейских) (http://semeyskie.narod.ru).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.