Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Ираке уничтожаются археологические памятники




Врезка

Анархия, царящая в послевоенном Ираке, ведет к уничтожению сотен археологических памятников, относящихся к периоду зарождения цивилизации, пишет ливанская газета «Дейли стар». На терри­тории современного Ирака находятся более 10 тыс. археологических районов, где раскопки еще не производились. Научные изыскания в этих райо­нах могли бы дать бесценные знания о том, как развивалось человечество, раскрыть немало тайн истории. Вместо этого страницы человеческой истории стираются руками невежественных ирак­ских крестьян и безработных, составляющих боль­шинство грабителей. Толкаемые нуждой они в по­исках исторических реликвий разрушают мону­менты, которые веками создавали их предки. «Более 100 шумерских городов были уничтожены со времени начала в марте 2003 г. войны в Ира­ке», - приводит газета слова представителя иракского Департамента древностей и историче­ского наследия в городе Эн-Насирия Абдельамира Аль-Хамадани. Район Эн-Насирии, некогда счи­тавшийся археологической сокровищницей, сей­час представляет собой лунный пейзаж, утыкан­ный холмами из битых кирпичей и керамики. «Мы - пятеро археологов, несколько сот сторо­жей и иногда пара полицейских - не в состоянии остановить миллион вооруженных грабителей, за которыми стоят их племена и дилеры черного рынка», — сетует Аль-Хамадани. Последние, отмечает ливанская газета, как пра­вило, являются членами бывшего иракского ре­жима. Они связаны с международной мафией и подпольными коллекционерами антиквариата, не испытывают недостатка в деньгах и «могут вы­везти из Ирака все, что угодно». «Коалиционные силы в курсе того, что творится в стране. Одна-


ко никаких усилий для того, чтобы остановить грабителей они не предпринимают», — говорит в свою очередь директор иракского Национально­го музея Донни Джордж. Более того, продолжает «Дейли стар», своими действиями американские войска сами способ­ствуют разрушению древних памятников. Так, в районе древнего Вавилона действует американ­ская военно-воздушная база. Бульдозеры выров­няли часть территории археологического комп-

лекса под взлетную площадку для вертолетов. Непрекращающиеся полеты вертолетов и созда­ваемая ими вибрация привели к тому, что в сте­нах двух вавилонских храмов, относящихся к VI в. до н.э., образовались трещины. Возле другого памятника истории — древнего парфянского города Хатра — американские сапе­ры дважды в день взрывают собранные боепри­пасы. Колебания почвы стали причиной разруше­ний каменных арок в главном храме и обрушения части стен комплекса, входящего в сокровищни­цу мировой культуры.

Анархия, повсеместно царящая в постсаддамов-ском Ираке, пишет ливанская газета, ведет к разрушению страны, упомянутой в школьных учебниках всего мира как «колыбель цивилиза­ции». «Сегодня мы являемся свидетелями того, как эта колыбель уничтожается», — говорится в публикации. Источник: РИА Новости. 21.09.2004

зародилась раньше второй. Религиозное и художественно-эстетическое ото­бражение реальности — два тесно связанных аспекта культуры. Культ мате­ри — продолжательницы рода — один из древнейших культов. Культ живот­ного — анимического родоначальника рода — не менее древний культ. Пер­вый символизировал материальное начало рода, второй —духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного — орла, мед­ведя, змеи). Поскольку изображения животных имели магическое назначе­ние, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подзем­ных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. Орнаменты на посуде были не просто украшени­ем, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита пока­зывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности. Земледельцы начинают украшать не стены естественно возникших пещер, а предметы, искусственно созданные своими руками. Украшение утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприя­тие людей, их социальное взросление.

От эпохи среднего палеолита (300 тыс. лет назад) на стенах пещер сохра­нились простейшие попытки ритмичных повторений графических элемен­тов и растирания минеральных красителей. Первые вполне достоверные произведения изобразительного искусства, воссоздающие художественные образы людей и животных, относятся к началу верхнего палеолита (35— 40 тыс. лет назад). Они отражали условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). К настоящему времени откры­ты и изучены более 10 тыс. произведений палеолитической графики, живо­писи, скульптуры. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появи­лись общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Пе­редней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнамен­тированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыбо­ловов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки живот­ных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубе­же бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Произведения первобытного искусства подразделяют на произведения малых форм и монументальные изображения на стенах и потолках пещер («наскальные»). Последние выполнялись в технике рисунка, барельефа, живописи и часто образовывали обширные художественные комплексы. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали при­мерно в такой временной последовательности: 1) каменная скульптура; 2) наскальная (пещерная, настенная) живопись; 3) глиняная посуда.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах забро­шенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячеле-

тия назад. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не "годк, ко настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром noj1v некоторых пещер.

Наскальное искусство — основной термин, принятый для обозначения изображений, нанесенных на поверхность валунов и скал или на стены пещер Эти изображения выполнены в различной технике и соответственно имену­ются по-разному: пиктографы (росписи), петроглифы (выбитые многократ­ными ударами каменного молотка по поверхности скалы, создающими мно­жество точечных углублений, из которых складывается рисунок), гравиров­ки (образованные идущим по контуру изображения желобком, получившимся от ударов молотком по долоту или иному подобному инструменту) или тра­фаретные рисунки (нанесенные путем набрызгивания краски поверх какого-либо предмета — зачастую человеческой руки, благодаря чему получалось «негативное» изображение). Наскальное искусство было распространено в разных регионах земного шара, особенно в Сахаре, Индии, Средиземномо­рье, Скандинавии и на западе Северной Америки; древнейшие его памятни­ки появляются примерно 30 тыс. лет назад. Наиболее значительные памятни­ки находятся в пещерах Западной Европы — это изображения мамонтов, но­сорогов, лошадей и других крупных объектов охоты, а также редкие изображения пещерных медведей и львов, морских обитателей, гагар и тюле­ней, человеческих персонажей, возможно — шаманов. Последние исследова­ния определили сходство между геометрическими мотивами многих место­нахождений наскального искусства и рисунками современных шаманов, ис­пользующих в ритуалах галлюциногенные вещества.

Подавляющее большинство наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шку­ры и маски, а иногда фантастических зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный че­ловек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью магических приемов. Кроме того, археологами были найдены каменные, глиняные и деревянные фигурки, связанные с материнским культом, культом предков и почитанием предметов, которые должны были приносить удачу или отво­дить опасности. Изучение этих находок, а также сравнение их с культовы­ми предметами и верованиями «примитивных народов», которые стали объектом исследования антропологов, этнологов и религиоведов в XIX-XX вв., позволили сделать вывод, что наиболее ранними формами религи­озных верований были фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, культ пред­ков, культ богини-матери, шаманизм.

По степени насыщенности пещерной (наскальной) живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантаб-рия и Астурия. Менее «густо» памятники палеолитического искусства распо­ложены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия. Боль­шинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет. Долго считалось, что искусство эпохи палеолита — явление исключительно европейское или евразийское и

что на других континентах таких памятников не оыло. а. ьреиль даже пытал­ся обосновать эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 1960—1970-е гг. в Австралии, на полуострове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо 11. Здесь в 1969 г. в слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской было нанесено изображение носорога, на другой — какого-то копытного животного. Они датированы между 28 и 26 тыс. лет тому назад. Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место добычи охры, датированное около 43 200 лет тому на­зад. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные древние росписи Сибири, южной Анатолии и северного Китая.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное, или объемное. Таким образом, перво­бытные творцы освоили все измерения, существующие в современном ис­кусстве, но не владели техникой передачи объема на плоскости. В некото­рых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вы­резались из мягкого камня, кости, бивней мамонта, вылепленные из глины фигурки бизонов. Главным персонажем палеолитического искусства явля­ются бизоны. Кроме них найдено множество изображений диких туров, ма­монтов и носорогов.

Наскальная живопись: сцена охоты. Испания

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен

рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло пеп вобытному художнику подчинить композицию законам перспективы. Дв^ жение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещиваю щиеся ноги изображали животное на бегу), наклон тела или поворот голо вы. Неподвижных фигур почти нет.

Первобытное искусство представлено в следующих основных вида*. 1) графика (рисунки и силуэты); 2) живопись (изображения в цвете, выпол­ненные минеральными красками); 3) скульптуры (фигуры, высеченные ц3 камня или вылепленные из глины); 4) декоративное искусство (резьба по камню и кости); 5) рельефы и барельефы. Особая область первобытного ис­кусства — орнамент. Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены таким способом украшенные костяные изделия. Этот орна­мент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В пещере Ляско (Франция) открыты 2 500 изображений, возраст которых, изученный с помощью радиоуглеродного метода, оценивается в 17 тыс. лет, а размеры — в 6 м. Изобразительное искусство у первобытных людей развивалось в тес­ной взаимосвязи с танцевальной, драматической и музыкальной культурой. Археологи нашли свидетельства об использовании татуировки, раскраски тела, одежды, жилого интерьера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.