Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурные открытия и изобретения




Не только у культурной статики, но и у культурной динамики есть свои первокирпичики. Ими являются открытия и изобретения. Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших ре­шающую роль в истории. По этому списку мы можем составить культурный атлас Земли. К примеру, мыло изобретено галлами, пижама пришла к нам из Индии, а бритва из Шумера или Древнего Египта, где придумали также стекло. А вот зонтик пришел из Юго-Восточной Азии. Столовые предметы изобретены в разных концах света: тарелка — в Китае, ложка — в Древнем Риме, вилка — в средневековой Италии, нож — в Индии.

Культурные изобретения — форма культурной инновации (культурного новшества), новая комбинация известных культурных элементов или ком­плексов. Они включают новый способ изготовления вещей, т.е. технологии. Культурные изобретения подразумевают не только технические и научные новации, но и социальные, например, создание новых форм государствен­ного управления и подразделяются на материальные и духовные.

Культурные открытия — форма культурной инновации (культурного нов­шества), предполагающая получение новых знаний о мире. Яркий пример — открытие новых островов и континентов, в частности Америки.

Первое крупное изобретение человека — превращение палки и камня в средство обороны от диких хищников, превосходивших человека агрессив­ностью и силой. Второе крупное изобретение — превращение оружия в ору­дие труда. По времени, возможно, второй процесс был продолжительнее первого.

Специалисты утверждают, что истоки культуры восходят к тому време­ни, когда наши предки начали иначе относится к умершим. Ни одно живот-

ное не хоронит погибших сородичей. Это делает только человек. О существо­вании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой ис­тории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установ­лено что Homo sapiens хоронил своих близких в специальных погребениях, причем покойники предварительно подготавливались к загробной жизни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т.п. Следовательно, первобытные люди имели представление о том, что наряду с миром повседневной действитель­ности существовал мир иной, где обитали умершие.

Первобытные орудия труда по-своему изящны и функциональны

Захоронение умерших сородичей — величайшее культурное изобретение человечества, значение которого до конца еще не оценено. Но оно переверну­ло наш мир. Благодаря ему появилось множество культов, ритуалов и церемо­ний, связанных с духом предков, возникли религия и философские представ­ления о смерти и бессмертии. Да и вообще, человеческая жизнь перестала быть лишь биологическим существованием. Она стала фундаментальным культур­ным артефактом, окруженным обрядами рождения и смерти, ритуалами пере­хода (инициации), жизненным циклом и календарем, особым отношением к престарелым, загробной жизни, реинкарнацией и многим другим.

Первым начал хоронить своих предков неандерталец — 80—100 млн лет назад. Мертвых они предавали земле и клали в могилу оружие, инвентарь, пищу. Из этого можно сделать вывод, что они верили в загробную жизнь. Атак как подобные представления предполагают наличие абстрактного мышления, неандерталец должен был обладать также способностью выра­жать свои мысли при помощи примитивного языка.

На более высокий уровень культура погребений поднялась у кроманьон­цев. Умершим они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служившие талис-

манами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из раковин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засыпали крова­во-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка. Обряды погребения зависели от обще­ственного положения умершего (курганы вождей, пирамиды фараонов) религиозных представлений и др. Погребение иногда сопровождалось или завершалось поминками, тризной. В современную эпоху практикуются кре­мация и захоронение в землю (ингумация).

Историки продолжают спорить, что именно следует называть третьем вели­чайшим изобретением — захоронения или «приручение» огня. Для чего пона­добился человеку огонь? Для того что­бы поджаривать мясо, освещать жилище, согревать тело, защищаться от хищни­ков и плавить металл. А дальше техни­ческий прогресс пошел резко в гору и изобретения следовали одно за другим. Самыми примечательными явились, пожалуй, изобретение колеса, плуга и письменности.

Примером культурного изобрете­ния является, в частности, создание в начале XIX в. итальянским наборщи­ком и типографом Д. Бодони класси­ческого типа шрифта — антиквы (ла­тиницы). Мастер отказался от слишком вычурных шрифтов барокко и роко­ко и обратился к античным образцам. Бодони издавал книги латинских и итальянских писателей, отличавшиеся не только великолепным шрифтом, но и изысканными титульными листами, графическим оформлением, каче­ством печати, цветом и бумагой. Его пособие «Руководство по типографии» (1818), содержащее 373 вида шрифтов, помогло развитию типографского искусства в последующие времена.

Человечество продолжает изобретать до сих пор и этот процесс, кажет­ся, идет по восходящей линии. В последние 10 тыс. лет человечество двига­лось вперед гораздо быстрее, чем в предшествующие миллионы лет. За этот период оно прошло путь от каменного века до освоения космоса. Сегодня один человек узнает за один день больше, чем его предок, живший в саван­не, узнавал за всю жизнь. Поколение двухтысячного года, в свою очередь, будет знать в 40 раз больше, чем поколение 1980-х. Половину всех своих знаний человечество получило в XX в., а 3Д знаний в области авиации — пос­ле Второй мировой войны.

Культурные открытия предполагают, что факт, ныне известный, раньше был неизвестен. Они снабжают человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с известными знаниями и порождают новые элементы. Различие между культурными открытиями и культурными изобретениями относительное: одно и то же событие можно интерпретиро­вать как открытие или изобретение. Но независимо от различий те и другие способствуют социальному и научно-техническому прогрессу человечества.

Изучением распространения культурных открытий и изобретений зани­мался, в частности, немецкий географ и этнограф Фридрих Ратцель (1844— 1904). Изучая влияние природных условий на развитие народов и культур в разных географических зонах, он разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества. В своих трудах «Антропогеография», «Народоведение», «Земля и жизнь» он дал общую картину расселения на­родов и распространения культур. По земной поверхности с различной ско­ростью перемешаются не только людские потоки, но и культурные изобре­тения, предметы, идеи, явления.

Ф. Ратцель выделял два способа пе­ремещения элементов культуры: 1) пол­ный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса (аккультурация); 2) перемещение куль­турных черт — артефактов (отдельных предметов, идей, ценностей) от одно­го народа к другому. Предметы матери­альной культуры были выбраны Ф. Ратцелем в качестве основного объекта исследования, так как они гораздо дольше удерживаются и сохраняют свою форму и ареал распространения по сравнению с другими аспектами куль­туры. Он установил, что одни предметы (например украшения, одежда, нар­котики) легко передаются от народа к народу, другие (упряжь, изделия из металла) — с трудом. Чем сложнее культурный комплекс или процесс, тем медленнее он распространяется, и наоборот: простые предметы распростра­няются быстрее. Хозяйственные формы, экономические институты, навыки земледелия или металлургии, традиции и ценности перенимаются народами крайне медленно и с большим трудом. Гораздо быстрее и легче заимствуются материальные артефакты — украшения, предметы быта и одежда. Причиной служит то обстоятельство, что традиции и навыки распространяются только вместе со своими носителями, а одежда и мебель этого не требуют. Он счи­тал, что собственное изобретение людьми не так высоко ценится, как заим­ствованное. Вместе с тем, народ, изобретший хозяйственные приемы, может оценить их в меньшей степени, нежели другой, сумевший найти им достой­ное применение. Таким образом, культурные артефакты изобретаются одним народом, но наибольшее культурное применение получают у другого4.

Обобщающим понятием, выражавшим пространственные характеристи­ки распространения культуры, для Ф. Ратцеля была «культурная зона», или «культурный круг». Распространение культурных элементов (за пределы «культурной зоны») предполагалось вместе с народом, хотя были возмож­ны и исключения. Сходные элементы в культурах разных народов Ф. Рат­цель объяснял их общим происхождением, относящимся к глубокой древ­ности. Основной источник изменений в культурах он видел во взаимных контактах между ними5.

Культурные изобретения и открытия распространяются на другие обще­ства тремя основными способами:

4 См.: Ратцель Ф. Земля и жизнь. Сравнительное землеведение. Т. 1,2: Пер. с нем. / Под ред. В. Ага­
фонова. СПб., 1903-1906.

5 Ratzel F. Anthropogeographie, 2-rTeil, 2-te Auflage. Stuttgart, 1912.

* культурные заимствования (целенаправленное подражание); «культурная диффузия (стихийное распространение);

* независимые открытия.

Последний путь означает, что одно и то же изобретение сделали незави­
симо друг от друга в разных странах. Независимые культурные открытия___ -

открытие одних и тех же культурных черт или образцов в разных культура^ как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных ус­ловий.

Ярким примером независимого открытия служит неолитическая ре вол ю»-ция (переход от охоты и собирательства к земледелию, приручение живот~-ных и окультуривание злаков), которая произошла 7 тыс. лет назад в Месо­потамии и 3 тыс. лет назад независимо от нее в Месоамерике (цивилизаци я майя). Наибольший интерес для культурологии вызывают первые две фор»-мы, или способа распространения культуры.

Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей исто -рии человечества. Распространение является прямым, когда две культуры сливаются, ведут войну, торгуют друг с другом или смотрят одни и те ж е телепередачи. Распространение является непрямым, когда продукты или

Врезка




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.