КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурные реформы и революции
Б самолетах и в железнодорожных вагонах в креслах устраивают специальные приспособления, которые предусматривают употребление их в одном положении для опоры обутых ног, в других — для опоры разутых. Обычай корейцев обязательно перед едой мыть руки или протирать их влажным полотенцем привел к тому, что деталью костюма корейского рабочего или строителя, одетого по-европейски, стало заткнутое за пояс с правой стороны свернутое полотенце24. После походов Александра Македонского усиливается увлечение греков религиозными празднествами. Особенно возросло значение празднеств с традиционными для греков спортивными и мусическими состязаниями. Такие празднества стали одной из форм распространения греческой культуры в землях, завоеванных Александром. Он первым использовал их в своей политике слияния греческой и восточной культур25. В древности люди не могли точно установить, кто из реальных людей является первооткрывателем или изобретателем культурного новшества, поэтому честь открытия нередко приписывалась вымышленным лицам. Основные персонажи древнекитайской мифологии — культурные герои — первопредки, представленные в древних памятниках как реальные правители и сановники глубокой древности. Они выступают как создатели культурных благ и предметов: Фу-си изобрел рыболовные сети, Суйжэнь — огонь, Шэнь-нун положил начало земледелию, рытью первых колодцев, определил целебные свойства трав, организовал меновую торговлю; Хуан-ди изобрел средства передвижения — лодки и колесницы, а также предметы одежды из материи, начал устройство общественных дорог. С его именем связывают и начало счета годам (календарь), а иногда и письменности (по другой версии, ее создал четырехглазый Цан-цзе). Всем мифическим первопредкам обычно приписывалось изготовление различных глиняных сосудов, а также музыкальных инструментов, что считалось в древности чрезвычайно важным культурным деянием26.
Более архаичным способом их приобретения считается похищение или получение в виде дара чудесных предметов у их хозяев из иного мира. Античный миф о Прометее, похитившем огонь у богов и передавшим его людям, — один из древнейших образцов организованной формы культурной инновации. История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе. В противном случае имеет место регресс. Нет ни одного общества, в котором орудия труда не улучшались бы, а напротив, ухудшались. Чем совершеннее орудия, тем выше производительность труда и активнее развивается наука. 24 Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 180-182. 25 Шахермаир Ф. Александр Македонский. М, 1984. С. 147. 26 Мифы народов мира / Под ред. С.А. Токарева. М., 1982. паук.а симулирует технический прогресс. Кучные орудия труда вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам Из недифференцированной толщи народной культуры выделяется светское искусство (салонная культура), а позже — массовая культура. Наскальные рисунки сменяет деревянная скульптура. Изменяются образ и уровень жизни населения, города благоустраиваются, превращаются в мегаполисы. ТрадИ-ционные многопоколенные семьи распадаются на множество нуклеар ных — мать, отец, ребенок. Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации назы вается
социальным прогрессом. Прогресс — глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории. Регресс — локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени. Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй — революционным. Реформа — частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция — комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Прогресс и регресс правильнее относить к стихийным формам изменения культуры, а реформы к целенаправленным, заранее планируемым и определенным образом организуемым. Культурные революции происходят стихийно, хотя их ядром всегда выступает некий организующий центр, например политическая партия. Реформы Петра I явились самым крупным в истории нашей страны культурным проектом по преобразованию всех основ жизнедеятельности общества. После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и развлечений. Для приобщения к европейской цивилизации знатная молодежь отправлялась за границу учиться наукам и ремеслам. Первой была отправлена в Италию и Голландию партия молодежи из лучших боярских фамилий для изучения навигационной науки. И уже в 1717 г. в одном только Амстердаме числилось 69 русских навигаторов. Молодые люди также посылались Петром для изучения юриспруденции, медицины и изящных искусств27. Петровские реформы затрагивали не только социальные институты общества, но также бытовую культуру людей. Так, специальными указами 11 Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 2; Живов В.М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры (XVII — нач. XVIII в.). М„ 1996. Т. 3. 1700—1701 гг. Петр установил ношение верхнего платья венгерского, саксонского и французского образцов. Сапоги, башмаки и шапки вводились немецкие. Женщины же должны были носить все немецкое: платья, юбки, башмаки и шляпы. Русские люди начали носить короткие камзолы и кафтаны, ботфорты, напудренные парики. Портным было запрещено шить одежду русского образца, купцам за торговлю русским платьем грозили кнутом и каторгой, а за ношение русского платья и бород штрафовали на улицах караульные. Вернувшись из-за границы в 1698 г., Петр заставил русских людей остричь бороды, а ослушавшихся ожидало наказание: с них было велено «имать по штидесят рублей с человека». Кроме того, был введен особый знак для тех, кто хотел носить бороду и заплатил налог: на железной дощечке изображена была борода и выбита надпись — «деньги взяты»28.
Петровские реформы — попытка «цивилизовать» русское общество — привели к нелепому преклонению перед всем иностранным В своих реформах Петр был столь же последователен, сколько неумолим и жесткосерден. Царь боролся со всем старым и вводил все новое, не задумываясь над тем, нужно ли было упразднять это старое, не пытаясь разобраться в том, целесообразны ли его «заморские» нововведения. Европеизируя Русь, он вводил и то, что было необходимо для ее дальнейшего развития и укрепления, и то, что было бесполезно и чужеродно и вызывало законное недоумение и недовольство. В общественных верхах привились и иноземное платье, и «политес», и «заморское язычие» голландское, французское, немецкое, но очисткой русского языка позже пришлось заниматься Ломоносову, Тредиаковскому, Сумарокову, Пушкину. Петр, правда, го- 28 Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М., 1990; Князьков С.А. Из прошлого русской земли: Время Петра Великого. М., 1991; Голиков И.И. Деяния Петра Великого. М., 1778-1779. Ч. 1. 17S вирил, чги -западная ьвропа ему нужна на десять лет, а потом он повернется к ней спиной и провозгласит: «Да будет отныне в России все русское», ц0 временное как всегда оказалось прочнее постоянного. Со времен Петра берет начало некритичное преклонение пред всем «иноземным», «заморским» отвращение к родному языку и русской культуре, с которыми русской интеллигенции приходится бороться уже 300 лет.
Бороться приходилось не только с засильем иностранных слов. Но и неуместными обычаями, перенятыми из западных стран и исковерканными на русский манер. В 1718 г. был обнародован указ об ассамблеях. «Ассамблеи,— говорилось в указе,— слово французское, которого на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд делается не для только забавы, но и для дела; ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом оные ассамблеи отправлять: то определяется ниже сего пунктом»29. В его указе «О порядке собраний в частных домах, и о лицах, которые в оных участвовать могут» дан перечень правил, распорядок данного развлечения, которомудолжны следовать все присутствующие. Ассамблеи устраивали поочередно знатные люди. В одном зале танцевали, в других комнатах пили, курили, играли в шашки, шахматы, карты, вели деловые разговоры. Танцевали до упаду, пили тоже до упаду, особенно когда в дело вступал знаменитый «кубок большого орла» — огромный бокал, который должен бьп выпить провинившийся в нарушении ассамблейных правил. Часто этот бокал преподносил виновнику сам Петр — большой любитель ассамблей. Когда хмель ударял в дворянскую голову, наспех нанесенная позолота европейского «политеса» слетала, «благородные» дворяне валялись пьяные, ругались и дрались. Девицы и дамы, осовелые, тупо поглядывали по сторонам, не произнося ни слова, или танцевали так же молча и деловито, до полного изнеможения10. Однако истинным поводом к учреждению организованной практики публичного пьянства С.А. Князьков31 считал вовсе не стремление Петра споить страну, а просветительские цели: осмеять, припозорить и тем самым отучить от порока своих подданных. Вводя новую форму общения и развлечений, Петр опирался на европейский опыт. Он побывал во французских гостиных, где собирались и вели беседы выдающиеся деятели науки, политики, искусства, и у него созрел план организации ассамблей в России. Петр преследовал две главные цели — приучить русских дворян к светскому образу жизни, распространенному в Европе, и приобщить русских женщин к общественной жизни. Историк A.M. Панченко32 подчеркивал, что «всешу-тейший собор» — это утверждение нового взгляда на общение, развлечения, веселье и культуру русского дворянства в целом. Он отмечал, что собор был необходим Петру для противопоставления старинной праздности «новой» праздности, которой «присваивалось качество культурной ценности». 29 Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 3 кн. М., 1993. Кн. 3. 3(1 Голиков И.И. Деяния Петра Великого. М., 1778-1779. Ч. 1,2. 31 Князьков С.А. Санкт-Петербург и Санкт-Петербургское общество при Петре Великом. СПб., 1914. >2 Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ // Из истории русской культуры (XVII- начало XVIII в.). М., 1996. Т. 3. Ч. 1. Ассамблеи Петр устраивал и в Летнем саду, которые также проходили по особому регламенту. На данное развлечение гости прибывали на лодках и попадали в сад через нарядные деревянные галереи, служившие одновременно пристанями и приемными залами, где накрывались столы со сластями и другими закусками. В.О. Ключевский13 писал, что государь потчевал гостей как радушный хозяин, но порой его хлебосольство становилось хуже демьяновой ухи: «Бывало, ужас пронимал участников и участниц торжества, когда в саду появлялись гвардейцы с ушатами сивухи,...причем часовым приказывалось никого не выпускать из сада. Особо назначенные для того майоры из гвардии обязаны были потчевать всех за здоровье царя, и счастливым считал себя тот, кому удавалось какими-либо путями ускользнуть из сада». По тому же принципу Петр органи В целях европеизации быта, общения и развлечений дворянства Петром был создан и полуофициальный орган «всешутейший собор». Коллегию пьянства или «сумасброднейший, всешутейший собор» возглавлял князь-папа или «всешумнейший и всешутейший патриарх московский, кокуйский и всея Яузы». Князь-папа имел огромный штат, состоящий из 12 кардиналов, отъявленных пьяниц и обжор, епископов, архимандритов и других духовных чинов. Петр сам написал устав для данной коллегии, в котором до мельчайших подробностей были определены чины избрания и разные степени пьяной иерархии. Первейшей заповедью ордена было напиваться каж- 33 Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М., 1990. 34 Шубинский С.Н. Летний сад и летние петербургские увеселения при Петре Великом. СПб., 1864; додневно и не ложиться спать трезвыми. У собора, целью которого было славить Бахуса питием непомерным, был свой порядок пьянодействия «Служения Бахусу и честного обхождения с крепкими напитками». В названиях должностей, иерархии и заповедях собора четко прослеживается связь с католичеством и европейской символикой. Вероятно, и эту практику Петр заимствовал из Европы. Действительно, пародия и «шумства», маскарадные клубы и клубы безбожников, шутовские коллегии существовали в разных странах Европы от средневековья до XVII в.35 Европеизация русской культуры в петровскую эпоху, как полагает Г.Ю. Лит-винцева36, носила ярко выраженный регламентированный и насильственный характер, поскольку ее целью являлось внедрение новых ценностей и уничтожение старых. Иными словами, это была революция «сверху», столь часто осуществлявшаяся в России по воле ее правителей и ради сокращения культурного либо экономического (сталинские реформы) разрыва с Западом. Так думал и Ключевский, который считал петровскую европеизацию обусловленной чисто государственными и прежде всего внешнеполитическими потребностями. Осознавая главную угрозу России со стороны Запада, основной смысл европеизации Петр видел в повышении военной и экономической мощи государства как гарантий его независимости. Петру некогда было ждать, когда его подданные осознают и воспримут преимущества западноевропейской культуры. Срок отпущенной ему жизни был слишком кратким для глубоких культурных преобразований. Вот почему все новые формы быта, общения и развлечений внедрялись, во-первых, в какой-то особой спешке, во-вторых, насильственно, в директивном порядке. За каждым культурным нововведением стоял особый царский указ, обозначенный точной датой и местом. Отказаться участвовать в культурной кампании, затеянной царем, означало для подданных проявление нелояльности и грозило серьезными санкциями. Также сверху — через приказы и принуждение — проходила другая культурная революция, но уже в другой стране и в другое время. Культурная революция 1966—1976 гг. была одним из наиболее драматичных периодов в истории современного Китая. Вопреки своему названию, она представляла собой не культурную, а политическую кампанию, которую развязал Мао Цзэдун, возглавлявший тогда коммунистическую партию Китая (КПК), с целью повернуть страну от капитализма, за который выступали его противники по партии, в сторону социализма. Она началась с письма Мао Цзэдуна в ЦК компартии, направленного против «ревизионистского курса» председателя КНР Лю Шаоци, а вслед за ним и против всей партийно-бюрократической иерархии, которая не была особенно лояльной к «великому кормчему». Тот опирался на молодежь, и весной 1966 г. отряды «красных охранников» (хунвэйбинов), состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против старых партийцев, привилегий высших слоев и «западного влияния», переросшие затем в террор и не затронувшие только Народно-освободительную армию, фунда- 35 Соловьев СМ. История России. М, 1962-1966. Кн. VII; Живов В.М. Культурные реформы в систе 36 Литвинцева Г.Ю. «Европеизация» культуры русского дворянства в петровскую эпоху (www.orenburg.ru).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |