Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика 2. Отношение ребенка к обучению в школе




Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Отношение ребенка к учению наряду с другими психологи­ческими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в шко­ле. Даже если все в порядке с его познавательными процессами и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовнос­ти — познавательного и коммуникативного — позволяет прини­мать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких пер­вых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непре­менно появится. Имеется в виду желание приобретать новые зна­ния, полезные умения и навыки, связанные с освоением школь­ной программы.

Практика показала, что в данной методике, как и в предыду­щей, касающейся детей младшего школьного возраста, не следу­ет ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на дру­гой — неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопро­сы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомен­дуется применять оценку 0,5 балла.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, вполне убедительный


Часть 1. Психологическая диагностика

ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0,5 бал­ла. Например, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать по­лезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оце­нен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того, чтобы было весело». Если по­сле дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью от­ветил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после допол­нительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он полу­чает 0,5 балла.

С учетом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла сле­дует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) явля­ется ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обу­чению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следую­щая серия вопросов:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обыч­но занимаются в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь

учиться в школе?

Правильным считается такой ответ, который достаточно пол­но и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы счи­таться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать пра-


Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников

вильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему во­просов. Если полученный ответ недостаточно полный или не со­всем точный, то спрашивающий должен задать ребенку допол­нительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ре­бенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне го­товности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правиль­но понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может по­лучить по этой методике, равно 10. Считается, что он практичес­ки психологически готов идти учиться в школу, если правиль­ные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.