Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурная аккумуляция




Культурная аккумуляция — накопление знаний, навыков, традиций и обычаев, жизненных впечатлений и жизненного опыта, а также материаль­ных артефактов — происходит на двух уровнях и в двух формах, а именно в индивидуальной и коллективной. Турист, совершающий свои путешествия по стране или за рубеж с научно-познавательными целями, с каждым разом накапливает не только эмоциональные впечатления, расширяет свой кру­гозор и тренирует эстетические навыки. Он аккумулирует культурные зна­ния о других странах, которые фиксирует в своих дневниках и фотоальбо­мах, рассказывая затем друзьям и знакомым. В дальнейшем он может пере­дать их другим людям. Это индивидуальный уровень культурной аккумуляции.

Коллективный уровень культурной аккумуляции касается общества в це­лом и происходит в форме накопления культурного наследия страны, его

51 В исследовании они использовали модель концентрических зон, созданную их коллегами по Чи­кагской школе Парком и Берджесом (подробнее о ней в т. 6 «Фундаментальной социологии»).

19С

охраны, реставрации, музеификации, распространения и передачи после­дующим поколениям людей.

Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение по­лучает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется боль­шее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Культурная аккумуляция представ­ляет собой такой процесс, конечным за­вершением которого выступает образо­вание культурного наследия. Мы уже встречались с этим понятием и выясни­ли, что оно описывает ту часть матери­альной и духовной культуры, которая со­здается прошлыми поколениями и пере­дается следующим как нечто ценное и почитаемое. Можно согласиться с таким определением культуры: «Культура — своеобразный механизм, отбирающий из имевшихся в прошлом ценностей и норм те, которые могут служить настоя­щему и проявляться в поведении людей в организациях. Культура обновляет унаследованные из прошлого ценности и нормы с учетом происходящих в об­ществе изменений, транслирует их живущим поколениям, вооружает людей оп­ределенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения, проявляющихся в деятельности организаций»52.

Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных уч­реждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В частности, к ним относятся му­зеи, библиотеки и резервации.

Музеи (от греч. museion — храм муз) — научно-исследовательские и на­учно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Первые музеи как «храмы муз» появи­лись в античной Греции, где считались местом созерцания, познания окру­жающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты и состязались в своем ма­стерстве, здесь хранились произведения искусства и культовые предметы, т.е. было представлено в зачаточном состоянии первое социокультурное название музея — научно-просветительское.

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах име­нитых аристократов, где веками, из рода в род, накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые под­данными в подтверждение их верности. В Акрополе, в Афинах, в Дельфий-

- Мильнер Б.З. Теория организаций: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Менеджмент». М., 1998. С. 6.

ском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелир, ных изделий выросло настолько, что они уже не помещал ись в храмах и ддя их хранения строились дополнительные помещения.

В Афинах в Ликее, основанном Аристотелем в 335 г. до н.э., была собря на коллекция естественно-научных памятников, которая использовалась в образовательных целях. По существу это был первый социальныйцнститут который выполнял функции современных музеев (информационные, де­монстрационные, просветительские) и при этом оказывал эстетико-эмоцио-нальное воздействие. Наиболее значительным хранилищем картин эллини­стической эпохи являлась пинакотека, созданная на Акрополе в Афинах. Не менее известны Александрийский музей (основан около 290 г,до н.э.) и Пергамская библиотека (III в. до н.э.) — крупнейшее в античности храни­лище книг и художественных ценностей.

Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прош­лого, особенно во Флоренции XIV—XV вв. Многие состоятельныеторговые дворы флорентийских купцов и аристократов увлекались составлением кол­лекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульп­туры, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV—XVI вв. относится время создания одного из старейших в Европе музеев — галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV-XV вв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткамеры», «кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пи­накотеки». В XVI в. возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии. Франции и Швейцарии53.

В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Ев­ропе. Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля отно­сится к XVI в. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

Сегодня специалисты различают три типа музеев (научно-просветитель­ские, исследовательские, учебные) и множество профилей: исторические, художественные, технические, сельскохозяйственные, естественно-науч­ные, искусствоведческие, литературные, мемориальные, комплексные, крае­ведческие и др.

Главное предназначение таких учреждений — тщательно собирать, ката­логизировать, научно описывать те культурные ценности, которые остались от прошлых либо еще живущих поколений. Музейные и коллекционные фонды постоянно пополняются, фиксируются, обрабатываются, реставри­руются, изучаются и экспонируются. Благодаря бережному подходу к отбо­ру, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эта­лонные культурные среды. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Вторая не менее важная функ­ция — просветительская.

53 Петрова Н.Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Со-цис. 1996. №7. С. 71-73.

Библиотека (от греч. biblion — книга и... тека) — учреждение, организую­щее сбор, хранение, общественное пользование произведениями печати. Памятники письменности начали собираться, каталогизироваться и хра­ниться в глубокой древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме). Первые библиотеки появились во 2 тысячелетии до н.э. Первая публичная библиотека функционировала уже в V в. до н.э. (при Писистрате в Афинах). Широкое развитие библиотеки получили в монастырях раннего средневе­ковья, а новое качество получили в XV в. после изобретения книгопечата­ния. В XIX в. публичные библиотеки становятся массовым явлением. В Рос­сии монастырские библиотеки появились в XI—XII вв., а первые светские — в XVIII в. при Академии наук и Московском университете.

Сегодня библиотеками считаются самостоятельные учреждения, где соби­раются и хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка (научная и реставрационная) и организуется доступ к ней специ­ального контингента, называемого читателями. В нормативных документах библиотеки проведены как научно-информационные и культурно-просвети­тельские учреждения. Тем самым определяются их культурные функции.

Библиотеки подразделяются на массовые (публичные) и специализиро­ванные (научные и технические). К массовым относятся школьные, район­ные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифи­цироваться на общедоступные, юношеские, детские. Для массовых библио­тек главное — доступность фондов для читателя.

Библиотека — один из самых мощных и распространенных факторов культурной аккумуляции

В специализированные библиотеки доступ ограничен. Для записи помимо паспорта необходимо так называемое «отношение» — документ или справка, свидетельствующие о том, что читатель имеет ведомственную принадлежность к ней, т.е. является сотрудником учреждения, работает в данной системе, на-

пример, академии наук, либо прикреплен особым распоряжением. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функ­цию — хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основным являются книжные фонды как таковые, а затем уже использование их читателями.

Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и спе­циализированном режимах. Знаменитая Библиотека им. В.И. Ленина хра­нит обязательный экземпляр, ведет широкую научно-исследовательскую дея­тельность, допускает в свои фонды специализированные категории читате­лей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент.

Термин «библиотека» применим не только к учреждениям, но и к лич­ным (домашним) собраниям произведений печати. В нашей стране домаш­ние библиотеки стали массовым явлением в 1970—1980-е гг., когда большин­ство населения получило среднее, а значительная часть и высшее образова­ние. Сформировалась широкая прослойка читающей публики, иметь личную библиотеку стало модным. Она служила показателем определенно­го уровня культуры.

Мощным средством культурной аккумуляции выступает письменность, благодаря которой информация перестала теряться, но точно фиксировалась и передавалась следующим поколениям. Она явилась одним из величайших культурных изобретений человечества, появившихся в процессе неолитичес­кой революции.

Культурная резервация (от лат. reserve — сберегаю) — специфический со­циальный институт, государственное учреждение, призванное защищать и оберегать этносы, подвергающиеся гонению и дискриминации. Примером является коренное население США, Канады, Австралии, ЮАР. Задача этого института здесь — сохранение самого социального состава культурно-исто­рических этносов, защита их культуры, традиций, социального уклада, обра­за жизни, культурных ценностей. Культурная резервация принадлежит к од­ному классу природоохранных и экологических учреждений, что и специаль­ные заказники, национальные парки, заповедники и т.д. В отличие от зоопарков, призванных не только охранять исчезающие виды животных, но и демонстрировать их посетителям за плату, культурные резервации не вы­полняют коммерческих функций. Их цель — оградить этносы как носителей традиционной культуры от разрушающего воздействия индустриального об­щества, к которому они не приспособлены, сохранить самобытные ценнос­ти, нормы и обычаи. Однако нередко культурная резервация становится фор­мой вытеснения и изоляции коренного населения. В результате отчуждения территорий под сельское хозяйство и промышленные объекты сужается жиз­ненное пространство, культура и обеспечивающая пропитанием территория коренного этноса, представителям которого приходится уходить в города на поиск работы. Здесь они превращаются в люмпенов, подвергаются разруши­тельному действию алкоголизма и наркомании. Активное общение с большим обществом и другими этносами засоряет самобытную культуру чужеродны­ми элементами, она утрачивает свою специфику и начинает деградировать. Принимаемые правительствами США и Канады меры по развитию культур­ного плюрализма и сохранению культуры национальных меньшинств посте­пенно начинает приносить плоды. Культурная резервация превращается из культурных гетто в очаги народной культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.