Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Популярная культура




Кино

Кино явилось первым проводником популярной культуры. Кинемато­граф зарождался как форма досуга рабочего класса. В конце XIX в. в США немое кино, в отличие от театра и журналов, являлось самой доступной формой развлечения для эмигрантов из Восточной и Южной Европы, ко­торые не понимали английского языка. Эмигрантами были и первые про­дюсеры кино. Они, понимая потребности своей аудитории, создавали коме­дии, фантастические фильмы и боевики. Ранний кинематограф был край­не незатейлив, лишен внутренней интриги и являл собой набор простейших сценок: садовник разбрызгивает воду из шланга, охотники загоняют зверя.

Когда в 1903 г. изобрели кинокамеру и появилась профессия оператора, фильмы стали более сложными по сюжетной линии. С экрана предстали герои, обладавшие собственным характером и драматургической судьбой. В 1927-1928 гг., когда вжизнь вошло звуковое кино, наступил пик кинема­тографа. Тогда в Америке появились гигантские кинотеатры (на 3-6 тыс.

10 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 212.

зрителей), которые ежедневно посещали от 7 до 10 млн человек. Звук рас­ширил возможности кино, появились новые жанры, неизвестные немому кинематографу, построенному на пантомиме, в частности, мюзикл, «ужас­тики», социальное кино.

С 1909-1911 гг. начинается история величайшей киноиндустрии мира — Голливуда, которую называют еще мировой «фабрикой грез». К 1918 г. он производил до 97% мирового кинематографа: по 841 фильму ежегодно, ко­торые показывались в 21 тыс. кинотеатре". Шесть гигантов Голливуда — Warner Brothers, Universal, Twentieth Century Fox, Paramount, United Artists and Columbia — зарабатывают ныне по нескольку миллиардов долларов в год, создавая продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. В 1970-е гг. Голливуд, начав создавать также и телефильмы, превратился в

мировую столицу телепродукции.

В 1933 г. появились первые киноте­атры с площадкой для автомобилей (drive-in theater), а в конце 1940-х они стали уже массовым явлением. В нача­ле 1980-х каждый четвертый кинотеатр был для автомобилистов. Хотя кинема­тограф делал все, чтобы завоевать успех у американского зрителя, его время, как казалось, неумолимо подходило к концу. После войны интерес к кинема­тографу падал, а интерес к телевидению, напротив, рос. В середине 1970-х посещали кинотеатры по 20 млн зрителей в неделю (для сравнения: в 1920-е гг. 100 млн каждую неделю). По мере заката кинематографа набирало популяр­ность телевидение.

В 1939 на потребительский рынок выходят первые телевизоры. Конку­ренция с телевидением за зрительские симпатии подвигла Голливуд к двум новациям: а) с каждым годом выпускались все более дорогие фильмы (25, 45, 60, 100 млн долл.), позволявшие привлечь кинозвезд, использовать ши­рокую палитру кинотрюков и добиться невероятного правдоподобия сцен ужасов; б) совершенствовать техническое оснащение, внедрять многопано­рамные кинокамеры, компьютеры, всевозможные киноэффекты типа вир­туальной реальности и т.д. Строительство сверхсовременных кинотеатров, оснащенных такой видео- и аудиотехникой, которая дает стопроцентный эффект погружения, невозможный в домашних условиях (в частности «Ти­таник», теряющий на телеэкране всю свою прелесть), вернуло в кино ауди­торию и привлекло в его ряды молодежь.

Кино, начавшееся как форма развлечения низших классов, со временем стало видом досуговой деятельности для более образованных и обеспеченных слоев, представителей престижных профессий. Аудитория кинематографа — преимущественно средний класс. Кросскультурные исследования, проведен­ные в 1973 г., выявили, что из 12 стран меньше всех в кино ходят только в США и Восточной Германии. Ежедневно кино уделяли в среднем в США 2—3 мин, в СССР — 16, в Польше —4, Франции — 3, Бельгии —4, Болгарии — 10 мин. Оказалось, что мужчины ходят в кино чаще женщин, домохозяйки — чаще не-

Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 227.

замужних женщин, женатые ходят в два раза чаще одиноких, молодые дела­ют это чаще пожилых. При этом 70% всех кинопосещений приходится на возраст до 30 лет, в возрасте 60 лет и старше посещают кино всего 1% зрите­лей12. Сегодня роль «первой леди» массовой культуры кинематограф уступил телевидению, перекочевав поближе к высокому искусству, приблизившись по функциям и решаемым эстетическим задачам к театру.

Средний возраст тех, кому интересно кино как вид досуга, не превышает 30 лет

Во всем мире кинозрителю, по мнению кинокритика Д.В. Горелова, все­гда было и сейчас есть 20 лет. Фильмы смотрят люди, как правило, в возра­сте от 15 до 25 лет. Голливуд может плохо снимать фильмы для пенсионе­ров (он такой задачи не ставит), довольно плохо — для интеллектуалов, но он ставит самые лучшие фильмы для старшеклассников.

В культурологии еще не сформировалось четких представлений о том, чем в конечном счете различаются массовая и популярная культуры. Одни куль­турологи, в силу сходства двух культур, предлагают отождествлять и рассмат­ривать их как два названия одного феномена. Тогда в массовую культуру зачисляют те же самые артефакты, что и в популярную, а именно популяр­ную музыку, журнал «Плейбой», телевидение, футбол, бейсбол, гамбурге­ры из Макдоналдса, дискотеки и даже шекспировский театр. Популярная культура в литературе воспринимается как дублер к термину «массовая куль­тура» и потому оба слова пишутся так: массовая/популярная, например бей­сбол и Битлз13.

12 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 232.

13 Ibid. P. 142.

Вторые считают массовую культуру подчиненным видом популярной. Так, Т. Вольф утверждает: «За исключением высокой культуры все остальные на­звания можно считать подзаголовками популярной культуры. В таком случае частными видами популярной культуры являются массовая культура, масс-медиа (в частности порнографические журналы и телевидение), формы мас­сового досуга (футбол и бейсбол), массовое потребление (гамбургеры)»14.

Однако третьи, в том числе Рассел Ней, предлагают разводить два явле­ния и считать их самостоятельными разновидностями культуры. Согласно его мнению, популярная культура подразумевает самый поверхностный, до­ступный непосредственному наблюдению слой культуры, расположенный

между элитарной и фольклорной куль­турой. Это культура большинства насе­ления или культура среднего класса, если он составляет такое большин­ство15.

Иногда в классификацию вносят ценностный аспект и считают попу­лярную культуру более цивилизован­ной формой массовой, поскольку в первой предполагается некоторый профессионализм и артистичность, которые не присущи второй. Первая превращается во вторую при ее ком­мерциализации16. В таком случае мас­совая культура предстает как снижен­ный, вульгарный образчик популярной или высокой культуры. Посколь­ку в жизни мы часто сталкиваемся с низкосортной продукцией — эротическим и развлекательным шоу, низкопробными публикациями и т.д., у нас сложилось определенное представление о массовой культуре как о безвкусной и безнравственной подделке под настоящую культуру, характе­ризующуюся нездоровым интересом к сексу, психопатологии, насилию и пр. Между двумя видами культуры отмечены и возрастные различия: попу­лярная культура — это система ценностей и образ жизни тех, кому за 50 лет, а массовая культура — удел молодых, так называемых тинейджеров17. Дей­ствительно, популярная культура тяготеет к таким артефактам, институтам и средствам, как телефон, телевизионные обеды, велосипед, придорожные ресторанчики, кофе-брэйк и другим элементам повседневной американской жизни, которые характеризуют скорее средний и пожилой возраст, нежели молодежь18.

14 Wolfe Т. The Kandy-Kolored Tangerine-Flake Streamline Baby. N.Y., 1965.

15 Nye R.B. Notes on popular culture // Side-Saddle on the Golden Call: Social Structure and Popular Culture
in America/G.H. Lewis (ed.). Pacific Palisades, Calif., 1972. P. 13-19.

Kando Th.M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 40.

Handlin O. Coininents on mass or popular culture // Culture for the Millions? Mass Media in Modern

Society. Boston, 1964. P. 63-70.

Side -Saddle on the Golden Calf: Social Structure and Popular Culture in America / G.H. Lewis (ed.).

Calif, 1972; Taylor L. Coffee: the bottomless cup // The American Dimension; Cultural Myths and Social

Realities/W. Arens, S. Montague (eds.). Port Washington, NY, 1976. P. 141-148; Truzzi M. The decline of

the American circus: the shrinkage of an institution // Sociology and Everyday Life / M. Truzzi (ed.).

Englewood Cliffs, NJ,1968. P. 314-322.

Иными словами, массовая культура — это вульгарный образчик популяр­ной культуры, ее сниженный и коммерциализированный вариант. В таком случае высокой культуре противостоит не популярная, а массовая культу­ра. Если популярная культура пространственно располагается между высо­кой и народной (фольклорной), будучи повседневной культурой широких слоев населения и не имея на себе никакого негативного знака, то массовая культура, размещающаяся на том же этаже и будучи повседневной культу­рой не всех возрастов, но преимущественно молодежи, несет кроме того еще и негативную оценку. Ее считают низшей культурой, отвечающей непритя­зательным вкусам. А еще массовую культуру считают дисфункциональной стороной популярной. Последняя вызывает у ученых меньше негативных ассоциаций, нежели первая.

Популярная культура — совокупность форм повседневной деятельно­сти, навыков, привычек, верований и вкусов, присущих большинству на­селения и доминирующей культуре, и реже — меньшинствам и субкульту­рам. Для большинства специалистов по массовой и популярной культуре она (эта культура) есть типичный способ, каким представители данного общества проводят свое нерабочее время, а значит она эквивалент попу­лярной культуре. К примеру, типичными чертами повседневной жизни американцев сегодня выступают массовые зрелища и шоу, телевидение и хот-доги, атипичными чертами жизни античных греков являлись театраль-нае драма и политические диспуты. Такое понимание культуры исключа­ет законы, политику, религию, труд, но включает массовую культуру (Гол­ливуд), массовый досуг (спортивные зрители) и множество субкультур (диско-дансы)19.

Слова «popular culture» и «population» — одного корня. Они касаются насе­ления, большинства жителей данной страны либо ее части. Отсюда следует, что популярная культура охватывает нравы, манеры, поведение и образ жиз­ни больших групп населения. Термин «популярный» {popular) означает ши­роко распространенный, народный, широко известный. Популяризация обо­значает пропаганду чего-либо, превращение малоизвестного в общедоступ­ное и широко известное, одновременно приближенное к пониманию и мышлению простых людей. В тех случаях, когда мы считаем выражения «боль­шинство населения» и «народ» синонимами, то эквивалентными, обознача­ющими одно и то же, надо считать термины «популярная культура» и «народ­ная культура». Если мы вкладываем в понятие «народ» дополнительно этиче­ский, героико-эпический смысл, т.е. нечто большее, чем совокупность ныне проживающих на данной территории людей, то необходимо разводить оба термина, а «народную культуру» связывать главным образом с фольклорной, а не популярной культурой.

На наш взгляд, термин «популярная культура» по своему объему и содер­жанию является более узким, чем массовая культура, а потому обозначает лишь часть массовой культуры. Популярная культура относится прежде все­го к популярному искусству, в частности, джазу, рок-музыке и поп-арту, а массовая культура включает кроме них еще и такие массовые формы деятель­ности, как физкультурное движение и туризм, которые никак нельзя отно-

19 Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 39-41.

сить к искусству. Выражение «популярная музыка» надо считать не только привычным, но и совершенно корректным, а формулу «массовая музыка» неправильной. Эстрадная песня — элемент массовой культуры, а классичес­кий романс — высокой культуры.

Авторская и туристическая песня (как ее подвид) принадлежит одновре­менно трем типам культуры — высокой, массовой и народной. К первой она относится по целевой заданности (лирическое отражение высоких челове­ческих ценностей и нравственных идеалов), ко второй она принадлежит по характеру исполнения и адресности (массовая аудитория, средний класс20), к третьей — по своей жанровой отнесенности (составная часть фольклора).

Массовая культура, как и популяр­ная, выполняет ряд позитивных функ­ций. Одна из них состоит в приобще­нии миллионов людей к ценностям высокой и народной культуры. Начи­ная с 1920 г. в США выпущено 80 млн грампластинок с музыкой Моцарта, в 10 раз увеличилось число симфоничес­ких оркестров, в 10 раз чаще люди по­сещают концерты, чем бейсбольные матчи, каждый год продается 400 млн экземпляров книг. За количественным ростом следует видеть качественное изменение культурной ситуации в мире, случившееся благодаря внедрению технических достижений.

Популярная культура создается представителями всех классов — рабоче­го, среднего, высшего. Неправильно думать, будто все представители выс­шего класса не на публике выражаются только литературным языком, ведут изысканный образ жизни, наслаждаются исключительно изящными искус­ствами и не слушают ничего кроме классической музыки. В быту они нахо­дятся во власти популярной, или повседневной культуры, которая присуща также и среднему классу. Неверно также было бы думать о представителях низшего класса, скажем рабочих, как о поголовных грубиянах, чуждых не только возвышенному, но и мало-мальски развитому художественному вос­приятию реальности.

Популярная и массовая культура объединяют сегодня все классы. Тем не менее для высшего и среднего классов в массе своей более типично обще­ние с высокой культурой, а для низшего класса характерно как раз ее оттор­жение. Это означает, что культуре, как и социальной структуре общества, свойственна стратификация. Специалисты иногда выделяют культуру рабо­чего класса в особый тип и называют ее пролекультурой (prole culture), т.е. культурой пролетариата. С ней связывают особый тип досуга — проледосуг {prole leisure). Пролекультура — это дополнительный уровень стратификации популярной культуры, к нему относятся дешевые, доступные рабочим виды развлечений и спорта, например катанье на роликах. Кантри и вестерн — тоже жанры пролекультуры21.

В СССР авторская песня зарождалась в туристской и студенческой среде. Kando Th. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. P. 43.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.