Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Богаво и кесарево




Г. Гоббс

Врезка

Слово церковь (ecclesia) обозначает в книгах свя­щенного писания разное. Иногда (хотя не часто) оно употребляется в смысле дома божьего, т.е. храма, в котором христиане собирались для со­вершения публичного богослужения, как (1 Кор. 14, 34) «жены ваши и в церквах да молчат», но здесь это метафорически применено к происхо­дившим там собраниям и с тех пор стало приме­няться к самим зданиям в целях различения меж­ду христианскими и языческими храмами. Храм Иерусалима был домом божьим и домом молитвы, и таким же образом всякое здание, посвященное служению Христу, называется домом Христа, по­этому греческие отцы церкви называли такое зда­ние »домом господним», и отсюда перешли в наш язык названия кирха и церковь. Церковь, если слово берется не в смысле дома, означает то же самое, что ecclesia означало в гре­ческих государствах, а именно, собрание граждан, созванное с целью выслушать речь должностного лица, и что в римском государстве называлось concio, как тот, кто выступал с речью, назывался ecclesiastes и concionator. И если такое собрание созывалось законной властью, оно являлось ecclesia legitimeзаконной церковью (Деян. 19,39); если же такое собрание представляло собой шумное и мятежное сборище возбужденных людей, тогда оно являлось «беспорядочной церковью». Иногда под этим словом подразумеваются люди, имеющие право быть членами таких собраний, хотя фактически не собранные, т.е. подразумева­ется совокупность всех христиан, как бы они ни были рассеяны, как там, где сказано (Деян. 8,3), что «Саул терзал церковь», и в этом смысле Хрис­тос назван главой церкви. Иногда же под словом церковь подразумевается лишь определенная часть христиан, как, например, в словах (Колосс. 4,15): «Приветствуйте домашнюю церковь его»;


иногда также подразумеваются лишь избранные, например в следующих словах (Ефес, 5,27): «Слав­ная церковь, не имеющая пятна или порока, свя­тая и непорочная», где подразумевается торже­ствующая церковь или грядущая церковь. Иногда под этим словом подразумевается собрание испо­ведующих христианство независимо от того, ис­кренне ли они исповедуют его или лицемерно, как это следует понимать там, где говорится (Матф. 18,17): «Скажи церкви, а если и церкви не послу­шает, то да будет он тебе как язычник или мытарь». Только в этом последнем смысле можно говорить о церкви как о едином лице, т.е. что она имеет

способность желать, произносить, приказывать, заставлять повиноваться себе, составлять зако­ны или совершать какое бы то ни было другое действие.

В соответствии с этим смыслом я определяю цер­ковь как общество людей, исповедующих хрис­тианскую религию и объединенных в лице одно­го суверена, по приказанию которого они обяза­ны собраться и без разрешения которого они не должны собираться. И так как во всех государ­ствах всякое собрание, не имеющее разрешения гражданского суверена, является незаконным, то точно так и церковь, собравшаяся в каком-либо государстве, запретившем ее собрание, являет­ся незаконным собранием. Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. М., 1965. Т. 2: Левиафан. Гл. XXXIX. С. 459-462, 463,464

писанные обязанности, получают зарплату. Верующие приходят в церковь добровольно, никакого контролируемого членства здесь нет.

Римская католическая церковь самый древний и мощный церковный институт на земле, подчиняющий своему влиянию верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Прибалтике, в западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах. В 1990 г. насчитывалось до 900 млн ее приверженцев.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, рези­денция которого — Ватикан.

Русская православная церковь в ны­нешнем виде сложилась к 1448 г. Она разделена на несколько автокефальных церквей. Богословские основы опреде­лились в Византии в IX—XI вв. В Рос­ сийской Федерации православные со­ставляют большую часть верующих. Существует также Русская зарубежная церковь.

Управление всей конфессиональной системой внутри каждой из этих церквей осуществляется особым институциональным органом — папством в католичестве и патриархией в православии.

Кроме того, в рамках той и другой функционируют частные институты, или социальные практики. Это прежде всего богослужебный институт, ин­ститут литургии и проповеди, институт паствы и клира, институт крещения и некоторые другие, а также учебные заведения, религиозные братства, мо­настыри, религиозные ордена.

Секты. Одним из религиозных институтов выступает секта. Она возни­кает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужи­телей на основе изменения вероучения и культа. Среди отличительных черт института секты специалисты отмечают:

♦ ограниченное число последователей;

♦ контролируемое членство;

 

♦ изолированность от мирской жизни;

♦ оппозиционность к официальной церкви и властям; «непримиримость к инакомыслящим;

♦ претензия на избранность;

♦ отсутствие деления на священнослужителей и мирян.

Сектанты претендуют на особый сакральный статус — быть «избранны­ми», «детьми бога», «чистыми» (т.е. освободившимися от земной греховно­сти). Институт сектантства призван реализовать царство божье «здесь и те­перь». Типичным примером является секта «Свидетели Иеговы». Для ее представителей характерен «отказ от мира» — жесткая изоляция от окружа­ющих, даже от верующих православной церкви, моральная строгость и ас­кетизм (запрет на «развлечения»), вера в скорое пришествие на землю спа­сителя и уверенность в неизбежной гибели всех, не принявших сектантско­го учения, в «последней битве» — армагедон.

В отличие от церкви секта не требует долгого самосовершенствования, со­вершения морального подвига и через нравственное изменение своей приро-

ды постепенного приближения к подлинному идеалу христианина. Секта ре­волюционна, она предлагает все сразу, требуя идеологической преданности и воинственности. Создавая иллюзию достижения идеального состояния через 1,5, 10 лет, внушая приближение через такой-то срок конца света, секта воз­действует на низменные чувства людей: панический страх, склонность к суе­вериям, скрытый мистицизм, желание сделать нечто без усилий и побыстрее.

Правда, среди них существует другой тип сект. Их называют рационали­стическими. Они уповают не на божественное вмешательство свыше, а на собственные усилия по рациональному ведению хозяйства, пропагандируя религиозно-нравственный образ жизни. Такова секта шейкеров, которая раньше славилась своими мастерскими и превосходно налаженным сель­ским хозяйством.

В 1999 г. в России существовало более 6 тыс. всевозможных религиозных сект. В России в конце 1990-х гг. насчитывалось 10 тыс. (в Москве — 2 тыс.) организованных сатанистов, которые перед вступлением в секту обязаны были пройти специальные обряды, в которые входило поджигание церквей и человеческие жертвоприношения. Некоторые музыкальные группы, осо­бенно тяжелого рока, являются, по мнению некоторых специалистов, фи­лиалами сатанинских сект, а вербовка новых членов происходит прямо во время концертов и молодежных тусовок — в зале и за кулисами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.