Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языческие верования славян




Религиозные верования древних славян представляли собою, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были отдельные волх­вы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.

К числу главных славянских богов принадлежали: Дажь-бог (у других пле­мен Хоре) был богом солнца; Перун — богом грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Волос, или Белес, был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Дажь-бог был «Сварожичем», т.е. сыном неба); мать Земля-сырая тоже почиталась как некое божество. Пантеон сла-

вянских богов оказался не только перечнем божеств, но и славянским земле­дельческим календарем. Это в очередной раз доказывает, что мировоззрение наших предков гармонично сочетало тогдашнюю науку, культуру, филосо­фию, религию, людей, богов и весь мир, перетекающий из одного состояния в другое. Аналогичных систем мировоззрения в древнем периоде больше нет. Ближе всех к данной концепции стоит ранний буддизм, который, очевидно, является отголоском ведизма славяно-ариев, привнесенного ими в Индию. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов. В лесах жили лешие, в реках — водяные; души умерших пред­ставлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок. В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные. Берегини, а позднее вилы и русалки — это женские духи рек, озер, прудов, колодцев. Леший обитает на деревьях или в дуплах. На полях в высокой траве или в высоких колосьях живут полевики — козлообразные существа. В жилише «хозяин» домовой — маленький горбатенький старикашка. Он — покрови­тель дома, домашнего хозяйства.

Чувашские язычники воскрешают своих богов

На протяжении многих веков у восточных славян сформировался свой пантеон демонов, или низших божеств. Между демонами существовали от­ношения, отражающие родственные и бытовые связи людей. У славянских демонов существовала определенная иерархия: среди них были начальни­ки и подчиненные, старшие и младшие. Домовой имеет семью: жену (домаха, домовиха), детей. Домовые ходят в гости друг к другу, иногда ссорятся и даже дерутся. Домовой водит знакомство, а иногда воюет с банниками, овинни­ками, лесовиками и полевиками.

Славяне почитали все природные стихии и все проявления природы — лес, реки, грозу, гром, воду, огонь, землю, камни и пр. Выражаясь современ­ной терминологией, язычество — самая экологическая на свете религия.

Вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта называется фетишизмом. Фетишем могли быть добычливые орудия охоты, деревья, плоды которых утоляют голод. У восточных славян отголосками фетишиз­ма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рошам.

Культ каменных фетишей —очень древний. Вполне возможно, что у древ­них славян он возник из почитания каменных орудий, необходимых в охо­те и хозяйстве. На берегу Плещеева озера в древнем русском городе Пере-яславле-Залесском до сих пор лежит камень-валун — Синь-камень весом 12 т. При встрече весны камень украшали цветами и лентами, вокруг него во­дили хороводы. О почитании деревьев упоминается в «Житии Константина Муромского», о молитве «в дрова» со­общает и «Слово Иоанна Златоуста». В северных районах Руси существовал культ березы.

С течением времени почитание де­ ревьев приняло другую форму, подверг­лось влиянию христианства. Так, в XVIII в. существовал обычай служить молебны поддеревьями, что было ви­доизменением старого обычая кланяться самим деревьям. Языческое обра­щение к воде принимало форму христианской молитвы: «Вода матушка, по­дай всем хрещеным людям добраго здоровья».

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где про­исходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооруже­ния на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды зем­ли, животных и птиц, были известны и человеческие жертвоприношения. Однако исследователь «Велесовой книги» С. Лесной установил, что челове­ческие жертвоприношения были привнесены на Русь от варягов при князе Владимире и просуществовали не более десяти лет.

Из трех универсальных форм архаичных верований — фетишизм, ани­мизм и тотемизм — беднее всего представлен последний. Прямых доказа­тельств его существования так и не обнаружено, хотя косвенных признаков, например земледельческий обряд «вырывания бороды» — последних коло­сьев с поля, или сказки о животных, можно обнаружить немало. Тотемизм — олицетворение своего рода с медведем или оленем — был распространен среди индейцев Америки, туземных народов Африки и Австралии, хотя его пережитки в фольклоре и народных преданиях в той или иной форме харак­терны для всех народов.

Вера в существование загробного мира заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах лиц, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.

У славян обнаружена оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помо­щью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки.

В древности узелковая письменность была распространена у многих наро­дов. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов. На многих предме­тах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются не­симметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов6.

С принятием христианства образы природных божеств не канули в про­шлое, а сохранились в сказках, легендах, быличках, приметах и суевериях. Изменились только имена персонажей, с которыми связываются те или иные поверья. Длительное время новообращенные христиане продолжали поклоняться языческим богам, приносить им жертвы, устраивать игрища и празднества, посвященные природным духам и божествам; называть детей древними именами, нарекая их в то же время именем христианского покро­вителя. Параллельное существование двух религий, православия и языче­ства, называемое также двоеверием, с течением времени приводило к их гармоничному слиянию, которое вылилось в своеобразную форму русского православия — народное христианство7.

Нередко божество, наделенное явными языческими признаками, носи­ло имя православного святого. Известно немало случаев, когда к иконам приносили жертвы. Силы природы, времена суток и года, дни недели в на­родных представлениях наделялись антропоморфными чертами и качества­ми, а некоторые из них после принятия христианства получили имена свя­тых: «Водица Ульяна», «Земля Татьяна». В своих последних работах Б.А. Ры­баков8 пришел к выводу о прочности языческих представлений в эпоху средневековья, другие исследователи сделали заключение о факте полной сохранности язычества в домонгольский период. Об этом свидетельствуют письменные, этнографические, фольклорные и археологические материа­лы. Земледельческие магические обряды не изменились и после принятия христианской веры, и не только в деревне, но и в городе. В XVI в. (к которо­му относится это описание), по мнению В.Я. Проппа9, обряды соблюдались еще полностью, а согласно Н.М. Никольскому10 старые культы не только сохранились, но даже распространились еще более широко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.