Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирическое изучение жития святых




Б34

СВЯТЫЕ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

Святые принадлежат к более широкой категории культурных героев, со­ставляя от них лишь одну часть. Помимо святых к культурным героям от­носятся множество других типов как реальных, так и выдуманных персона­жей, оказывающих на людей мобилизующее влияние, способное вдохновить их на героические поступки или добрые дела.

Агиографические источники — жития святых — как дидактический ма­териал всегда использовались в мировых религиях, поскольку свои святые, т.е. особо почитаемый тип культурных героев, существует у каждой религии и у многих сект.

На протяжении многих столетий функцию культурных героев в целом и религиозных в частности выполняли святые. Своими подвигами, жизнью, поучениями они представляли для общества определенные нравственные идеалы, к которым должны стремиться верующие. Своими действиями свя­тые давали порой недосягаемый пример поведения для окружавших их лю­дей. Святые, или их аналогии, есть во всех монотеистических религиях и без них невозможно нравственное здоровье народа и солидаризация общества вокруг них. Поэтому святые выполняют не только культурную функцию установления высших ценностей, но и социальную функцию сплочения общества (интегративная функция).

С самого начала возникновения канонизационной практики Церковь на примере святых, представляла верующим определенный образец христиан-

11 Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. М., 1994.

ского поведения. Однако современным обществом далеко не всегда усваи­ваются те идеалы, которые проповедуются в житиях святых. Почему ка­нонизированные церковью святые не пользуются таким почитанием, как «народные» святые, т.е. те, кого церковь отказывается канонизировать, а на­селение почитает? Задача социологии состоит в том, чтобы разобраться в структуре современного массового сознания, проанализировать причины и истоки его деформации, раскрыть структуру этого феномена и, выявив иерархию религиозных ценностей, показать в ней место святых как носи­телей культурного идеала. В любом случае очевидным представляется тот

факт, что потребность в институте свя­тых есть и у церкви, и у общества.

В традиционном обществе массовое сознание было достаточно однород­ным. Большинство людей верили в од­ного Бога, а различного рода секты, су­еверия и ереси преследовались. Сегод­ня ситуация другая: в современном обществе каждый волен выбирать себе не только политические ценности, но и культурные, социальные, религиозные. Человек вправе верить в то, во что он хочет, и поклоняться самым разным ценностям и идеалам. Культурное разнообразие сегодня идет рука об руку с религиозным плюрализмом. У каж­дого человека есть свобода религиозного выбора, и многие ею в достаточной мере пользуются. Они выступают в роли культурных и религиозных потреби­телей, а традиционные религии и постоянно возникающие новые культы и секты — в роли товаропроизводителей, предлагающих продукцию на любой вкус. В результате на духовный рынок выбрасывается ныне огромное количе­ство не только высококачественных «товаров», испытанных веками, но и фаль­сификаций вроде псевдокультов, псевдогероев и псевдосвятых.

Предметом социологического исследования выступают социокультурные аспекты религиозной практики (института) почитания святых: как инсти­тут почитания святых относится к разряду не фундаментальных, а частных институтов, размещающихся внутри института религии. Одна из функций института почитания святых — воспитание в верующих нравственности, христианской морали. Жития святых предлагают нам образцы высоконрав­ственного поведения и морали, следовательно, святые выступают в житиях как своеобразные агенты, или проводники высокой духовности. Святые преодолевают: 1) грехи против Бога (уныние, неверие, отчаяние) и 2) сугу­бо личные грехи (половая распущенность, чревоугодие, супружеская невер­ность). Святой борется прежде всего со своими собственными грехами, до­биваясь в конце нравственного очищения. «Жития, — писал историк Е.Ф. Шмурло, — отзывались на вопросы, волновавшие русских людей, по­могали разобраться в явлениях окружающей жизни, были первым опытом в области истории и, напоминая о том, что было и уже прошло, выясняли настоящее, помогали читателю определить свое собственное место и назна­чение в жизни. Отсюда жизненность и практическое значение житий. Жи­тия охотно читались и служили хорошею школою»24. Ориентируясь на жизнь

Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862—1462) / Отв. ред. А.А. Корольков. СПб., 1998. С. 264.

святых, сообразуясь с их поведением, простые люди выстраивают свою соб­ственную, земную жизнь. Таким образом, православные святые — это рефе­рентная группа для всех православных верующих, на которую те ориенти­руются и на заступничество которых они рассчитывают в случае драмати­ческих событий, болезни или опасности для жизни.

Категория святых в социологической науке должна трактоваться иначе, чем, скажем, в богословии, агиографии или истории. Для социологии свя­тые — это, во-первых, реальная социальная группа кандидатов в святые — князей, монахов, епископов, мирян или юродивых, которые жили в кон­кретную историческую эпоху в конкретной стране и совершали реальные действия. Во-вторых, это номинальная социокультурная группа, которая сформировалась после акта канонизации, т.е. причисления кандидатов к лику святых. В-третьих, это особый тип социального действия, черты кото­рого в одном похожи на обыденную деятельность мирян, в другом суще­ственно контрастируют с ней (табл. 13).

Таблица 73 Типы социальной деятельности и их признаки

 

Типы социальной деятельности Признаки социальной деятельности
Политическая деятельность Миротворческая деятельность: примирение враждующих сторон, разрешение конфликтов мирными способами Обличение власть имущих Позитивные отношения с власть имущими Негативные отношения с власть имущими
Социально-нравственная деятельность Помощь нуждающимся: нищим, бедным, сиротам, заключенным, голодным Помощь Церкви, клиру, монастырям и нищим, голодным, малоимущим Помощь Церкви, клиру, монастырям Организация заведений для малоимущих: приютов, больниц, странноприимных домов Заступничество за незащищенных (вдов, сирот)
Миссионерская деятельность Проповедь веры среди язычников, магометан, иноверцев Призыв к власть имущим быть милостивыми Постройка храмов и основание монастырей
Аскетическая деятельность Личная аскетическая жизнь: молитвословия по ночам, скромное питание, одежда и т.п. Терпение страданий и притеснений со стороны других Раздача своего имения Отказ от занимаемого положения, должности Мученическая смерть

Шаблонность повествования русских житий, о которой писали многие исследователи житийной литературы, не касается деятельности святых. На основе анализа текста выяснилось, что социальная деятельность святых раз­нообразна и во многом лишена повторов и однообразных ситуаций. При этом самыми «деятельными» выступают те святые, которые обладали более высо­кими статусами, вне зависимости от типа деятельности. Активность деятель­ности святых с более высокими статусами объясняется их большими возмож­ностями совершать акты социального действия по сравнению со святыми с более низкими статусами. Как показало исследование К.С. Емельянова, чаще всего упоминается аскетический тип деятельности, он наиболее характерен

63Б

для русских святых (219 случаев). Социально-нравственная деятельность, ко­торая предлагает для верующих образец поведения, выражена у русских свя­тых слабо (96 случаев). В основном она выражается в помощи малообеспечен­ным и незащищенным слоям общества (62 случая).

На основе анализа деятельности русских святых можно сделать вывод, что реальность, представленная в житиях, конструирует поведение человека, ос­новной задачей которого становится аскетическая деятельность, связанная в первую очередь с личной аскезой, т.е. с подчас действиями несоциальными. Для этого человека в первую очередь важно личное совершенствование, лич­ное спасение. В своей деятельности он должен не щадить себя и своих сил, вне зависимости от занимаемого положе­ния в обществе. Он так же должен быть готов умереть за свою веру. Деятель­ ность, направленная на помощь окру­жающим нуждающимся, нищим, неза­щищенным, для него не так важна. Он может проповедовать свою веру, а так­же выступать в роли миротворца. Но самое главное для него — не те, кто нуждаются в просвещении или перемирии, а он сам, который может достиг­нуть святости, если будет культивировать в себе аскетические настроения и творить аскетические подвиги.

Таким образом, мы получаем две социокультурные общности, зеркаль­но отображающие друг друга — на земле и на небесах: 1) кандидатов, т.е. живых людей с конкретными достоинствами и недостатками, характером и темпераментом, социальной карьерой и образом жизни; 2) их небесный образ, появившийся у реальных кандидатов после официальной канониза­ции и причисления к лику святых. Образ во многом идеализированный, отредактированный в соответствии с требования богословия и отраженный в житиях святых.

Помимо того, и с социологической точки зрения это особенно важно, ин­ститут чествования святых вносит в сообщество верующих определенную стратификацию, так как святые — это, по существу, меньшинство избран­ных, которые заслужили самый высокий титул благодаря особому образу жизни, ценностным ориентациям и формам социокультурного поведения. Говоря о почитании святых как социальном институте, мы подразумева­ем «ролевую систему, включающую нормы и статусы, обычаи и традиции, правила поведения»25. В нашем случае ролевая система включает:

♦ субъекта, принимающего решение о канонизации; он должен обладать очень высоким или достаточно высоким социальным статусом (это может быть или Собор — все епископы, или Синод — группа из не­скольких епископов);

♦ субъекта, которого канонизируют и кого на официальном языке име­нуют «кандидатурой»;

♦ группу людей, которая свидетельствует о чудесах святого и воздает ему почитание;

♦ группу людей, которая только воздает почитание, а свидетельств чудес не удостоилась;

Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2001. С. 186.

♦ нормы, в соответствии с которыми почитание может начаться еще при жизни святого, а его прославление (канонизация) только после смерти;

♦ ранг статуса, который приписывается святому в соответствии с тем «амплуа», в котором святой послужил Богу.

В богословской литературе эти ранги обозначаются как «разряды» и рас­полагаются в следующем порядке: пророки, апостолы и равноапостольные, евангелисты, мученики, исповедники, бессребреники, святители, преподоб­ные, благоверные, праведные, блаженные, страстотерпцы26.

Культурная практика почитания святых может выражаться в разных фор­мах. Во-первых, это сам акт канонизации. На заседании Собора (если речь идет об общечтимом святом) или на епархиальном Собрании (если это местночти-мый святой) человека объявляются святым. К этому времени ему уже состав­лена служба (порядок молитвословий в честь святого), написана его икона. Во-вторых, почитание выражается в молитвенном обращении к святому (в храме служатся молебны в его честь, верующие молят его о ходатайстве перед Богом). В-третьих, почитание может выражаться в благоговейном отношении к иконе и к мощам святого. Если последние сохранились, то обычно их полагают в раку (гробницу, украшенную драгоценностями), к ним прикладываются верующие. В-четвертых, почитание может выражаться в построении храма в честь свято­го. Тогда «храмовым праздником» становится день памяти этого святого. На­пример, у храма, построенного в честь святых бессребреников Косьмы и До-миана, праздник 14 июля — день памяти этих святых. В-пятых, почитание свя­тых находит свое отражение, когда человек проходит обряд крещения. Новокрещенному нарекают новое христианское имя — имя того святого, ко­торый становится его небесным покровителем. С этих пор человек обращается в молитвах к этому святому как к своему «личному» святому. А в день, когда празднуется память святого, христианина, носящего его имя, поздравляют с именинами. Кроме всего прочего, в честь святых могут организовываться ду­ховно-просветительские миссии, общественные и образовательные организа­ции, монашеские ордена, чтения, конференции и т.д.

Социальные институты и социокультурные практики находятся в тесном единстве. В самом деле, социальный институт — относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются чаще всего не государством, а самими людьми и поддерживаются с помощью социальных норм, посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. К примеру, исповедь является социокультурной практикой, а не учреждением или организаци­ей. Это многовековая практика, имеющая свои технологию исполнения, правила и нормы поведения, круг исполнителей практики (исповедники и исповедуемые), систему предписанных статусов и ролей.

Социальный институт кроме того представляет собой единство двух начал — формальной и неформальной организации. Первая выражается в своде офици­альных правил, распоряжений, инструкций и нормативов, а вторая — в сло­жившейся практике межличностных отношений между людьми, своего рода неписаном кодексе или, иначе говоря, в «неуставных отношениях».

В случае канонизации роль формальной организации выполняют церков­ные органы управления (Собор, Синод), которые принимают решение о ее

26 Такая последовательность имеет место быть в богослужении при перечислении святых.

осуществлении и разрабатывают соответствующие нормативы. Согласно таким нормативам, в определенный день должна служиться торжественная служба новопрославленному святому, и с этого времени каждый год празд­нуется его память. Со своей стороны, верующие пишут иконы, приклады­ваются к мощам святого (если таковые есть), молитвенно обращаются к нему. Все это делается в соответствии с традицией, которая никаким законом или каноном не прописана, а потому указывает скорее на присутствие нефор­мальной организации.

Телевизионная трансляция католической канонизации, 2002 т.

Как мы знаем из предыдущих томов «Фундаментальной социологии», каждый институт выполняет явные и латентные функции, а кроме того он обладает функциями (положительная деятельность института) и дисфунк­циями (негативная деятельность института). Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дис­функциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. При­мером может служить канонизация святого без ведома (а иногда и без согла­сия) Собора или Синода. В этом случае человек, почитаемый в народе, «ка­нонизируется» местным приходом. Уже написаны его иконы, а иногда и построен храм или часовня в его честь. Подобные прецеденты бывает до­вольно трудно пресекать, так как иногда «самочинное» почитание приобре­тает в народе стихийный характер. Церковные власти скорее пытаются рас­следовать такую «канонизацию» и выразить свое согласие или несогласие по ее поводу. Часто неформальная канонизация становится причиной фор­мального прославления. Однако бывает, что после расследования Собор или Синод накладывает запрет на прославление «святого», тем не менее почи­тание продолжается. Показательный пример — несостоявшаяся канониза­ция Григория Распутина и Ивана Грозного, которые продолжают почитать­ся некоторыми маргинальными группами в Русской православной церкви. Так, иконописец И. Дождин считает Ивана Грозного и Григория Распутина святыми. В его иконописной мастерской уже написан Распутин с нимбом и

несколько икон Иоанна Грозного, а желающих приобрести такие образы — более чем достаточно. Главным делом своей жизни певица Жанна Бичевская, народная артистка России, считает популяризацию Ивана Грозного и Гри­гория Распутина. На одном из ее из последних альбомов помещены рядом портреты Николая II и Григория Распутина. Представители православной церкви считают, что народное почитание не является необходимым условием для канонизации.

Что касается норм и учреждений, регулирующих сферу деятельности ин­ститута святых, то нормы основываются на правилах соборов и традиции. В роли учреждения выступают органы церковной власти (как уже говори­лось, это могут быть Собор или Синод).

Первый опыт социологического исследования канонизации русских свя­тых с использованием метода анализа документов осуществил в 2003—2004 гг. К.С. Емельянов. Им были обработаны жития 379 святых, живших в период с X по XVIII в. На основе полученных данных составлены таблицы, графи­ки и диаграммы, представляющие эмпирическую модель объекта исследо­вания. Кроме того, проведен тщательный анализ источников на предмет выявления полноты и достоверности освещения жизни святых, основных этапов их социальной карьеры, социального происхождения, статусной ат­рибутики, стиля и образа жизни.

При составлении социального портрета святых той или иной эпохи важ­ную роль играет выбор источника информации, из которого будут черпать­ся данные о святых. В православной Церкви не существует «официально­го» текста житий, в отличие от Библии, которая известна в церковно-сла-вянском переводе (так называемая «Елизаветинская Библия») или в русском переводе (перевод четырех Духовных Академий 1876 г.). Известны также самые разнообразные сборники житий. У многих святых, особенно у наи­более чтимых, есть несколько житий. Целью написания жития выступает желание поведать потомкам о жизни и подвигах святого, рассказать о том, как тот или иной святой реализовал себя в соответствии с Божьим промыс­лом о нем. В задачи автора жития не входило предоставлять полную либо достоверную информацию о жизни святого. Чаще всего фактические дан­ные о святом используются как вспомогательный элемент для достижения основной цели. Например, автора не интересует точный возраст святого, ему достаточно знать примерно, был ли святой юным, взрослым или глубоким стариком. Поэтому очень часто не указываются даты рождения святых, а только даты смерти, по которым мы можем примерно оценить, в какое вре­мя святой жил. Вот почему говорится, что житие — очень специфический жанр биографии святого. Разница между житием и биографией, по метко­му замечанию В.О. Ключевского, примерно такая же, как между иконой и портретом.

Анализ распределения святых по социально-агиографическим типам выявил следующую картину (рис. 24).

Рис. 24. Распределение социально-агиографических типов святых

Как видим, подавляющую часть святых составляют монашествующие — настоятели монастырей и иноки; это почти 2/3 всей выборки.

Интересно проследить зависимость между веком жизни святого и веком его канонизации. Самыми активными веками канонизации были XVI и XVII в. (по 36,7 и 40% соответственно), 10% канонизаций приходится на XX в. (до 1917 г.). В XVI в. были канонизированы святые, жившие с XII по XVI в., в XVII в. — жившие с XIV по XVII в. Таким образом, временная раз­ница между смертью святого и его канонизацией могла составлять и несколь­ко лет (десятилетий), и несколько веков. В XX в. (до 1917 г.) были канони­зированы святые, жившие в XVII, XVIII и XIX в.

В период с X по XIX в. включительно почитание святых основывалось на нормативных предписаниях, согласно которым происходили канонизации подвижников. Почитание святого начиналось в обществе, а церковная власть лишь легитимизировала это почитание. Для этого периода важную роль играло житие святого, которое рассказывало о жизни подвижника и представляло собой доказательство того, почему этот подвижник канони­зирован.

На протяжении всей истории почитания святых в Русской церкви до XIX в. «качество» прославляемого святого играло важную роль, ведь святые ассоциировались с заступниками и покровителями народа. При этом обна-

G41

руживается влияние социальных условий на преобладание того или иного типа святых: святые князья и великие князья появляются в XI в., когда каж­дое княжество заботится о своей защите и расширении своих земель. Как местные покровители они появляются и дальше; в XIII в., когда начинает­ся татаро-монгольское нашествие, князей больше всего среди святых. В XV— XVII вв. на смену княжескому идеалу святости приходит монашеский иде­ал. В это время — время развития монастырей и книжности — основную часть прославляемых святых составляют настоятели монастырей и иноки. С началом Синодального периода, когда Церковь превращается в один из институтов государства, культ преподобных сменяется культом святите­лей — епископов — как представителей высшей власти в Церкви.

Согласно полученным данным, 18% святых сохранили свое социальное положение после начала подвижнической жизни. У 5% святых положение в обществе улучшилось, у 7% — ухудшилось. Если сравнить положение свя­того после подвижнической деятельности в обществе и церкви, то тут про­слеживается прямая зависимость. Святой с низким положением в обществе обладал таким же положением и в церкви. Из этого можно сделать вывод о тесной связи между понятиями о положении (престижа, популярности, зна­чимости) в обществе и церкви на Руси. Существующие отклонения касают­ся тех редких случаев (4%), когда положение в церкви у святого было выше, чем положение в обществе. У 2% сохранилось высокое и очень высокое по­ложение в обществе при незначительной популярности в церкви. О 42% святых известно, какое влияние они оказали на общество. При этом «самым активным» здесь является XVI в., где 2% оказали сильное влияние, 3% ока­зали влияние и 4% оказали незначительное влияние.

Если сравнивать эту характеристику с влиянием святого на церковь, то и здесь, как в случае с положением в обществе и церкви, прослеживается пря­мая зависимость: 4%, оказав влияние на общество, мало коснулись церкви; у 22% влияния на оба института находились примерно в равных степенях. Всего известно о 33% повлиявших на оба института.

Как было обнаружено, подавляющую часть святых составляют мужчины (95%). Именно тендерный аспект вносит разделение между святыми: среди мужчин преобладают монашествующие — иноки и настоятели (60%), а сре­ди женщин — княгини (80%). Иными словами, у мужчин и женщин свои «барьеры» для прохождения в святые: мужчинам достаточно иметь статус мо­нашествующего, женщинам предпочтительнее быть княгинями.

Среди мужчин подавляющую часть святых составляют монашествующие: 30,5% простых иноков и 31,6% настоятелей монастырей. Среди святых 11,6% представлены епископами. На четвертом месте по численности стоят священ­нослужители — 7,4%. На пятом — князья (их 6,3%). Меньше всего среди свя­тых блаженных (4,2%), митрополитов и мирян (по 3,2%), великих князей и патриархов (по 1,1%). Иная картина у женщин: 44% составляют княгини, которые приняли монашеский постриг, и 36% просто княгинь, 12% составля­ют мирянки. Монахинь и настоятельниц монастырей по 4%. Обобщая, можно заключить, что в обоих случаях преобладает идеал монашествующего свято­го: монашествующих среди мужчин — 78%, среди женщин — 52%.

У русских святых женщин социальное происхождение играло ключевую роль в возможности быть канонизированными. Из 16 женщин 14 (87,5%) были княгинями, из которых 11 (78,6%) приняли монашество. Принятие монаше-

ства для княгинь понижало их статус, однако в трех случаях княгини-мона­хини стали настоятельницами монастырей. Большинство игуменов были ос­нователями монастырей (67,7%). При этом социальное происхождение игу­менов не оказывало влияния на их деятельность по основанию новых монас­тырей, которая во многом могла быть причиной их канонизаций.

Выяснилось, что для церкви институт почитания святых — своеобразная визитная карточка, которую она демонстрирует обществу в периоды соци­альных перемен. Не случайно во время татаро-монгольского нашествия канонизировали преимущественно князей; в досинодальный период, ког­да отмечался быстрый рост числа мо­настырей, — преподобных (т.е. мона­хов); в Синодальный период — архи­ереев как выразителей власти в церкви, а прославление российских новомуче- ников происходило на волне демокра­тических реформ в России 1990-х г. Вместе с тем институт чествования святых — зеркало общественного созна­ния, где могут отражаться религиозная ментальность людей, их предпочте­ния, верования и надежды.

Социологический анализ вскрыл довольно парадоксальную ситуацию. Как уже говорилось, одна из функций института почитания святых — нравствен­ное воспитание верующих. Святые предстают как образцы, на которые долж­но ориентироваться верующим. Если они выходят из среды простого народа (мирян), то фактом своей канонизации показывают мирянам, как и к чему надо стремиться в нравственном совершенствовании. Но если большинство святых выходит из числа монахов, которые достигают духовных высот, по­падая в особые условия пустыни или скита, то тем самым они как бы доказы­вают, что в повседневной жизни, оставаясь на своем месте, достичь святости невозможно. Статистический анализ выявил, что подавляющее большинство святых вышло как раз из монахов, а мирян среди них всего 5%.

Таким образом, жития дают обширный назидательный материал, но практический путь духовного совершенствования они по сути дела не ука­зывают. Иными словами, мирянам и рядовым верующим, а их большинство в церкви, не у кого учиться. И те немногие святые — выходцы из мирян, представлены преимущественно мучениками, т.е. теми, кто достиг святости, отдав свою жизнь за Христа. А это означает, что церковь, желая преподать верующим образец нравственного поведения, на самом деле его не дает. Мирянам приходится брать пример с монашествующей братии, поведение, цели и задачи которой имеют мало общего с мирской жизнью.

Анализ почитания святых в XX в. показал, что, в отличие от предыдуще­го периода, не нормы и ценности являются определяющими факторами в функционировании этого института, а действия определенных церковно-ад-министративных структур, наделенных властными полномочиями (ресурсо­емкие агенты). Подтверждением тому служит создание в 1989 г. Комиссии по канонизации святых, которая по своему усмотрению представляет к ка­нонизации персоналии святых и имеет на это исключительное право.

В результате деятельности этой Комиссии на Архиерейский Собор 2000 г. было представлено для канонизации более тысячи святых. Эмпирический анализ новой выборки, сделанной К.С. Емельяновым по материалам кано-

низации в XX в., показал, что, во-первых, изменился состав канонизирован­ных святых по сравнению с предыдущим периодом. Так, до XX в. среди рус­ских святых было 0,79% женатых священнослужителей, 33,51 % настоятелей монастырей и 25,33% иноков; на Соборе 2000 г. было канонизировано (от общего числа канонизируемых святых) 60,18% женатых священнослужите­лей, 3,95% настоятелей монастырей и 8,99% иноков (табл. 14). Во-вторых, число русских святых, канонизированных на Соборе 2000 г., почти в 3 раза превосходит число святых, канонизированных в предыдущие периоды.

Таблица 14 Состав святых, канонизированных Русской православной церковью

 

 

Социальный агиографический тип До XX в. В XX в. На Соборе 2000 г.
Число % Число % Число %
Женщина   4,22   12,5   8,70
Священнослужитель   0,79   10,0   60,18
Настоятель монастыря   33,51   5,0   3,95
Инок   25,33   17,5   8,99
Епископ   12,40   17,5   6,42
Митрополит   0,53   15,0   0,89
Митрополит главного города   3,17   15,0    
Князь   7,12   2,5    
Великий князь   2,11       0,10
Юродивый   4,22        
Мирянин   6,60   5,0   10,77
Всего:         1 012  

Каковы же причины массовых канонизаций в наше время? Первая при­чина видится в попытке утверждения новой концепции культа святых в Русской церкви. Канонизированные в разное время в своей общей массе к началу XX в. русские святые являют характерный идеал святости — мона­шеский. Святые же, канонизированные на Соборе 2000 г., почти не имеют среди себя ни настоятелей монастырей, ни монахов. Подавляющую их часть (60,18%) составляют женатые священнослужители.

Таким образом, монашеский идеал святости сменяется идеалом, вопло­щенным в женатых священнослужителях. Такое принципиальное изменение состава святых может быть объяснено двояко: во-первых, материалы по ка­нонизации в Комиссию подаются обычно родственниками (а именно — по­томками) святого. Разумеется, у женатых священнослужителей кто-то из по­томков выжил в годы гонений. А если учесть, что традиционно семьи священ­нослужителей были многодетными, то, конечно, у кого-то из детей была возможность выжить. У монашествующих потомства не было, и, следователь­но, возможности для подачи документов в Комиссию сильно ограничивались.

Во-вторых, это сознательная позиция Комиссии, которая хотела «про­двинуть» женатое духовенство и сознательно утвердить культ женатых свя­щеннослужителей. Эта причина нам представляется более вероятной, так как деятельность Комиссии никем не контролируется, и ее члены имеют воз­можность отказывать в канонизации без объяснения причин, включая в кан­дидаты в святые людей по своему усмотрению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.