Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монашество в России




Б69

ностей, защитники сирых и обиженных, ученые и просветители, но также как бесстрашные воины и рачительные хозяйственники. Служение Богу как ос­новное занятие монахов иногда принимало крайние формы: суровые лише­ния и истязания, почти полный отказ от пищи, ношение тяжелых цепей-ве­риг, отдание себя на съедение гнусу и комару и т.д.

Известный святой, аскет Симеон Столпник несколько месяцев жил за­копанный по шею в землю, а потом провел более 35 лет на верхушке 18-мет­ровой колонны. Отшельник Аммон прославился тем, что никогда не разде­вался и не мылся. В Нитрии и Скее (Египет) самые строгие отшельники жили в уединении в кельях, расположенных так, чтобы их обитатели не могли ни видеть, ни слышать друг друга. Как отмечает о. А. Мень, абсолютизация принципов аскетизма, доведение их до крайности, наносит вред не только личному здоровью, но и общественному служению, поскольку христианство учит гармонии плоти и духа, очищению сердца, а не умерщвлению тела. Не случайно крайний аскетизм часто приводил к зарождению христианского фанатизма. Хотя западное монашество поначалу строилось по образу и по­добию восточного монашества, вскоре оно стало существенно отличаться от него. Холодный климат Европы, особенно северных ее регионов, в частно­сти Ирландии, прославившейся своим монашеством, вынуждал монахов в гораздо большей степени заботиться о жилище и запасах еды на зиму. В итоге западное монашество стало развиваться по более практичному пути, без крайностей аскетизма, присущего Востоку9.

Большую роль, чем на Востоке, здесь стало играть принятие священ­ством всех уровней монашеского пострига, вследствие чего литургическая жизнь, церковное служение стали ключевым моментом в организации внутримонастырской жизни. Запад впервые познакомился с восточным монашеством при посредстве св. Афанасия Великого, епископа Алексан­дрийского, вынужденного бежать в Рим в 339 г. Годом позже Евсевий, епис­коп Верцеллы в Северной Италии, предписал духовенству своего собора вести киновийный образ жизни, впервые объединив статус клирика с мо­нашеским статусом.

Пионерами распространения монашества в Западной Европе считаются кельтские (ирландские) христиане. Древние жития святых свидетельствуют о стремительном росте монашества перед эпидемией чумы в конце 40-х гг. VI в. В Уэльсе, Ирландии, Нормандии, Бельгии, Бретани возникли сотни новых монастырей. В 590-х гг. святой Колумбан принес идеалы кельтского монаше­ства в Бургундию, где они получили широкое развитие в 640-х гг. Кельты сле­довали египетской модели, где каждый монах жил отдельно. Первостепенным делом там была молитва, а не общественное служение или образование. Из древнейших монашеских правил (типиков) сохранились типик Эйльба и св. Колумбана, написанный для основанных им монастырей на континенте в начале VII в. Из них можно узнать о частых бдениях, о молитве, которая тво­рилась всю ночь, стоя в море или реке, возможно для того, чтобы сохранить состояние бодрствования. При этом живущие так монахи часто происходили из знатных родов, могли быть даже наследниками трона10.

9 Мень А. История религии. М., 1991.

10 Из истории Православной церкви в Британии и Ирландии: от истоков до XI века (http://users.west-
call.com
).

Распространению монашества на Западе способствовали своей деятель­ностью и идеями также Иоанн Кассиан, блж. Иероним, Амвросий Меди-оланский и блж. Августин. Иоанн Кассиан (ок. 360—435) приспособил ус­тав восточного монашества к западноевропейским условиям и создал но­вый свод правил, который вплоть до IX в. выполнял такую же важную функцию, какую играли в восточном монашестве установления Василия Великого и св. Пахомия. На Западе, как и на Востоке, были возможны два типа монашества: анахоретское (отшельническое) и киновийное (монас­тырское). Однако наибольшую популярность приобрел второй тип — мо­настырский. Монахи Италии, Франции, Ирландии, Германии и т.д. не замыкались на созерцании и уединенной молитве, но вели широкую про­светительскую и миссионерскую деятельность среди языческого населе­ния. Мартин Турский (ок. 335—397) создал во Франции епархиально-при-ходскую систему, которая распространилась по всей Европе и особенно эффективной оказалась в сельской местности. Амвросий Медиоланский (340—397), один из четырех западных отцов Церкви, приобрел славу как теолог и церковный деятель, способствовал становлению церковной орга­низации монашества в Италии.

Наставления святого Бенедикта

Августин Блаженный (354—430), величайший христанский мыслитель и философ, раздав свое имущество бедным, проведя долгое время в уедине­нии, основал первый в латинской Африке монастырь и активно проповедо­вал монашеский образ жизни. Заложенные ими принципы до сих пор по­читаются христианскими монахами: обет девства, безбрачной жизни, нестя­жательное™, послушания, избежания греха, изъявления благодарных чувств к Богу, возбуждения души к благочестию, обещания поста, молитвы, еже­дневного самоиспытания своей совести, подаяния милостыни, пожертво­вания в церковь и др. Однако все эти служения не являются целью или смыс­лом монашеского призвания как такового. Монах может и не исполнять конкретного служения в Церкви, как например: священнического, пастыр­ского, учительского, ухода за больными или помощи бедным. Он поступает

в монастырь только для того, чтобы каяться в своих грехах, служить Богу и спасать свою душу согласно с учением монашеского аскетизма.

Основателем католического монашеского ордена и монастырей бенедик­тинцев считается Бенедикт Нурсийский, который для основанного им мо­настыря в Монтекассино создал первый в Западной Европе монастырский устав, состоявший из 73 статей и регулировавший жизнь монахов. Святой Бе­недикт, умерший примерно в 550—560 гг., оставил два своих главных творе­ния: монастырь и книгу — Монтекассино и «Устав для монахов». Как он и предсказывал, монастырь был уничтожен ломбардами и покинут монахами четверть века спустя, около 580 г. Оставался «Устав», и именно это малень­кое произведение, вместе с «Диалогами» Григория Великого, будет широко распространяться по всей Европе. Следуя ему, в VIII в. будет производиться реставрация Монтекассино, а в IX в. оно будет принято всеми западными монастырями.

Монастыри оказали огромное влияние на жизнь Православной Церкви. В X в. центром монашеского подвижничества на Востоке становится Афон. Сложившийся там в X столетии, при преп. Афанасии, строй жизни сохра­няется без существенных перемен и сегодня. Афонские монастыри ныне расположены на территории Греции, но, как и в самом начале своей исто­рии, Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Насельники Афонских монастырей принадлежат к разным национально­стям; как в древности, так и теперь там преобладают греки; в XIX в. боль­шинство монахов составляли выходцы из России. Среди афонских монас­тырей есть обители общежительные (киновии) и особожительские (идио-ритмические).

Православное монашество не знает подразделения на «ордены». На За­паде монах принадлежит к картузианскому, цистерцианскому или другому ордену. На Востоке он просто является членом одного великого братства всех монахов и монахинь, хотя, разумеется, приписан к определенной обители.

В целом восточное монашество было гораздо менее деятельным, чем за­падное. В православии главное дело монаха — молитва: именно молитвой он служит ближним. Важно не столько то, что монах делает, сколько то, каков он есть. С самого начала монашеская жизнь и на востоке, и на западе рассматривалась как возможное призвание не только для мужчин, но и для женщин; на территориях, входивших в область византийского влияния, су­ществовало множество общин монахинь.

Православное монашество делится на три степени в соответствии с при­нятыми обетами: 1) рясофорный монах (рясофорное пострижение) — чело­век, принятый в монашескую общину и получивший право носить монаше­скую одежду — рясу; 2) монах малой схимы — принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; он признается настоящим монахом: полу­чает новое имя, носит схиму (часть одежды с изображением креста), намет­ку на клобуке и мантию; обязуется оставаться в монашеской общине, при­няв полное послушание своему духовному отцу и главе монастыря (который называется игумен или игуменья); 3) монах великой схимы (схимонах) —

высшая ступень посвящения, которой достигают немногие монахи. Она предполагает строгое исполнение монашеских идеалов, принятие обета от­речения от мира и всего мирского, постоянной молитвы и духовного сосре­доточения. Монах еще раз получает новое имя и на него надевается новое облачение — великая схима. Готовящийся к постригу в рясофорные мона­хи и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Это кандидат в монашескую жизнь: он просто живет в монастыре под руковод­ством духовного отца или матери.

В православии принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Пострижение в монашество (или иночество) не причисля­ется к таинствам, потому что оно не обязательно для христианской жизни. Однако это обязательный обряд инии-циации для вступления в монашескую общину. Он служит водоразделом меж­ ду старой, посвященной исключитель­но самому себе, жизнью и новой, по­священной только Богу. В православном Предании монашеское призвание считается особым Божьим даром отдельным душам, направленным на их спасение и служение только Господу. Монахи обретают главную христиан­скую добродетель любви через пост и молитву, а также через упражнение в других добродетелях: бедности, чистоте, смирении и послушании.

Из содержания монашеских обетов вытекают определенные ограниче­ния: монахи не могут вступать в брак; монастырскими уставами им запре­щается употребление мяса; монахи не могут быть восприемниками, посколь­ку восприемничество налагает обязанности, не совместимые с удалением от мира; монахам в священном сане возбраняется служение в приходских цер­квах и совершение приходских треб, в особенности венчание браков; мона­хи не могут иметь личной собственности; все имущество, внесенное ими в монастырь, должно принадлежать монастырю. Всем монахам запрещалась торговля; исключение делалось только относительно продажи изделий, выполненных их руками (с дозволения начальства и через посредство осо­бо выделенных престарелых братии). Монахи не могли принимать на хра­нение чужие вещи, кроме духовных книг. Монахи также лишались права вмешиваться в гражданские и общественные дела, быть опекунами, попе­чителями и поверенными в делах, не касающихся монастырей.

Обеты монашеские даются пожизненно. Поэтому самовольное сложение с себя иноческих обетов и возвращение в мир рассматривается как тяжелое каноническое преступление. Такие преступники подвергаются анафеме. По византийским законам монаха, сбежавшего из монастыря и отложивше­го монашеские одежды, возвращали в монастырь в принудительном поряд­ке, а за повторное бегство обращали в податное состояние. В России в сино­дальную эпоху дозволялось просить о сложении с себя монашеского сана. По­становление о снятии сана выполнялось Духовной Консисторией, но в исполнение оно приводилось только с разрешения Святейшего Синода. Уво­ленный из монашества возвращался в то сословие, к которому принадлежал по рождению. При этом он лишался тех званий, чинов, отличий, которые мог приобрести до пострига. Не возвращалось ему и имущество, внесенное им в монастырь; он навсегда лишался права поступать на гражданскую службу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.