Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура монастырей




Б73

Отметим также, что в отличие от католицизма, в православии нет рели­гиозных орденов.

Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь. В истории Православной Церкви многие миссионеры, учителя и епископы вышли из монашеской среды.

В допетровской Руси монашество почиталось чуть ли не выше царской державы, а сами цари стремились до наступления своего смертного часа успеть принять монашеский чин. В лице своих подвижников, аскетов, иерархов, монашество было душой теократического строя, оплотом интел­лектуальной жизни общества и фунда­ментом нравственного воспитания. Исключением, пожалуй, является ве­ликий светский реформатор Петр I, боровшийся с монашеством как исто­рическим пережитком.

Реформы Петра I по-настоящему потрясли монастырскую жизнь. Он по­старался приостановить рост числа мо­настырей и сократить число уже существующих обителей. В «Духовном рег­ламенте» (1721 г.) запрещалось строить новые монастыри без разрешения Святейшего Синода и Высочайшей Власти; малые монастыри предусматри­валось объединять вместе или приписывать их к более крупным. В резуль­тате этой меры многие монастырские церкви были обращены в приходские. В обязанность Синоду Регламент вменил искоренение распространившегося на Руси убеждения, что без пострига нельзя спастись (оно толкало многих на принятие пострижения хотя бы перед смертью). Монастырскому Приказу велено было составить точную роспись всех монашествующих — монастыр­ские штаты. Желающих принять постриг дозволялось принимать в монас­тыри лишь на убылые места.

В Прибавлении к «Духовному Регламенту» от 1722 г. определялось, кого и как принимать в монахи, до мелочей регламентировалась внутренняя жизнь монастырей. Монахам разрешено выходить из монастыря только че­тыре раза в год. Запрещено переходить из монастыря в монастырь. По­стрижение в монахи разрешается исключительно с разрешения царя. Суще­ствовала и разница в возрасте пострижения для мужчин (30 лет) и женщин (50—60 лет). Только в 1832 г. возраст снизился до 40 лет. В XIX веке монах в 60 лет мог уходить на покой и вообще ничем больше в монастыре не за­ниматься, а женщинам в этом возрасте только разрешалось становиться инокинями. Для женщин действовали более строгие правила выхода из мо­настыря.

В случае смерти монахов монастырский приказ посылал в монастыри нищих, неизлечимых больных, сумасшедших и непригодных к работе катор­жан. Монастыри не должны быть больше центрами просвещения. Петр хо­тел превратить монастыри в места благотворительности и общественного призрения. В монастыри посылались подкидыши, сироты, преступники, сумасшедшие, увечные солдаты, и монастыри постепенно превращались в богадельни, лазареты и воспитательные дома. Несколько женских монасты­рей были превращены в детские приюты, в которых воспитывались подки-

дыши и сироты. Желание подчинить русскую церковь и русские монасты­ри министерским инструкциям, вмешательство государства в религиозные дела в конечном итоге не удались, тем не менее нанесли серьезный вред институту православного монашества.

Узнав, что протестантство обходится без черного духовенства, Петр I ре­шил покончить с монашеством. В 1723 г. он издал Указ, в котором повелел «отныне впредь никого не постригать, а на убылые места определять отстав­ных солдат». Это могло привести к полному уничтожению монашества, поэтому Указ был отменен. Однако вместо этого Синодом издано было пред­писание: постриг в епархиях мог совершаться исключительно с его разре­шения. Для того чтобы заставить монашество служить утилитарным обще­ственным делам, Петр распорядился устроить при монастырях школы, вос­питательные дома, приюты, дома сумасшедших, учебные мастерские. Ученые монахи, предназначавшиеся для занятия высших церковных долж­ностей, стали пользоваться рядом привилегий в сравнении с монахами неучеными. Простую братию использовали на разного рода ручных работах, инокинь — в качестве прях, вышивальщиц.


Петр I начал настоящую воину против монашества и монастырей, которую «успешно" продолжили его наследники.

G75

При преемниках Петра I правительство продолжало проводить его цер­ковную политику. В особенно жестких условиях монастыри оказались при императрице Анне Иоанновне (1730—1740), в эпоху бироновщины, когда был издан Указ о пострижении только отставных солдат и вдовых священ­нослужителей. Всех монахов, постриженных ранее в обход закона, велено было расстригать, подвергать телесным наказаниям, отдавать в солдаты или даже отправлять на каторгу. Тяжким наказаниям подвергались и лица, со­вершившие незаконные постриги. Тысячи монахов были отправлены в за­стенки Тайной Канцелярии. В 1740 г. Синод докладывал регентше Анне Леопольдовне, что в монастырях остались одни старики, не способные со­вершать богослужения, и церкви стоят «без пения».

В XVIII в. попасть в монастырь было крайне трудно. Продолжительное время пострижение без указа Синода было вообще запрещено. В архивах можно найти прошения женщин, в том числе из крестьянок, написанные на имя императора или императрицы, с просьбой разрешить им постричься в монастырь. В результате секуляризационной реформы Екатерины II в 1764 г., когда у монастырей были отобраны земли, огромное количество монастырей, в основном женских, было упразднено, а оставшиеся были распределены по классам. В зависимости от класса монастыря изменялся размер жалованья монахам, выплачиваемого из государственной казны. Определением Синода от 9 мая 1881 г. учреждение новых монастырей пре­доставлялось власти епархиальных архиереев. Любой монастырь или об­щину до 1881 г. можно было организовать только с высочайшего разреше­ния императора.

В результате упразднения монастырей огромное количество монашеству­ющих женщин, особенно белиц и послушниц, в буквальном смысле оказа­лось без крыши над головой. В результате, ответной реакцией женщин с религиозным сознанием и ищущих духовной жизни на существующее зако­нодательство и реформу 1764 г. стала организация так называемых религи­озных общин. Белицы и послушницы оставались жить в упраздненных монастырях, при приходских церквах, организовывая богадельни и странно­приимные дома, призревая сирот, для многих становясь духовными руко­водительницами. И продолжали жить по монастырскому уставу. Женские монастыри на Руси всегда были более многонаселенными, чем мужские, в результате чего, несмотря на видимую диспропорцию, монахинь оказыва­лось ненамного меньше, чем монахов. К тому же мужские монастыри в боль­шей степени поддерживались государством. В 1914 г. их было все равно не­сколько меньше: мужских — 550, женских — 475. В средневековой Руси и в XVIII в. численность женских монастырей колебалась от 13% (от общей численности монастырей) до 23%". При Екатерине II вновь открыто было только 3 монастыря, в царствование Александра I (1801 — 1825) — 4, при Николае I (1825-1855) — 15, а при Александре II (1855-1881) — уже 31 мо­настырь. Множество монастырей, особенно женских, было открыто в два последних царствования.

Рост женских общин и монастырей происходит в 1860-е гг., т.е. когда от­менили крепостное право и большой поток крестьянок хлынул в общины и монастыри. Уход в монастырь повышал их социальный статус и давал воз­можность получить образование. Социальный состав монахинь был самым разным и менялся во времени. В средние века преобладали городские жен­ские монастыри, туда шли из самых разных слоев — мещанской, купеческой, духовной, дворянской. Были и монахини из крестьянок. Более того, суще­ствовали монастыри, скажем так, аристократические, такие как Московские Новодевичий и Вознесенский. Туда традиционно постригались женщины из дворянских семей. Социальные различия между монастырями сохранялись и в XVIII в. Более того, иногда эти социальные различия поддерживались государственной властью. Так, Петр I решил приспособить монастыри «для общественной пользы» и выписал специально прядильщиц из Брабандии с тем, чтобы они были посланы в монастыри обучать прядению монахинь.

11 Свешникова М. Женские монастыри // Страна. Ru. IS. 12.01.

И в указе было сказано, что монахини из «знатных и честных фамилий» должны заниматься вышиванием и «низанием жемчугов», остальные же, более простые монахини должны прясть12.

В начале XX столетия число православных монастырей приблизилось к тысяче, что составило почти столько же, сколько их было при Петре I. По­литические власти в России относились к монашеству неодинаково. Изда­ние Декрета об отделении Церкви от государства в январе 1918 г. и ряд позд­нейших мероприятий поставили монастыри в совершенно новые условия. Содержание монастырей за счет средств из государственной казны прекра­тилось. Подавляющее число монастырей в первые два десятилетия советской

власти прекратили свое существова­ние. Большинство монахов погибло во время репрессий. Монашеству не дава­ли свободно развиваться, значитель­ную часть дореволюционного монаше­ства репрессировали или расстреляли, в период развитого социализма оно не пользовалось официальным призна­нием как достойное человека занятие. Возрождение института монашества произошло после 1990-х гг.

О необходимости существования института монашества в современную эпоху не прекращаются споры. Одни считают его последним оплотом духов­ности в этом бездуховном мире, другие называют его ненужным излише­ством. Сторонники монашества обычно ссылаются на примеры святых мо­нахов, противники напоминают, что в раннем христианстве монашества не было и Евангелие нигде прямо о монашестве не говорит. Церковь дей­ствительно не говорит, что все верующие должны быть монахами. Она не­однократно осуждала учения, утверждавшие, что только монахи способны угодить Богу, признавая, что почти все ереси были созданы монахами. Не­смотря на неблагоприятные политические, экономические и социальные условия в славянских странах, монашество после некоторого спада вновь переживает период расцвета. Увеличение интереса к монашеской жизни особенно заметно среди образованных людей.

Огромную роль в развитии мировой культуры в целом и религии в част­ности сыграли монастыри (от греч. monasterion — келья отшельника). Они представляют собой общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав) и жи­вущие уединенно вдали от мирской суеты. Монастыри есть в буддизме и христианстве (православии и католицизме), их нет в исламе, иудаизме и протестантизме.

В монастырях говорили на правильной латыни и изысканном греческом, любовно собирали в библиотеках античные и раннехристианские рукопи­си, за которыми монахи отправлялись в экспедиции на континент, занима-

Свешникова М. Женские монастыри // Страна.Ru. 18.12.01.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.