Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чатлане




МИТЬКИ

Одной из самых экстравагантных субкультур, возникших из художествен­ного андеграунда, является группа питерских художников-нонконформис­тов «Митьки»31. В ее состав входят Владимир Шинкарев, Александр Флорен­ский, Василий Голубев, Владимир Яшке, Ирина Васильева, Ольга Флорен­ская, Алексей Семичев, Андрей Филиппов, другие питерские художники и музыканты. Митьки-художники считают «своими» также Бориса Гребенщи­кова, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Виктора Цоя.

29 Ферапонтов И.Е. Туристский быт и фольклор: Опыт системного анализа (http://ivgi.rsuh.ru).

30 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

1 Участников движения называют митьками по имени художника Дмитрия Шагина.

8G9

Группа возникла в 1982 г., а официальным началом считается книга худож­ника Владимира Шинкарева «Митьки», которую он написал на день рожде­ния Шагина в 1984 г.32 Сначала это был небольшой кружок друзей — худож­ников, писателей и музыкантов, которых не очень жаловала советская власть. Как вспоминает Шагин, сначала он работал «в котельной, сутки через семь, мне досталась котельная высшей школы спортивного мастерства. Там трени­ровались борцы, говорят, сам Путин тренировался. А мы в котельной соби­рались, беседовали и пили. Постепенно в этой компании друзей выработались какие-то свои ритуалы, не имевшие, впрочем, никакого «антисоветского»

подтекста: например, принято было считать, что митьки общаются исклю­чительно с помощью выражений "бра-тушка", "дык!" и "ёлы-палы!", "оп-паньки!", одеваются в тельняшки и ва­ленки. Но главным ритуалом было, конечно, пьянство... Мои родители были художники, но не признанные официально. Отца вообще посадили по ходу кампании по борьбе со стилягами, поэтами и художниками, когда я был еще совсем маленький. Маму за участие в крамольной выставке выгнали из Худ­фонда. Я пошел по их стопам и тоже окончил школу при Академии худо­жеств, но дальше официальный путь в искусстве для меня был закрыт. Я в шко­ле отказался вступать в комсомол. Меня за это комсорг на выпускном вечере наградил большой бутылкой «Южного крепкого». Он, наверное, думал меня этим обидеть, но я уже тогда в душе был митёк и тут же выпил ее у всех на глазах из горла. Наш главный лозунг: "Митьки никого не хотят победить". Поэтому мы и работали в котельных, а в свободное время рисовали свои картины. Ну иногда меня, правда, забирали в вытрезвитель, однажды сломали ребра. В 1984 г. разогнали квартирную выставку, был большой скандал. КГБ, конечно, следил за нами, со мной проводили всякие беседы, но, в общем, мы никого не трогали и нас никто особенно не трогал... Митьки создали некий миф, но этот миф, видимо, точно лег на психологию какой-то части советской интеллигенции. А что касается пьянства, то тут преувеличения не было, пили мы без дураков. Я однажды за вечер выпил пять бутылок водки, но в основ­ном это был портвейн. Дешево и сердито. В этом был какой-то пассивный протест против всего, что нам не нравилось в советском образе жизни. Мы выдвинули лозунг: "На красный террор ответим белой горячкой". У нас в котельной собирались человек по пятнадцать, и каждый тащил, что мог. По­том одна корреспондентка в журнале "Юность" написала, что у нас проходят съезды митьков по 50 человек. Она хотела как лучше, но в 1988 г. начальство спорткомитета выгнало меня из котельной. Но уже через год наши выставки "Митьки в Европе" поехали в Париж, Кельн и Антверпен...»33.

32 Текст распространился в «самиздате», о нем узнала вся интеллигенция, а затем и вся страна.

33 Митьки без портвейна // Новая газета. 2004.07.08.

По философской ориентации митьки относят себя к стоикам, ибо умуд­рялись питаться на 3 рубля в месяц, а друг для друга им не жалко и послед­ней рубашки. Высшее одобрение митёк выражает так: рука прикладывает­ся к животу, паху или бедру и митёк, сжав кулак, мерно покачивает руку вверх и вниз; на лице его в это время сияет неописуемый восторг. Для суб­культуры митьков, рассматриваемой как одна из форм пассивного культур­ного протеста, характерны подчеркнутое добродушие, неприкрытая лень, пьянство, пацифизм и лозунги типа «Митьки никого не хотят победить», «Митьки всегда будут в г.., в проигрыше, и этим они завоюют мир».

Митьки никого не хотят победить!, (шепотом) поэтому они завоюют весь мир

В. Шинкарев в своей культовой книге «Митьки» так описывает их образ жизни, философию и ценности. Митьки одеваются во что попало, лучше всего в стиле битников 1950-х гг., но ни в коем случае не попсово. На лице митька чередуются два аффектированно поданных выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние. Все его движения и интонации хоть и очень ласковы, но энергичны, поэтому митёк всегда ка­жется навеселе. Теоретически митёк — высокоморальная личность, миро­воззрение его тяготеет к формуле: «православие, самодержавие, народ­ность», однако на практике он настолько легкомыслен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митёк никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно не агресси­вен. Митек никогда не выразит в глаза обидчику негодования или неудоволь­ствия по поводу причиненного ему зла. Скорее он ласково, но горестно ска­жет: «Как же ты братушка?», однако за глаза он по поводу каждого выска­занного ему упрека будет чуть ли не со слезами говорить, что его «съели с говном». Для митька характерно использование длинных цитат из многосе­рийных телефильмов; предпочитаются цитаты, имеющие жалостливый или ласковый характер. Если митёк не ведет разговор сам, он сопровождает каж­дую фразу рассказчика заливистым смехом, ударами по коленям или ляж­кам. Обращение митька с любым встречным характерно чрезвычайной доб­рожелательностью, он всех называет ласкательными именами, братками, се-

стренками. При встрече даже с малознакомыми людьми для митька обяза­телен трехкратный поцелуй, а при прощании он сжимает человека в объя­тиях, склоняется к нему на плечо и долго стоит так с закрытыми глазами. Митек конечно же зарабатывает в месяц не более 70 руб. в своей котельной (сутки через семь), где он пальцем о палец не ударяет, ибо он неприхотлив: он, например, может месяцами питаться только плавленными сырками, считая этот продукт вкусным, полезным и экономичным, не говоря уж о том. что его потребление не связано с затратой времени на приготовление. Ми­тек не выполняет взятых на себя обязательств (чего от него, впрочем уже и не ждут), но считает важным исполнение своих невысказанных желаний (ведь так и надо в любви — а митьки всех любят). Митьки любят музыку, вернее, песни, преимущественно жалостливые, причем собственно музы­кальная часть не играет роли. Митьки любят и джаз, и классическую музы­ку, и советские песни военных лет.

Во времена брежневского застоя митьки с удовольствием маялись дурью, писали картины, пили всякую гадость, и были в своем роде уникальны тем, что никого не хотели победить34. Митьковская лень стала назидательным понятием, их живопись поражала обывателей могучим примитивизмом и нехитрым отношением к жизни, о митьковских «оттяжках» складывались легенды. Поцелуи митьков — это не только дань традиции. В них есть об­щежитейская мудрость: пока какого-нибудь человека ритуально целуешь, то успеваешь к нему присмотреться, принюхаться. После этого можно и раз­говор душевный завести. Культурный код митьков — лукавые игры и сим­патичные эпатажи, серьезные суждения, загримированные наивными шут­ками, и шутки, обсуждаемые всерьез.

Критики и эстеты продолжают спорить: митьки — это «последнее поко­ление советского андеграунда» или «яркие представители постмодернизма»? Но все соглашаются с тем, что они — наиболее самобытный национальный феномен не только в области живописи, но и во всей андеграундной субкуль­туре, поскольку митьки — это еще и новый образ жизни, впитавший в себя элементы традиционного русского шалопайства (по их собственному выра­жению) и советского соцреализма.

В начале 1990-х гг. митьки поехали в США лечиться от алкоголизма — водка и портвейн являлись обязательными атрибутами их субкультуры. Примерно через полгода вернулись в Петербург и учредили Общество ано­нимных алкоголиков (чтобы держать себя в форме), а в 1997 г. с помошью американских друзей построили «Дом надежды на горе» — благотворитель­ный реабилитационный центр по излечению от алкоголизма. Излечившись от пьянства, они с не меньшим энтузиазмом занялись разработкой собствен­ной антиалкогольной пропаганды, в частности предложили проект «мить-ковского вытрезвителя» — чистенького, уютного, с тельняшечно-полосатым постельным бельем и умиротворяющими картинками на стенах.

Их произведения выставлялись и продолжают выставляться во многих странах мира. В 2000 г. в Нью-Йорке в галерее «Inter■ArtGellery» состоялась очередная выставка художественной группы «Митьки». «Позади 15 лет пути: от тельняшек, телогреек и кирзовых сапог до приличных костюмов, а порою и смокингов. От портвейна до виски и "Метаксы", а затем — к полнейшей

34 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru).

трезвости. От декларированной несексуальности до удачных браков. От си­дения в «говнище» до бесконечных зарубежных вояжей. От нищеты до более или менее приличного благосостояния. От андеграунда до вершин. Сейчас субкультура митьков находится на распутье. Какую из множества дорог они выберут — неизвестно, но как бы там ни было — доброго им пути»35. Когда митьки вернулись на родину, их творчество активно продолжилось.

В середине 1990-х у них появилось два издательства — «Митькилибрис» и «Красный матрос». Круг авторов: О. Григорьев, В.И. Гусев, А. Флоренский, М. Сапего, Т. Кибиров, Д.А. Пригов, М. Немиров, А. Хвостенко, Д. Шагин,

М. Белозор, Р.Васми, В. Шинкарев, В. Голубев, Л. Рубинштейн и др. Со временем «митёк» стал определением нарицательным, вызывающем в созна­нии людей устойчивый образ чего-то большого, бородатого, светлого, не­трезвого и добродушного. Митьки и их поклонники многочисленны, с удо­вольствием рисуют свои «картинки», мастерят хитроумные инсталляции и пишут книжки, гастролируют по стране, выступают на концертах и записы­вают компакт-диски с «митьковскими» песнями, снимают мультфильмы. На главной странице митьковского сайта в Интернете посетителя встре­чает «программная» цитата: «Митьки никого не хотят победить», — а под ней (как бы «застенчивым шепотом»): «и поэтому всегда побеждают». Критики полагают, что митьковский миф создавался на общедоступном отечествен­ном материале, который всегда под рукой. В ход пошли легендарное россий­ское пьянство, тельняшки с телогрейками, уменьшительно-ласкательные суффиксы, вечные жалобы на судьбу, плавленые сырки, цитаты из старых добрых кинофильмов «о главном» и скромное обаяние наивного искусства. Новый миф они предложили обществу в качестве нового массового моло­дежного движения вроде хиппи или панков. Во многих российских городах можно встретить митьков-«добровольцев», не принадлежащих собственно к художественной группе, а просто осознавших стоически-эпикурейский митьковский стиль «своим». Однако по настоящему массовым это явление не стало. Зато возникла беспрецедентная художественная группировка, объединенная «коллективной тельняшкой» (по аналогии с «коллективным телом»), группа, создававшая свое социальное окружение как предмет ис­кусства.

Митьки работают в жанре общественно-политического лубка уже почти 20 лет. В свое время они отправляли Брежнева в Афганистан, спасали Мая­ковского и помогали Штирлицу. Недавно художники создали очередной шедевр — «Митьки пишут письмо олигархам». Картина в точности повто­ряет репинский шедевр, но посвящена она социальной тематике —росту цен на хлеб.

И в год своего двадцатилетия (2004 г.) неугомонные митьки продолжают баловать своих почитателей самыми разнообразными выставками, вечерин­ками и тому подобными акциями. Состоялось торжественное открытие оче-

35 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru).

редной выставки под названием «Митьки на подводной лодке Д-2 "Наро­доволец"». Эта выставка приурочена к столетию подводного флота России. А недавно мэр Санкт-Петербурга В. Матвиенко особо подчеркнула, что митьки — один из культурных символов Петербурга и необходимо создать все условия для их плодотворной работы. К 20-летию объединения, а также к 300-летию Питера, 300-летию Кронштадта и 80-летию Ленинграда ху-дожники-митьки совместно с дружественными им музыкантами выпусти­ли альбом «Митьковский Питер».

Название субкультуры «чатлан» не установлено. В нем удачно соединяют­ся современные компьютерные технологии и ностальгия по широко извест­ному в советские времена фильму «Кин-Дза-Дза», вышедшему в свет в 1986 г. на киностудии «Мосфильм». Авторы сценария — Реваз Габриадзе и Георгий Данелия. Режиссер-постановщик — Георгий Данелия. В главных ролях — Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе.

Чатлане

Чатлане — это от слова чат (chat), т.е. люди, общающиеся в чате. Ну, ко­нечно, чатлане это еще средняя каста населения планеты «Кин-Дза-Дза» (полет до которой невозможен без «гравицаппы»). Таким образом, чатла-нин — это, с одной стороны, пользователь, который проводит много време­ни в чате, с другой — фанат фильма «Кин-Дза-Дза».

На современном компьютерном языке чатланин — это фанат интернет-общения, на психологическом языке — человек больной, целиком и полно­стью зависимый от доступа (и недоступа) к сети Интернет. Психиатры за­писали всех чатлан в аутисты. У каждого уважающего себя чатланина есть свой ник (псевдоним), например, такой, как: spawn098{e переводе «отродье»), зю-байт (z-bait), FoCuS, Maria, Login, art, ZaR, Olympus, Венеруська, Oblina,

Hidden, Shiko, EnEmEy, Sashlik, b3easty (он же ICE-CREAM), раПуЗАН, Coolio, Raptor, ALLIGATOR, Cadet098, мася (masya), Анаська, cvazi, oxy, Avan, Abbat, DadyBolshoy, RAVER, Priispodnia, Trinity.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.