Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие значений и эмпирические референты




Понятие уличной культуры употребляется в нескольких значениях: 1) обозначение образа и стиля жизни детей рабочего и низшего класса, про­водящих большую часть времени на улице, пропускающих уроки, бездель­ничающих; 2) образ и стиль жизни беспризорных детей в России 1990-х гг., сбежавших от родителей и практически годами не бывающих дома; 3) увле­чения экстремальными видами спорта и досугом современной молодежи из вполне благополучных семей; 4) исторически определенный тип контркуль­туры (культурного андеграунда), существовавший в Ленинграде в 1960-1970-х гг. в узких кругах интеллигенции.

Уличная культура — танцы, дворовые игры, катание на самокатах и ро­ликах, уличный баскетбол и уличный футбол и многое другое — существо­вала испокон веков во всех странах. Кинохроника доносит до нас докумен­тальные кадры 1930-х гг., на которых запечатлелись уличные танцы негри-

тянских мальчишек на тротуарах чикагских гетто. Уже тогда наиболее лов­кие и ритмичные дети целыми днями отбивали чечетку на асфальте, пока­зывая свое мастерство, поражая прохожих и надеясь подзаработать. Улич­ные танцоры, певцы, музыканты, жонглеры, шарманщики зарабатывали на жизнь таким образом, выпрашивая у прохожих деньги за исполнение, и тысячи лет назад.

В самом широком смысле слова под уличной культурой надо понимать не только молодежные развлечения и субкультуры, но типичные черты об­раза жизни, манеру поведения, обычаи и традиции, которые существуют у

всех народов и проявляются на город­ской (реже сельской) улице, включая и материальные артефакты: сувенирные лавки, уличную торговлю, обществен­ ные туалеты и многое другое. Наряду с дорогими бутиками, продающими но­вейшие модели одежды, все большее распространение получают сегодня маленькие дешевые магазинчики, продающие индивидуальные «серии» одежды. Кроме того, магазины начинают все больше «выходить» на улицы, за пределы избранного пространства, упрощая и демократизируя процесс общения покупателей и продавцов. Всячески поощряются и уличные рын­ки дешевой и достаточно качественной продукции. Все большую и большую популярность завоевывают среди молодежи шоппинггцентры.

Именно в таком широком контексте понимают любую культуру социоло­ги. Пешеходные зоны в исторической части города, а они существуют сегод­ня почти повсеместно, можно рассматривать как своеобразный выставочный зал или подиум, на котором демонстрируется уличная культура во всех ее про­явлениях — неспешное движение толпы по обеим сторонам улицы, разгля­дывание витрин, отдых на скамейках, кормление голубей, обзор достоприме­чательностей, поглощение пищи. В такой культуре соединяются элементы, общие другим типам культуры, и специфические, характерные только для нее. К примеру, поглощение пищи всухомятку возможно как на улице, так и дома, а проведение демонстрации — исключительно уличный атрибут поведения.

Уличную (суб)культуру можно считать детищем демократического обще­ства и самым массовым из явлений искусства. И крупные мегаполисы, и небольшие города имеют улицу в качестве базового градообразующего эле­мента. Сотни тысяч или даже миллионы улиц по всей планете образуют со­циальную почву, на которой произрастает особый культурный феномен — уличная культура. По отношению к господствующей культуре, частью ко­торой она выступает, ей можно присвоить уменьшительный ранг субкуль­туры. Но по отношению к ее носителям, которые не составляют и не могут составлять реальной группы, сплоченного сообщества или общественного движения, можно или даже лучше пользоваться термином культура, помня о том, что он лучше подходит для огромного аморфного образования, суще­ствующего во всех странах мира и проявляющего себя в самых разных, а порой и самых невероятных формах.

Уличные группировки и уличные субкультуры —от беспризорников на вок­залах, любителей брейкданса или граффити до богемного андеграунда, возни­кавшего как уличная тусовка — каждая имеет свой язык, сленг, стиль одежды, атрибутику, мифологию, схему лидерства, ярко выраженную модель поведения.

«Уличная культура» подростков из среды рабочего класса, интересующих­ся футболом, посещающих кафе, бары, просто проводящих время с друзья­ми стала интересовать американских социологов еще в первой четверти XX в. «Уличная культура», по мнению Джона Хортона1, существует в каж­дой точке социального пространства, если оно открыто общению людей. Ма­лообеспеченные группы населения, бездомные, пенсионеры, безработные, хиппи, национальные меньшинства, трудные подростки составляют соци­альную базу и движущую силу такой субкультуры. Каждая из этих групп имеет собственную субкультуру, и в то же время все вместе они образуют новую субкультуру аутсайдеров — «уличную культуру», которая надстраива­ется над ними, объединяет их, но выступает как часть более общей, амери­канской культуры. Все они разделяют общие для своей группы представле­ния о мире, взгляды на жизнь, массовые стереотипы. Они враждебны к тем, кого считают богатыми или более удачливыми, защищают «свояков» и аг­рессивны по отношению к чужим. Групповой эгоизм и кастовая солидар­ность еще более усиливаются в результате совместных и организованных действий.

Словарь хип-хоп-экстрим культуры

DSL — dick sucking lips (NY) Ламер — начинающий юзер, лажбек

Реалайзировать — воплощать в жизнь Step — движения на ногах

Задрот — человек, увлеченный учебой Set-up — подстава
Дефект — жертва атомной энергии

На Западе даже появился специальный термин — зависимая от улицы молодежь (street-dependentyouth), возникший по аналогии с наркозависимо­стью и свидетельствующий о появлении социальной категории, которая до фанатизма любит проводить время на улице. Выражение «on the street» ха­рактеризует не социоэкономические условия существования или состояние окружающей среды, а совокупность определенных ценностей и установок, присущих этой категории индивидов. Уличная культура представляет мир, каким его видят подростки: свободным от диктата взрослых, раскрепощен­ным и вседозволяющим2.

Уличная субкультура, творцами и авторами которой являются по преиму­ществу городские подростки, проводящие вне дома значительную часть времени, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Катание на ро­ликовых коньках или граффити относится к позитивным проявлениям этой субкультуры, а выкручивание и воровство радиоприемников из припарко­ванных вдоль обочины автомашин — к негативным. Прогуливаться подвы­пившей толпой по ночному городу и громко распевать песни можно тоже лишь на открытом пространстве. Бить витрины магазинов, выражая свой гнев после проигрыша любимой команды, разрисовывать стены нецензур­ными выражениями, ломать исторические памятники тоже возможно на улице, а не дома. Оба разряда событий — позитивных и негативных — мо­гут происходить только на улице, а потому относятся к неотъемлемым эле-

Horton J. The dehumanization of anomie and alienation: a problem in the ideology of sociology// Br. J. Sociol. 1964. Vol. 15. P. 283-300. 2 Fest J. Street culture an epistemology of street-dependent youth (www.in4y.com).

ментам уличной субкультуры. Нередко виновниками тех и других становятся одни и те же подростки, которым нечем себя занять или которые не нашли подходящей культурной формы для самовыражения.

Увлечение роликовыми коньками и граффитинаиболее яркие возможности уличной субкультуры

Пол Уиллис3 провел исследование образа жизни рабочих парней из англий­ской средней школы и доказал, что двоечники и троечники не расположены к повседневному труду, дисциплине, выполнению домашних заданий, рабо­те в библиотеках и успеваемости. Главная причина — школьные занятия пред­ставляются им абсолютно бессмысленными. Они сформировали собственную «антикультуру», куда включались такие ценности, как умение «прикалывать­ся», «прогуливать», «наезжать на отличников». В будущем они обрекали себя не только на малоквалифицированную работу, но и на безработицу.

Большинство социологов на Западе объединяют два явления — уличную субкультуру и уличное насилие — под общим названием «культура бедности». Ее стратификационный адрес всегда один и тот же — самые юные и самые бедные люди4. Согласно этой точке зрения, жители беднейших и высококри-минализированных районов города не обладают иными духовными ценно­стями, как лишь теми, которые связаны с насилием. Особый стиль социали-

3 Willis P. Learning to Labour. How Working Class Kids get Working Class Jobs. London, 1977.

4 Wilson J.Q., Herrnstein R.J. Crime and Human Nature. N.Y., 1985; Bennett W., DilulioJ., Walters J. Body
Count: Moral Poverty and How to Win America's War Against Crime and Drugs. N.Y., 1996; Silverman D.
Street Crime and Street Culture // Int. Economic Rev. Vol. 45 № 3. 2004. P. 1-36.

зации и культурная близорукость вынуждают их находить неадекватные — с точки зрения общественной морали — формы выражения своим чувствам и эмоциям. Импульсивность и вандализм — важнейшие черты андеркласса. Представители «уличной субкультуры» называют себя «людьми улицы», «хладнокровными» или просто «системой» («regularas»). Но какие бы клич­ки они ни присваивали, прохожие относятся к ним как к хулиганам, т.е. лю­дям, живущим на и при помощи улицы. Они отличаются прической, этике­том, одеждой, манерой говорить. Они добиваются признания только среди «своих», но это не всегда идет на пользу окружающим. Задираясь и оскорб­ляя прохожих, не подчиняясь властям, отказываясь трудиться, представители «уличной субкультуры» демонстриру­ют свой способ поведения5.

В последней четверти XX в. в США борьба с криминогенными проявлени­ями уличной субкультуры достигла определенных успехов. Новые поколе­ния подростков находят все меньше удовольствия в прямом насилии и все больше — в его культурно модифици­рованных видах. К ним относят все разновидности хип-хоп культуры, в том числе брейкданс. Это самый яркий пример эволюции физического наси­лия в культурные формы проявления юношеской агрессивности и энергии. Брейкданс представляет собой культурную альтернативу уличной драке, замену силового решения проблемы творческим соревнованием. К приме­ру, UPROCK (aka Brooklyn Rock) — танцевальная борьба (баттлы), в которой танцоры не касаются друг друга, инсценируя бой. «Би-бойз», или «Брэйк бойз» — это не только «танцующие парни», но еще и «крутые парни», уме­ющие давать отпор «чужакам», разбирающиеся во всех тонкостях, связан­ных с рэп-музыкой и хип-хоп культурой в целом.

Что представляет собой современная молодежная уличная культура в России? По мнению отечественных культурологов6, молодежная субкультура проявляет себя в двух формах —уличной и клубной. Уличная субкультура со­хранилась еще с советских времен и сегодня характерна скорее для подрос­тков (16—19 лет) из групп лиц, обладающих низким статусом, из небольших городов, которые собираются в парках и скверах, на улице, под открытым небом. В ее рамках формируются уличные молодежные группы — неболь­шие группировки, часто очень влиятельные. Другой формой являются клу­бы, обычно клубы западного типа, дорогие дискотеки. Посещение подоб­ных учреждений — признак вестернизации подростковой культуры. Если

5 Case A., Katz L. The Company You Keep: The E.ects of Family and Neighborhood on Disadvantaged
Youth // NBER Working Paper, 1991. № 3705; Katz J. Seductions of Crime: Moral and Sensual Attractions
in Doing Evil. N.Y., 1988.

6 Бочарова О., Лернер А. Особенности образа жизни подростков // Мониторинг общественного мне­
ния. Экономические и социальные перемены. 1998. № 6; Культура и культурная политика в Рос­
сии / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М., 2000.

улица — это борьба за влияние и навязывание жестких поведенческих стан­дартов, то клуб, напротив, предполагает автономность, индивидуальность, частичное отсутствие контроля.

В последнее время заметным элементом уличной субкультуры становится художественное искусство. Сюда входят граффити (рисование на стене бал­лончиком краски) и боди-арт (рисование краской на теле), экстремальный спорт, катание и выполнение различных трюков на роликовых коньках, специальных трюковых велосипедах {ВМХStreet) и роликовых досках, гон­ки на картах, наконец, танцевальное искусство, которое молодежь демон­стрирует в ночных клубах.

Уличная культура граффити может быть приравнена к самостоятельно­му искусству. Уличный художник выражает себя спонтанно. С помощью аэрозольных баллонов граффитеры изображают свои имена, клички, назва­ния музыкальных групп, любимых спортивных клубов. Потоки сознания выносят на поверхность причудливые символы, абстрактные геометриче­ские фигуры, специфические шрифты. Иногда рисунки создают целые груп­пы, заранее распределив между собой, кто и что будет рисовать. Человек, который занимается этим элементом, — writer («писатель»). В основном, изображаются отдельные слова или короткие фразы, но пишутся они не простым обычным шрифтом, а нетрадиционными размашистыми буквами, часто закрученными до неузнаваемости. Кроме слов и фраз райтеры изоб­ражают всевозможных персонажей (они называются characters), а иногда и целые пейзажи или картины.

Bomb (или throw-up) быстрый рисунок, как правило, делается в «bubble letters» и отражает название crew или самого writer'a. Рисуется он краской, за­частую используется 1—2 (иногда 3) цвета. Самые распространенные — чер­ный/серебряный (белый) и желтый/красный.

Crew — несколько (а порой и очень даже много) writer1 оъ, объединенных в одну команду.

Writer — собственно тот, кто рисует граффити (taggers — те, кто только ставит tag'n и не рисует pieces, и не кидает бомбы, и иногда не зачисляется в ряды writer'oB. Но если брать по-большому, то все это — граффити).

Tag — это подпись writer'a. Пишется либо краской, либо маркером. Один цвет, неважно какой, но, как правило, это черный или белый, если исполь­зуется mean streak (несмываемый белый маркер).

Piece — от masterpiece. Рисунок, который отражает стиль, умение и, соб­ственно, дерзость writer'a. Рисуется краской, используется столько цветов, сколько пожелает рисующий.

Yard, train yard депо, отстойник для поездов. Первоначально имелось ввиду депо для поездов подземки. Сейчас все больше writer'oB перебирается на товарные поезда —freights, и, соответственно, теперь отстойники для то­варняков называют yard или freight yard.

Уличные гонщики на автомобилях или «стритрейсеры», как их еще назы­вают, тоже часть уличной культуры ночных городов. Традиция проводить такие гонки пришла к нам из американского кинематографа. Стрит-рейсин-гом увлекается весь мир. В Челябинске существует четыре так называемых «сообщества» стритрейсеров: есть среди них и официально зарегистрирован­ные клубы, и просто тусовки. Все они отличаются друг от друга по принци­пам организации гонок, отношениям с ГАИ и самим целям существования.

О месте проведения заездов знают только организаторы. Объявляется общий сбор, и только тогда называется точка «икс». Мера вынужденная — большое количество посторонних людей может попросту сорвать гонки. Выехав на определенный для гонок участок, рейсеры включают аварийные сигналы. Это — знак для «своих» и, в первую очередь, для проезжающих мимо ма­шин, — чтобы избежать столкновений. Помимо «твинов» — заездов на чет­верть мили — существует несколько видов уличных гонок. Есть так называ­емые «челленджи» (от точки до точки) и «квесты», когда каждый участник получает набор заданий и должен выполнить их за определенное время.

Главная установка перед такими заез­дами — не нарушать правила дорожно­го движения.

По каждому направлению уличной культуры проводятся соревнования и организуются фестивали (в крайнем случае слеты или тусовки). Фестиваль уличной культуры «Snickers UREANuft» проходит в таких городах, как Екате­ринбург, Красноярск, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Казань, Санкт-Петер­бург и Москва. Территория Snickers UREANwft состояла из нескольких зон, каждая из которых представляла впол­не определенное направление молодежной уличной культуры. Слева от глав­ной сцены располагалось сразу несколько платформ: НэОлимпия, Граффи­ти, Брейк-данс. В течение целого дня на каждой из них проходили заранее запланированные мероприятия. Зона НэОлимпия являлась местом тусования роллеров, любителей скейтборда и Ьтх (байсикл-мото-экстрим; молодые ре­бята, называющие себя «райдерами», на небольших, специально сконструи­рованных велосипедах прыгают, вертятся волчком и выполняют другие трю­ки различной степени сложности). Там проходили мастер-классы и соревно­вания по всем трем видам спорта соответственно. В зоне граффити творили художники по боди-арту и граффитисты. Иногда к основным номинациям (рок-группа, авторская песня, рэп-группа, уличный баскетбол, брейк-данс, граффити) прибавляются дополнительные, в частности компьютерный ди­зайн. Фестиваль проводится в три этапа. Для участия в нем необходимо в срок подать письменную заявку участника. Участие во всех соревнованиях требу­ет немалой спортивной и физической подготовки. Это мероприятие, органи­зованное одной из крупных торговых компаний, призвано (такова латентная функция фестиваля) увлечь российскую молодежь западными видами спорта и культуры, официальная цель — объединение прогрессивной молодежи страны. Кроме этого, ставшего главным, в нашей стране проводятся и другие фес­тивали уличной культуры, в том числе «Битва Года-4» (Ялта), «nextLEVEL» (Забайкалье), Street style (Нижний Новгород), «Адреналин» (город Костомук-ша), в Беларуси организованы фестивали «Зеркало улиц» и «Street Show Velcom». В Польше в течение нескольких дней проходит международный фе­стиваль «Street art», которому отдана историческая часть Варшавы.

Клуб скейтборда появился в Симферополе 15 октября 1991 г. В него вошли подростковые уличные группировки Ялты, Гурзуфа, Алушты, Севастополя,

Щелкино и Евпатории. Несколько лет назад в Минске при обществе социаль­ной реабилитации несовершеннолетних «Анно Домини», создали молодежный центр уличной культуры, который объединил неформальную молодежь. С ог­ромным удовольствием ребята из брейк-команды «STREET MASTERS» обуча­ли своих младших единомышленников всему, что умеют сами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.