Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ритуал перехода




В советское время с введением всеобщей воинской обязанности при минимальных льготах военная служба стала — и юридически, и фактичес­ки — обязательным этапом в жизни молодого человека1. Став неизбежным, этотопыт, подчеркивает Ж. В. Кормина2, со временем начал оцениваться как необходимый, и 2—3 года армейской (или флотской) службы превратились в функциональный аналог классической инициации в экзотических обще­ствах. И осмысляться она стала аналогичным образом. Так, сложилось пред­ставление о том, что армия дает молодым людям некое особое знание, не­обходимое для настоящего мужчины. Факт «превращения» юношей во взрослых людей как результат армейского опыта констатировался сообще­ством через признание нового социального статуса за вернувшимися со службы. Не взятый на службу по здоровью получал обидный ярлык «браков­ка» и подозревался окружающими в физической неполноценности, предпо­лагающей его несостоятельность в качестве брачного партнера. Во всяком случае, именно так было в провинции3.

1 Всеобщая воинская повинность как принцип организации армии была введена в 1874 г., однако
реально в мирное время попадало в армию не более трети молодых людей призывного возраста.
Действительно обязательной для каждого мужчины военная служба стала только в 1930-е гг.

2 Кормина Ж.В. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного
фольклора) // (http://ivgi.rsuh.ru).

3 Отчасти в провинции ситуация такой и остается. В крупных городах, где в последние годы пре­
стижность службы в армии резко упала, также существуют социальные группы, для которых ар­
мейская служба остается престижной, например, для профессиональных чиновников.

Уходящие на службу, точно так же, как инициируемые в экзотических культурах, оказываются за пределами своего сообщества в географическом и социальном смысле. Они попадают в иным образом структурированный мир со своими традициями — дедовщиной — и корпоративным духом, в созидании которых каждый из вновь прибывших участвует с большим или меньшим энтузиазмом.

В казарме сталкиваются на одном жизненном пространстве два возрас­та, разница между которыми всего один год. На гражданке они практически не чувствуются, но в армии — совсем другое дело. Это как бы два разных мира — один прошедший горнило испытаний и потому, как считают его представители, заслуживший немалые льготы, и другой — еще не хлебнув­ший армейских трудностей, который, по мнению тех же «стариков», просто обязан пройти через те же самые испытания.

Демаркационной линией между двумя поколенческими сообществами в армейском коллективе служит ритуал перехода (или перевода) военнослу­жащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. До того как человек не прошел данный ритуал, члены группы демонстративно не признают его за «своего». Такие ритуалы получили в науке название ини­циации.

Ритуал перехода современного военнослужащего из одной неформальной группы в другую имеет весьма древнее происхождение

В узком смысле инициация (в полном соответствии с этимологией: лат. initiatio — совершение таинств, посвящение) означает только возрастные обряды перехода юношей в разряд взрослых мужчин, практикуемые исклю­чительно в первобытном или родоплеменном (если оно сохранилось сегод­ня) обществе. Инициация — это испытание, которое внутренне перерождает человека, делает его другой личностью.

Инициации в широком значении — комплекс действий, посредством которых формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобре-

тение им особых знаний, а также функций или полномочий. Таковы обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в другой, включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в эпоху Средневе­ковья, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. Широко понимаемые инициации получили более общее название ритуа­ла, или обряда перехода. Именно это понятие представляет собой культур­ную и географическую универсалию, которая характеризует практически все типы общества и во все исторические эпохи, встречается на любых стадиях социального развития: от посвящений в члены тайного союза до приема в

пионерскую организацию, от посвя­щения в жрецы или в вожди до инаугу­рации президента. Сюда же относятся обряды включения в касту или профес­сиональную корпорацию (например, в средневековую ремесленную или купе­ческую гильдию), в религиозную об­щину (например, христианское креще­ние или католическая конфирмация), в сословие (посвящение в рыцари), посвящения первобытных шаманов, возведение в сан священнослужителей, коронации монархов и т.д.

Инициация выполняет две функ­ции: 1) социальную, поскольку означа­ет смену статуса, переход из одной со­циальной категории (дети) в другую (взрослые); 2) культурную, так как ра­зыгрывается подобно театральному представлению, оформляется или перерастает в общегрупповой праздник. Социальную функцию инициации следует разделить на две части: а) ини­циация как элемент социальной структуры, связанный с социальной мо­бильностью (переход из одного статуса в другой); б) инициация как инсти­тут социализации, способствующий кардинальному преобразованию лич­ности неофита путем включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к ее нормам и ценностям.

Институт инициации насчитывает несколько тысячелетий. Его истоки находят в самых архаических культурах. Инициацию взросления проходи­ли все подростки мужского и женского пола данного сообщества в возрасте примерно 11 —13 лет (иногда — 13—15 лет). Зародившись в глубокой древно­сти, она имела своей целью подготовку молодежи к трудовой, обществен­ной и семейной жизни и, как правило, сопровождались тренировкой, раз­личными, часто мучительными, испытаниями (например, нанесением те­лесных повреждений, о чем, в частности, свидетельствуют дошедшие до нашего времени мифы и предания, восходящие, по мнению специалистов, к дородовому периоду истории человечества).

Инициация у большинства народов, групп и сообществ включает элемент клеймения — обозначения на теле человека несмываемого священного и значимого символа: фигурки змеи, кинжала, человека и т.п. Два типа армей­ских татуировок — силуэт патрона или ракеты — используется в качестве

художественных виньеток для выкалывания группы крови на левой поло­вине груди, или на плече. Это является не жизненной необходимостью, но знаком инициации: «духи» не имеют права делать татуировки. Группа кро­ви им «не положена по сроку службы». Только инициированные мужчины могут обозначать свой статус группой крови, вписанной в профиль снаря­да. К. другому виду инициационных татуировок относятся знаки родов войск в композиции с изображениями характерных для них видов коллективного оружия: танки, БТРы, субмарины.

Мушкетер и обер-офицер дворянского Принца Конде полка

Инициация — неотъемлемый элемент традиционного общества. В инду­стриальном и постиндустриальном обществе ее место заняла другая культур­ная практика — псевдоинициации. Это превращенная форма первобытной практики, сохранившая только поверхностные черты, но потерявшая было культурное содержание. Такие превращенные формы следует также имено­вать паллиативными. Они знаменуют собой инициации, утратившие пер­воначальное значение.

К ним относятся подростковые преступные группировки с их жестоки­ми правилами и ритуалами, асоциальные сообщества спортивных фанатов и рокеров с присущими им ритуалами псевдоинициации (раздел и марки­ровка «своей» территории, жестокая борьба с конкурирующими группами, знаки отличия в виде татуировок, особой формы одежды, собственного слэн-га, церемонии посвящения в «банду», которой предшествуют болезненные испытания, жесткая иерархия внутри группы, попрание общепринятых норм морали), сексуальной распущенностью, татуировки и испытание себя на боль, увлечение экстремальными акциями (поездка на крыше поезда, подножках вагона, на бамперах автомобиля), бравада выдуманными каче-

ствами и отношениями (физической силой какулюберов 1980-х гг., связя­ми с криминальными авторитетами), ухарство и вандализм (знаменитые футбольные фанаты, после матча громящие витрины магазинов и поезда пригородных электричек), нравственный цинизм и бунт против родитель­ских авторитетов, а также интересы к темам смерти и хаоса (специфические стили рок-музыки, кино).

Специалисты относят их к деструктивным формам поведения. По суще­ству они являют собой суррогат — временный и искаженный заменитель — инициации. Наша культура, победив многочисленные пережитки и добив­шись всеобщей грамотности, не смогла найти достойной замены ритуалам инициации, разработать эффективные психосоциальные и духовные сред­ства для поддержания человека, совершающего, быть может, самый слож­ный в своей жизни переход. Принятые в системе неуставных отношений посвятительные обряды относятся к числу деструктивных форм социального поведения.

Инициация несет в себе мощный воспитательный потенциал, которым не обладает ее превращенная форма. Псевдоинициации не воспитывают и не формируют социально зрелую личность, а деформируют и разрушают ее. После обряда инициации первобытный человек чувствовал радость, подъем душевных сил, а после псевдоинициации человек ощущает подавленность и унижение. Таковы тюремные практики псевдоинициации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.