Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самочувствие 2 страница





Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

 

  •2    
7. Яне люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда уста­новленный порядок   И
8. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает    
9. Новое приятно, если только обе­щает для меня что-то хорошее ЛЭ  
10. Меня привлекает лишь то новое, которое соответствует моим прин­ципам и моим интересам ПШШЭ  
Отношение к неудачам
1. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и по­мощи Ш ппэ
2. Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малей­ших неудач опускаются руки   ЭЭ
3. Неудачи приводят меня в отчаяние Э  
.4. Неудачи вызывают у меня силь­ное раздражение, которое я изли­ваю на невинных людей    
5. Если случается неудача, то я всег­да думаю, что же я сделал не так И  
6. Неудачи вызывают у меня про­тест и негодование, желание их преодолевать    
7. Если в моих неудачах кто-то ви­новат, то я не оставляю его безна­казанным ЭЭ  
8. При неудачах мне хочется убе­жать куда-нибудь подальше и не возвращаться   л
9. Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но быва­ет, что серьёзные неприятности я переношу стойко    
10. Неудачи меня пугают, и в них я прежде всего виню самого себя П ц
11. Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание    
12. При неудачах я ещё больше меч­таю о свершении своих желаний    
13. Я считаю, что при неудачах нель­зя отчаиваться К  

Часть I. Психологическая диагностика

 

       
Отношение к приключениям и риску
1. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск Г сс
2. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и всё никак не решусь рискнуть с  
3. Мне не до приключений, а рискую я только тогда, когда к этому при­нуждают обстоятельства с  
4. Временами я люблю приключе­ния и часто рискую, но временами приключения и риск становятся мне не по душе    
5. Приключения я люблю только ве­сёлые и такие, которые хорошо кончаются, а рисковать я не люблю    
6. Я специально не ищу приключе­ний и риска, но иду на них, когда этого требуют обстоятельства    
7. Приключения и риск меня при­влекают, если в них мне достаётся первая роль г  
8. Бывает, что риск и азарт меня со­вершенно опьяняют   ли
Отношение к лидерству
1. Я могу идти впереди других в рас­суждениях, но не в действиях ц  
2. Я люблю быть первым в компа­нии, руководить и направлять других    
3. Я люблю опекать кого-либо одно­го, кто мне понравится    
4. Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку   и
5. Одним людям я нехотя подчиня­юсь, другими с удовольствием ко­мандую Сам    
6. Периодами я люблю задавать тон, быть первым, но периодами это мне надоедает    
7. Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенст­во я не люблю пп  
8. Я не умею командовать другими лс  

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

 

       
9. Я не люблю командовать други­ми, меня пугает ответственность   И
10. Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет    
И. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, чтобы за мной следо­вали другие    
12. Я охотно следую за авторитетны­ми людьми    
Отношение к критике и возражениям
1. Я не обращаю внимание на возра­жения и критику, всегда думаю и делаю по-своему ШШ К
2. Слушая возражения и критику, я ищу доводы в своё оправдание, но не всегда решаюсь их высказывать    
3. Возражения и критика меня осо­бенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую    
4. Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебреже­ния ко мне    
5. Не люблю, когда меня критикуют и мне возражают, сержусь и не всегда могу сдержать свой гнев   Л
6. Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорча­ет и приводит в состояние уныния    
7. От критики мне хочется убежать подальше    
8. В одни периоды критику и возра­жения я переношу легко, в дру­гие — очень болезненно    
9. Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и гру­бые по форме, даже если они каса­ются мелочей А  
10. Я не слышал ещё справедливой критики в свой адрес или справед­ливых возражений моим доводам   пп
11. Я сразу правильно реагирую на кри­тику и всегда стараюсь это делать Ц  

Часть I. Психологическая диагностика

 

       
12. Я убедился, что критикуют обыч­но только для того, чтобы тебе на­пакостить или самим выдвинуться   И
13. Если меня критикуют или мне воз­ражают, то мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я нет    
Отношение к опеке и наставлениям
1. Я слушаю наставления только тех людей, кто имеет на это право ЦП  
2. Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья ЭЭ  
3. Не выношу, когда меня опекают и за меня всё решают    
4. Я не нуждаюсь в наставлениях    
5. Я охотно слушаю советы того, кто меня любит    
6. Я стараюсь слушать полезные на­ставления, но это не всегда у меня получается ЦЛ  
7. Временами все наставления про­летают мимо моих ушей, а по вре­менам я ругаю себя за то, что не слушал людей    
8. Совершенно не переношу настав­ления, если они даются начальст­венным тоном    
9. Я внимательно слушаю наставле­ния и не противлюсь, когда меня опекают   И
' 10. Я охотно слушаю те наставления, которые мне приятны, и не пере-    
И. ношу тех, что мне не по душе Я люблю, когда обо мне заботят­ся, но не люблю, чтобы мною ко­мандовали ИИ  
12. Я не решаюсь прервать даже вовсе никчёмное для меня наставление или избабиться от ненужного для меня покровительства   И
13. Наставления вызывают у меня сильное желание делать всё на­оборот    
14. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром    

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

 

  2 | 3  
Отношениек правилам и законам
1. Когда правила и законы мне ме­шают, это вызывает у меня раз­дражение   К
2. Всегда считаю, что для интересно­го и заманчивого дела всякие пра­вила и законы можно обойти ГГ С
3. Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать    
4. Я часто боюсь, что меня по ошиб­ке примут за нарушителя законов   Г
5. Ужасно не люблю всякие прави­ла, которые меня стесняют   Л
6. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все пра­вила и законы, чередуются с пе­риодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность    
7. Всякие правила и распорядки вызы­вают у меня желание их нарушать   ц
8. Правила и законы я всегда со­блюдаю    
9. Я всегда слежу за тем, чтобы ок­ружающие люди соблюдали пра­вила   и
10. Часто упрекаю себя за то, что на­рушал правила и недостаточно строго соблюдал законы    
11. Я стараюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне уда­ётся Л  
12. Строго следую тем правилам, ко­торые считаю справедливыми, но борюсь с теми, которые считаю несправедливыми    
Оценка себя в детстве
1. В детстве я был робким и плакси­вым ребёнком    
2. Я очень любил сам сочинять вся­кие сказки и фантастические ис­тории Г  
3. В детстве я обычно избегал учас­тия в шумных и подвижных играх    
4. Я был как все дети и ничем не от­личался от моих сверстников   ц

Часть I. Психологическая диагностика

 

       
5. Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и весёлым, периодами начинаю думать, что был очень непослушным и беспо­койным    
6. С детства я был самостоятельным и решительным Г с
7. В детстве я был весёлым и отча­янным Г с
8. В детстве я был обидчивым и чув­ствительным СС  
9. В детстве я был очень непоседли­вым и болтливым    
10. В детстве я был таким же, как и сейчас, меня легко было огорчить, но легко также успокоить и разве­селить л  
11. С детства я стремился к аккурат­ности и порядку   ИИ
12. В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играли другие дети - л
13. В детстве я больше любил беседо­вать со взрослыми, чем играть с ровесниками и  
14. В детстве я был капризным и раз­дражительным ээ л
15. В детстве я плохо спал и плохо ел    
Отношение к школе
1. Я любил вместо школьных заня­тий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино гэинн  
2. Я сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удов­летворяли э ээи
3. В младших классах я любил школу, а потом'она стала меня тяготить ц  
4. Периодами я любил школу, перио­дами она начинала мне надоедать    
5. Я не любил школу, потому что учителя относились ко мне не-    
6. справедливо Школьные занятия меня очень утомляли    

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

 

       
7. Больше всего я любил школьную самодеятельность '  
8. Я любил школу, потому что там была весёлая компания    
9. Я стеснялся ходить в школу, бо­ялся насмешек и грубости   И
10. Я очень не любил физкультуру    
11. Я посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в обще­ственной работе   шш
12. Школьная обстановка меня очень тяготила    
13. Я старался аккуратно выполнять все задания ц  
Оценка себя в данный момент
1. Мне не хватает холодной рассу­дочности   г
2. Временами я доволен собой, вре­менами ругаю себя за нереши­тельность   -
3. Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всём А  
4. Я не виновен в том, что возбуж­даю зависть у других    
5. Мне не хватает усидчивости и терпения    
6. Я считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей   пп
7. Мне не хватает решительности    
8. Я не вижу у себя больших недо­статков эи А
9. В хорошие минуты я вполне дово­лен собой, а в минуты дурного на­строения мне кажется, что у меня не хватает то одного, то другого качества    
10. Я слишком раздражителен    
И. Другие находят у меня крупные недостатки, но я считаю, что они преувеличивают    
Отношение к деньгам
1. Нехватка денег меня раздражает    
2. Деньги меня совершенно не инте­ресуют ц ЭИ
3. Огорчаюсь, когда денег не хватает    

Часть I. Психологическая диагностика

 

       
4. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку от­дать мне будет трудно И  
5. Я очень аккуратен в денежных де­лах и, зная неаккуратность мно­гих, не люблю давать в долг    
6. Если у меня взяли в долг, я стес­няюсь об этом напомнить ЛА И
7. Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные рас­ходы    
8. Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить    
9. Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком    
10. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг    
11. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их, не задумываясь, периодами всё пугаюсь остаться без денег    
12. Я никогда никому не позволяю ущемлять меня в деньгах    

Замечание. В приведенных списках суждений имеется мно­го таких, которые не зашифрованы. Часть подобных суждений в оригинальном, авторском варианте методики Личко служит цели выявления не только акцентуаций, но и патологий характера. Ис­пользование описанной методики в этих целях требует специ­ального образования, профессиональной компетенции и доступно только медицинским психологам, психотерапевтам и психиат­рам. Поэтому данная часть методики из описания исключена. Тем не менее многими из незашифрованных суждений можно воспользоваться для того, чтобы провести дополнительный ка­чественный анализ особенностей характера испытуемых. Для этого выбранные ими суждения, которые не имеют определен­ного шифра, необходимо соотнести с данными в начале описа­ния методики краткими характеристиками различных типов ак­центуированных характеров.


Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Другая часть незашифрованных суждений не используется и в оригинальном варианте методики. Они служат для того, что­бы испытуемый мог свободно, без внутреннего напряжения от­вечать на все суждения, так как та часть незашифрованных суж­дений, о которой здесь идет речь, является эмоционально и ин­формационно нейтральной, т.е. ответы на них не свидетельствуют о наличии у испытуемых каких-либо акцентуаций в характере.

Методика 20. Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состоя­ние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышен­ной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страха­ми, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тре­вожности: личностной и ситуационной.

Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизнен­ные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уров­ня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревож­ность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная тревожность определяется как временное, ус­тойчивое только в определенных жизненных ситуациях состоя­ние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как пра­вило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возни­кает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть перегово­ры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзамена­ционные испытания, общение с незнакомыми людьми противо­положного пола или иного, чем данный человек, возраста.

У каждого конкретного человека личностная и ситуацион­ная тревожность развиты в различной степени, так что каждого,

12 НемовКн.З 353


Часть I. Психологическая диагностика

имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.

Представленная далее методика, разработанная Спилберге-ром, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тре­вожность. Ниже, в таблице 20, даются описания этих шкал.

Перед началом исследования испытуемые получают следую­щую инструкцию:

«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суж­дений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго ду­мать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Таблица 20' Шкала ситуационной тревожности

 

 

 

Суждения шкалы Выбираемые ответы
нет, это не так пожалуй, так верно совер­шенно верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничто не угрожает        
3. Я нахожусь в состоянии напряжения        
4. Я внутренне скован        
5. Я чувствую себя свободно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я ощущаю душевный покой        
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внут­реннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности и напряжения        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбуждён и мнене по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно       , 4

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Таблица 20 (продолжение) Шкала личностной тревожности

 

 

 

Суждения шкалы Выбираемые ответы
никогда почти никогда часто почти всегда
           
21. У меня бывает приподнятое настроение        
22. Я бываю раздражительным        
23. Я легко могу расстроиться        
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
25. Я сильно переживаю непри­ятности и долго не могу о них забыть        
26. Я чувствую прилив сил, желание работать        
27. Я спокоен,хладнокровен, собран        
28. Меня тревожат возможные трудности        
29. Я слишком переживаю из-за пустяков        
30. Я бываю вполне счастлив        
31. Я всё принимаю близко к сердцу        
32. Мне не хватает уверенности в себе        
33. Я чувствую себя безза­щитным        
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций        
35. У меня бывает хандра        
36. Я бываю доволен        
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником        
39. Я — уравновешенный человек        
40. Меня охватывает беспокой­ство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Примечание: Справа в таблице в соответствующих тем или иным ответам столбцах указано количество баллов, которое по­лучает испытуемый за избранный им ответ.


12*






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.