Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нужны профессионалы




Завадским социологическим службам

Письмо в редакцию

Врезка

В периодической печати неоднократно подни­мался вопрос о заводских социологах: число их растет, а должности эти по-прежнему нередко занимают случайные, некомпетентные люди. Например, в электротехнической промышленно­сти функционирует 186 социологических служб (297 сотрудников), в которых работают гидро­техники, историки, инженеры-строители, метал­лурги, психологи, педагоги, плановики, зоотехники — кто угодно, но не социологи. Неудивительно, что люди, занимающиеся не своим делом, долго на этом месте не задержи­ваются: среди работников социологических служб отрасли очень велика текучесть кадров. Так, только в одном промышленном объедине­нии — «Союзэлектроаппарате» — на конец 1982 г. она составила 38%. Сложилась парадоксальная ситуация: социологи вынуждены исследовать мотивы текучести среди своих коллег, которые объясняются не только отсутствием професси­ональной подготовки, но и довольно низкими статусом и зарплатой заводского социолога, коротким отпуском и т.п.

Мы проверяли работу социологических служб отрасли и убедились, что лучше других справ­ляются с делом специалисты, знающие произ­водство и имеющие философскую, психологи­ческую, экономическую подготовку. Следова-

тельно, в ситуации, когда еще не налажена под­готовка социологов в системе высшей школы, а социологические службы продолжают созда­ваться и расширяться, четкие критерии при от­боре работников на первых порах могут помочь делу. Но, конечно, по-прежнему главным оста­ется вопрос о профессиональной подготовке столь необходимых промышленности специа­листов по стабильной общесоюзной програм­ме. От случайных людей, занимающихся соци­альными исследованиями, польза минималь­ная, не говоря уже о том, что они подчас компрометируют науку.

Ж.С. Тростановский, старший научный сотруд­ник отдела отраслевых проблем социального уп­равления. Информэлектро (Министерство элек­тротехнической промышленности СССР), г. Москва

Источник: Социологические исследования. 1984. № 2. С. 182-183.

41 Служба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 36.

податься в социологию: технолог-механик, просто механик, инженер, педагог, исто­рик, математик, геолог, филолог. Некото­рое время назад в самой лаборатории заво­да работали преподаватель начальной шко­лы, студент, летчик в отставке»42. За годы, прошедшие с той поры, немногое измени­лось в социологических лабораториях пред­приятий. Социологами по-прежнему чис­лятся представители сотен весьма почтен­ных специальностей.

Дефицит профессиональных знаний у советских социологов, занятых прикладны­ми исследованиями на предприятиях, ощу­щался у 88% опрошенных в исследовании социологов. Недостаток знаний имел как минимум два негативных последствия. Во-первых, отсутствие необходимых знаний ухудшало качество исследований, повышая необоснованность разрабатываемых реко­мендаций, внедрение которых в лучшем случае не приносило никакой пользы. Во-вторых, недостаток знаний нередко служил причиной профессионального бес­силия, которое снижало удовлетворенность социологов своей работой и соот­ветственно увеличивало среди них текучесть кадров.

Таблица; Зависимость удовлетворенности работой от стажа работы социологом, %43

 

Стаж работы социологом По массиву в целом Удовлетворены работой Не удовлетворены работой
До 1 года 16,3 17,0 15,9
1 —3 года 30.0 39.0 24.0
4—5 лет 23,1 23,7 22.7
6—10 лет 19,0 15,2 21,5
Более 10 лет 11,6 5,1 15,9
Итого 100,0 100,0 100,0

Из табл. 3 видно, что доля удовлетворенных работой заводских социологе! резко возрастала в первые три года их профессиональной деятельности и также резко падала после этого. Соответственно после трех лет стажа расширялась дол* неудовлетворенных. Это объясняется следующими обстоятельствами. На долж­ность заводских социологов приходили главным образом представители другю профессий, которых привлекал престиж такой работы, но обманывала ее кажу­щаяся простота и доступность. Они считали: достаточно быть зачисленным f должность и можно смело приниматься за составление анкеты. Таким работни-

4з 1°лембиовский И. Социолог на заводе. // Известия. 1969. 28 окт. '-лужба социального развития предприятия: Практическое пособие. М.: Наука, 1989. С. 37.

кам неизвестно, что составление социологических анкет, во-первых, не главное содержание, а лишь один из многих аспектов деятельности социолога, а во-вто­рых, что разработка социологических анкет — целая наука, что любой ее вопрос отрабатывается годами для того, чтобы получить на него истинную информацию.

Как следствие, первые 2—2,5 года деятельности социолога-новичка тра­тились на ознакомление с предприятием, определение темы исследования, обучение азам социологии, попытку самостоятельно разработать программу и анкету. В то время, когда руководство ожидало от социолога максимума от­дачи, ему приходилось методом самообучения компенсировать отсутствую­щее в стране высшее социологическое образование, начитывая литературу, консультируясь с опытными специалистами, пробуя и ошибаясь.

Именно в первые два-три года, когда социолог решал, остаться ли ему на данном рабочем месте, а директор — оставлять ли у себя полуграмотного спе­циалиста, формировалось отношение к труду и происходил ответственейший процесс закрепления кадров. К сожалению, и эмпирические данные пока­зали эту тенденцию со всей очевидностью, пик неудовлетворенности и уро­вень потенциальной миграции приходится как раз на эти злополучные годы.

Неудовлетворенный и малограмотный социолог — плохой помощник хо­зяйственнику. Он способен только на тривиальные советы и примитивные рас­четы данных. Ничего нового руководителю они не дают и потому социологи­ческие рекомендации часто не реализовались на практике. И социолог, и его руководители убеждались в бесполезности совместной работы. Социолога на­чинали активно использовать на других работах, например, при оформлении документации, организации выставок, подшефной помощи колхозу. Росла взаимная неудовлетворенность социолога и руководителя, возникала мысль о перемене места работы. Достаточно сказать, что за 1983—1984 гг. на заводах электротехнической промышленности сменилось около 60% социологов. Средний стаж их социологической работы составлял 2,1 года, а стаж работы на данном предприятии — 2,5 года. Более 65% уволившихся не имели профи­лирующего образования по общественным наукам (инженеры, учителя и др.), и никто не имел социологической профессиональной подготовки44.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.