Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели практической работы




КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

«Социальная работа» — термин, который некогда объединял представи­телей не одной, а скорее нескольких профессий, сегодня является названи­ем самостоятельной профессии и научной дисциплины, исповедующей ком­плексный подход.

Замечено, что в кризисные периоды, особенно во время спада экономики (например, перед Первой Мировой войной, во время Великой Депрессии, а также в 1960— 1970-е гг., когда социальные проблемы затрагивали огромные массы людей), потребность в комплексном подходе к социальной помощи воз­растала. С его помощью социальным работникам удавалось справится сразу со множеством человеческих проблем. В периоды стабилизации, напротив, ус­танавливался консервативный политический климат, потребность в соци­альных службах сокращалась, социальные работники ограничивались частной практикой и узкой специализацией. Таким образом, периоды консервативной политики способствовали развитию специализированного подхода к практи­ке социальной работы, особенно к клинической практике, а периоды либера­лизации требовали не избирательного или элитарного, а комплексного, ши­рокомасштабного решения социальных проблем.

В целом социальных работников можно разделить на две большие кате­гории: практиков, работающих с клиентами (их называют еще клинициста­ми) и теоретиков, занятых научными исследованиями и преподаванием. Объект, социальной работы — клиент — тот, кто ищет помощи социального работника (индивид, группа, семья), обращаясь к нему непосредственно либо опосредовано, через агентство, где трудится социальный работник. Иногда, оценив обстановку (социальный диагноз) и разработав план поддержки се­мьи, индивида, группы, социальный работник вдруг обнаруживает, что ре­шение проблемы зависит от социального контекста — местных властей, на­селения общины или района, функционирующих здесь специальных инсти­тутов и учреждений. В таком случае объектом социальной работы становится вся община, все социальное окружение.

Ключевым фактором в научном становлении социальной работы явилась публикация в 1917 г. книги Мэри Ричмонд «Социальный диагноз». В этом классическом труде М. Ричмонд писала: «Хороший социальный работник за­нимается не тем, что вытаскивает людей из нищеты; он думает о том, что бы такое сделать, чтобы вовсе избавиться от нищеты».

Социология в Санкт-Петербурге («круглый стол»)// http://www.soc.pu. ru:8101/publications/jssa/1999/ 2/ltable.html

После М. Ричмонд парадигма «изучение, диагноз, лечение» стала глав­ной моделью в социальной работе. Правда, первая четверть XX в. прошла ско­рее под верховенством не социальных, а психоаналитических методов с их субъективизмом. В 1930—1940-е гг. распространилось влияние бихевиориз­ма, а вместе с ним обострилось внимание к объективным фактам. Однако ав­торитет и значение психоанализа не ослабевали и в дальнейшем. В одном из самых первых крупных трудов, посвященных научным основам социальной работы, М. Карпф (1931) перечислил дисциплины, на которые она должна опираться в своем развитии: биология, экономика, медицина, психиатрия, социология, статистика, антропология, педагогика, социальная психология.

В 1970-е гг. доминирующим становит­ся системный или комплексный подход, согласно которому от социального работ­ ника требовалась не узкая специализация на одном методе или области, что часто делало его беспомощным, а универсальность, умение сочетать разные методы и средства. Возросло значение социологии и теории систем. Необходимость в объединении возникла по мере того, как внутри социальной работы как единой тематической области росло число узких специализаций, направлений, подхо­дов, методов и теорий. Диверсификация знания грозила целостности самой науки, специалисты разбегались по своим профессиональным квартирам, мало понимая друг друга, часто и не интересуясь тем, что творится у соседей. Парал­лельно усиливалась внутринаучная критика обоснованности и достоверности данных, формировался вкус к серьезной методологической работе.

Все это свидетельствует об определенном уровне научной и профессиональ­ной зрелости социальной работы, которая сегодня представляет собой мощ­ную индустрию, в которой заняты миллионы людей во всем мире. Ныне в соци­альной работе используется несколько моделей практической деятельности. Первая модель, называемая «решение проблем» (problem-solving), предполага­ет, что социальный работник должен принимать самое активное участие в пси­хологической поддержке, требующейся для преодоления тех трудностей, с ко­торыми сталкивается клиент в личной или общественной жизни. Вторая мо­дель называется «снятие стресса»: специалист выполняет функцию «психо-социального терапевта», который может поставить правильный диаг­ноз клиенту, переживающему, например, глубокий стресс, а затем найти эф­фективные инструменты, прежде всего социально-психологического свойства, коррекции и лечения пострадавшего. Наряду с ними существуют еще «функ-ционалистские» модели, которые ориентированы не на активное вмешатель­ство и глубокую терапию, а косвенную социально-психологическую поддер­жку не столько самих клиентов, сколько взаимоотношений между ними, на­пример между супругами, родителями и детьми. Следующая группа моделей включает: а) модификацию поведения (behaviour-modification), б) кризисное вмешательство (crisis-intervention), в) концентрацию внимания клиента на решении краткосрочных заданий (short-term task-centredness). В последнее время получили распространение течения, связанные с феминизмом, защитой со­циальных прав и борьбой с угнетением личности. Нередко социальных работ­ников воспринимают как поборников социальной справедливости9.

Oxford Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Oxford University Press: 1998. P. 622.

Как правило, социальные работники предпочитают иметь в своем арсе­нале целый набор самых разных моделей и средств, нежели проявлять себя приверженцами одного направления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.