Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Паспортичка выборки




При написании научного отчета и публикации статьи в академическом жур­нале от авторов исследования всегда требуют четких разъяснений относительно самого исследования и выборочной совокупности: кто и когда проводил иссле­дование, какие методы исследования использовались, каковы тип, объем и харак­тер выборки, ошибка репрезентативности, состав выборочной совокупности по главным параметрам (например, пол, возраст, национальность, образование), контроль данных и др. Если эти сведения отсутствуют, то статью в журнал обыч­но не принимают, а если они присутствуют лишь частично, то им не доверяют серьезные исследователи. Таким образом, паспортичка исследования и паспор-тичка выборки необходимы авторам не меньше, чем редакторам и читателям.

Паспортичка выборки появляется у социолога дважды. Первый раз харак­теристику типа выборки с кратким обоснованием целесообразности ее ис­пользования в соответствии с целями исследования, требованиями репрезен­тативности и организационными возможностями исследования социологу приходится давать в Методическом разделе программы своего исследования. Раздел о выборке содержит ответы на следующие вопросы:

♦ Каков эмпирический объект исследования?

♦ Является ли исследование сплошным или выборочным?

38 Давыдов А.А., Крыштановский А.О. Ремонт выборки. С. 100.

39 Балабанов А. Лекция 3. Что такое Репрезентативность, и как с ней бороться.

♦ Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезента­тивность?

♦ Если оно претендует на репрезентативность, то какова генеральная со­вокупность?

♦ Сколько ступеней отбора применяется в выборке?

♦ Какова единица отбора на каждой ступени?

♦ Какая стратегия отбора применяется на каждой ступени (случайная, квотная)?

♦ Какая конкретно разновидность случайного отбора применяется?

♦ Какие параметры используются при квотной выборке?

♦ Что является основой выборки (список, картотека, карта)?

♦ Какова единица наблюдения на последней ступени отбора?

Принципы выборки описываются не

только для метода опроса, но и для каждо­го метода, используемого в исследовании: анализ документов, наблюдение и т.д.

Условный пример описания выборки. В исследовании эффективности бригадных форм организации труда возможна такая стратегия. 1. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие, объеди­ненные в бригадную форму организации труда. 2. Исследование выборочное. 3. Генеральной совокупностью выступают все рабочие, объединенные в бригадную форму. 4. Применяются три ступени отбора. 5. На первой ступени выделяются бригады, занятые в основном и вспо­могательном производстве. Для последних применяется сплошной опрос (в связи с их малочисленностью), адля первых — выборочный. 6. Вторая ступень — отбор бригад, занятых в основном производстве. По показателям, характеризу­ющим конечные результаты, бригады разделяются на три группы: а) передовые; б) средние; в) отстающие. В зависимости от числа бригад на каждую группу со­ставляют список, и по нему делается случайный непропорциональный отбор (на­пример, по три бригады в каждой) с помощью определенного «шага выборки». 7. Третья ступень — в отобранных бригадах проводится сплошной опрос. Еди­ницей наблюдения выступает отдельный работник40.

Второй раз с описанием выборки социолог встречается уже после проведе­ния исследования — когда пишет научный отчет или научную статью в журнал. Неполное описание паспортных данных исследования, к сожалению, самая распространенная болезнь российских ученых. Некоторые не знают, как имен­но их составлять, другие считают такие сведения необязательными или неваж­ными. А есть и такая категория исследователей, которым сообщить просто не­чего, поскольку, описав все сведения о выборке, они разоблачат свою неграмот­ность. Распространенный случай — социолог как-то провел исследование, каким-то образом построил выборку и что-то там получил. Но сформулировать паспортичку, выразить на научном языке свои действия он не может.

Приведем несколько примеров из социологических исследований. В одних паспортичка описана полностью, в других — частично, в одних случаях это сде-

Подробнее см.: Методическое пособие социолога-практика (Словарь-справочник) / Под ред. Д.А. Шев­ченко, А.И. Кравченко. М., 1990.

лано грамотно, в других — не совсем. Намеренно оставляем примеры без ком­ментариев, поскольку комментарий — это всегда оценка. В исследованиях ука­заны реальные фамилии, поэтому как-то оценивать, судить или сравнивать примеры между собой мы считаем неэтичным. Главное — актуализировать саму проблему и убедить нынешних студентов, а завтрашних специалистов в необходимости объективно и полно сообщать сведения о проведенном иссле­довании, не забывать о таком понятии, как паспортичка выборки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.