Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура познавательного процесса. Диалектика чувственного и рационального. 3 страница




Эклектика означает отсутствие целостности в рассуждениях, смешивание разнородных точек зрения, произвольное сочетание разных признаков предмета, без выделения определяющего. Характеризуя эклектику, Гегель использовал образ платья, сшитого из разноцветных кусков материи. Например, система Аристотеля.

Диалектика всесторонне подходит к предмету, в комплексе признаков предмета раскрывает их взаимосвязь и выделяет определяющий признак, но не абсолютизируют его. Диалектика – теория и одновременно метод.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории качество, количество, свойство, мера, скачок.

Качество – философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации материи. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов, и одновременно специфику данного конкретного образования.

Качество предметов обнаруживается через их свойства, т.е. стороны, проявляющиеся в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами.

Количество – философская категория, характеризующая темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития или интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеряется средствами математического знания.

В процессе развития количественного изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома).

Качество и количество характеризует противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Мера – такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Мера есть выражение относительной устойчивости объектов бытия. Качественное преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому. Излишнее количество приводит систему к потере ряда возможностей, она становится аритмичной (например, экстенсивная экономика), порождает безмерность (например, свобода превращается в анархию, любовь в эгоизм, ум в безумие).

Между старым и новым качеством находится переходное состояние вещи, объекта. Переход от старого к новому характеризует категория «скачка». Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры). Скачок означает:

· перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления;

· превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями, их разрешение;

· момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»).

Примеры скачков: образование звезд и планет, появление жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, смена типов цивилизаций и формаций, социальные революции.

Типы скачков:

· внутрисистемные и межсистемные (по масштабу качественных изменений);

· прогрессивные и регрессивные (по направленности происходящих изменений);

· спонтанные (развертывание внутренних противоречий вещей) и индуцированные (результат внешних противоречий, воздействия случайных факторов) (по характеру протекания).

Часто скачок является многоаспектным. Понятие скачкаотносительно.Об одном и том же качественном переходе можно говорить как о скачке и как о количественном изменении. Например, теория эволюции Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. В целом развитие сущего носит эволюционно-скачкообразный характер.

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей объектов мира, раскрывается через категории «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Противоположности – это основные стороны, тенденции предмета (процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и является источником развития. Например, в неорганической природе это вещество и поле, частицы и античастицы, притяжение и отталкивание; в живой природе – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость; в обществе – производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, сознательность и стихийность; в познании – анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум.

Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречия присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира (субъективная и объективная диалектика).

Во взаимодействии противоположностей одна из сторон выполняет функцию сохранения существующего противоречия, другая – его упразднение. В динамике противоположностей эти функции меняются местами. Например, на начальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимулирующую роль в развитии последних, затем превращаясь в тормоз для их развития.

Типы противоречий:

· основные (характеризуют саму сущность предмета) и

· неосновные (между взаимосвязанными явлениями);

· внутренние и внешние;

· антагонистические и неантагонистические.

Внутренние противоречия – это взаимодействие противоположных сторон данного предмета. Внешние противоречия – отношения предмета с окружающей его средой. Данное разделение относительно.

Антагонистические противоречия существуют в живой природе – между отдельными этапами бактерий, хищными и нехищными животными, некоторыми растительными организмами. В обществе данные противоречия оживляются, когда интересы классов, социальных групп непримиримо враждебны. Например, противообщественные действия – бандитизм, мафия, коррупция, терроризм и др., которые находятся в антагонизме к правовому обществу. Антагонистические противоречия преодолеваются:

· их овладением путем применения в социальных действиях метода соединения противоположностей;

· устранением одной из сторон мерами экономического и политического характера, включающих в необходимых случаях применения насилия государственными органами.

Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей·.

Гегель выделил следующие этапы взаимодействия сторон целого – тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. Маркс между тождеством и различием дополнительно поместил категорию двойного существования (переходное состояние объекта). Названные этапы можно выразить как ступени развития – неопределенного, определенного, наличного, реального и действительного бытия предмета.

1 ступень (неопределенное бытие) характеризует становление нового предмета. 2 ступень(определенное бытие) показывает предмет как ставший, но еще не отчлененный от старого. 3 ступень (наличное бытие) характеризует новое как относительно самостоятельное бытие, но опирающееся на старое, т.к. новое еще не имеет собственных оснований. 4 ступень (реальное бытие) – новое функционирует на собственных основаниях. 5 ступень (действительное бытие) – новое достигает зрелости, предмет становится органической целостной системой, которая сама продуцирует условия собственного функционирования.

В качестве примера можно привести развитие капитализма3.

Этапы взаимодействия сторон целого– тождества, двойного существования, развития, противоположности и собственно противоречия – вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

Гармония связана с взаимоукреплением сторон, где каждая способствует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом (динамизм, пластичность, устойчивость, надежность системы). Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разноправленности и взаимоотрицания. Конфликт как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках определенного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса.

Недопустимо как преувеличение борьбы противоположностей (Гераклит «Война – отец всех вещей»), так и единства противоположностей (позитивисты, теория структурно-функционального анализа ХХ в.). Интеграционные мировые процессы поднимают значение единства противоположностей, а сохраняющаяся дифференциация – борьбы противоположностей.

С точки зрения классической диалектики борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости.

Закон отрицания отрицания характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственности, возникновения нового и относительной повторяемости определенных сторон старого, раскрывается с помощью категории «диалектического отрицания».

Отрицание носит всеобщий характер.

В обществе не всякое отрицание – диалектическое, существует иметафизическое (которое проявляется в преувеличении момента разрушения, абсолютизации одной из сторон противоречия).

Противоположность диалектического и метафизического понимания отрицания заключается в следующем:

1. природа отрицания: с точки зрения диалектики – внутреннее отрицание (самоотрицание), с признанием внешних факторов отрицания, с точки зрения метафизики – лишь внешнее отрицание;

2. роль отрицания: с точки зрения диалектики – момент связи и развития, метафизики – уничтожение вообще;

3. характер связи нового и старого: согласно диалектике – преемственность, переход от низшего к высшему, взаимодействие противоположностей по принципу «и-и», согласно метафизике – игнорирование (иногда абсолютизация) преемственности, соотношение старого и нового по принципу «или-или».

Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

1. деструкцию прежнего (разрушение, преодоление),

2. кумуляцию (частичное сохранение прежнего, преемственность, трансляцию),

3. конструкцию (созидание нового).

Пример: практика обновления общества СНГ. 1 - разрушается командно-административная система, 2 – традиции патриотизма, профессионализм кадров, 3 – внедрение новейших технологий в планово-рыночное хозяйствование, сочетание экономических, социальных и экологических регуляторов и т.д. Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.

Механизм действия закона отрицания отрицания. Отрицание первого отрицания указывает на то, что вторым отрицанием как бы восстанавливается на новой, высшей ступени качество, подвергшееся отрицанию в исходном пункте. Отрицание-синтез является высшим видом отрицания. Оно придает развитию и связям системы организованность и ритмичность.

Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности. Преемственность, сохранение старого в новом выражается:

1. Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Например, появление живых организмов не исключает неживую природу.

2. Сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

3. Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания есть метаморфозы (полное, совершенное изменение, перемена), которые происходят с данной сущностью в процессе ее существования. Например, сохраняется природа растения, несмотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отрицания, как трансформация, где происходит переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Например, стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости.

4. Сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном виде. Гегель считал, что снятие имеет двоякий смысл: сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, положить конец. С точки зрения диалектического материализма отрицание – синтез означает «прибавление». Например, сочетание разных форм собственности.

Данный закон схематично можно представить в виде триады: «тезис-антитезис-синтез», дав ей название «отрицание отрицания» (Гегель).

Существует различие в понимании закона отрицания отрицания Гегелем и в материалистической теории:

1) у Гегеля отрицание отрицания детерминировано абсолютной идеей, в диалектическом материализме – противоречивой природой явлений, что обусловливает распространение закона отрицания отрицания на природу, общество и мышление;

2) у Гегеля данный закон предопределен исходным пунктом, что фатально обосновывает результат. Диалектический и исторический материализм учитывает взаимодействие внутренней тенденции развития явлений и конкретно-исторических внешних условий;

3) Гегель абсолютизирует триаду, а диалектический материализм указывает на многообразие форм реализации закона отрицания отрицания. Триадная форма широко распространена (развитие зерна, бабочки и т.д.), но многие явления действительности имеют не три, а больше стадий развития (например, совершенствование орудий труда и др.).

Интегрирующим основанием всей диалектики выступает закон единства и борьбы противоположностей. Однако принципы, законы и категории диалектики составляют нерасторжимое единство, из которого не может быть исключена ни одна из ее составляющих. Это система, постоянно развивающаяся, обогащающая свое содержание.

Развитие и прогресс. Системность диалектики. Изменение характеризует любые явления действительности. Изменение качественного состояния предмета характеризуется нисходящей линией и восходящей. Понятие развития относится к таким изменениям, которые связаны с движением от низшего к высшему, от простого к сложному и приводят к появлению нового, обновлению структуры и функций системы.

Развитие разнопланово, многоуровнево, многоэтажно, многовариантно и альтернативно. Основными признаками развития является: единство количественных и качественных изменений, их необратимость, направленность, закономерность, противоречивость, поступательность изменений, спиралевидность формы. Развитие – универсальное и фундаментальное свойство бытия.

Развитие не является линейным процессом, оно происходит зигзагообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад, проявляются процессы дивергенции (расщепления) и конвергенции (объединения, слияния).

Разнонаправленными и одновременно неотделимыми друг от друга тенденциями изменений выступает прогресс и регресс.

Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности системы, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.

Регресс – переход от высшего к низшему, уменьшение полезных для системы функций, распад структур, уменьшение числа связей, обеспечивающих относительную устойчивость и жизнедеятельность системы.

Формы регресса – кризисы, «пределы роста», проявление дефективности и дегенерации.

По проблеме соотношения прогресса и регресса существует две основные точки зрения. Первая утверждает, что поскольку мир бесконечен, то судить о направлении его развития невозможно.

Вторая концепция отказывается от идеи равносильности, конкретного соотношения прогресса и регресса и постулирует прогресс. Н.Федоров, В.Вернадский, Т.де Шарден.

Интегрирующим основанием всей диалектики выступает закон единства и борьбы противоположностей. Однако принципы, законы и категории диалектики составляют нерасторжимое единство, из которого не может быть исключена ни одна из ее составляющих. Это система, постоянно развивающаяся, обогащающая свое содержание.

 

 

Тема 15: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ. НАУКА

 

1. Познание как специфическая форма отражения объективной действительности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.