Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жестокое обращение с детьми: феноменология и помощь 5 страница




Ситуация, встречающаяся в реальной жизни, часто выглядит таким образом: ребенок с трудностями в изучении русского языка пишет диктант на двойку, с двадцатью ошибками на листе. С ним начинает дополнительно заниматься другой учитель, вне школы. Следующий диктант ребенок пишет уже с десятью ошибками и получает... ту же двойку, хотя его успешность увеличилась вдвое. Только благодаря тому, что ребенок параллельно занимается с психологом, удается сделать так, что он не теряет надежды. Че­рез полгода ребенок пишет диктант с четырьмя ошибками и сно­ва получает двойку!

Учителя в школе не обратили внимания на позитивную дина­мику и не смогли ее оценить. В центре их внимания по-прежнему оставалась его успеваемость. Взрослые прошли мимо его действи­тельных успехов и достижений.

При школьной неуспеваемости физические наказания особенно плохо влияют на ситуацию, так как они приводят к формированию та­кого комплекса негативных эмоций по отношению к учебе, который даже при наличии хороших интеллектуальных способностей не дает им возможности реализоваться. Этот комплекс переживаний включа­ет в себя отвращение к учебе и подготовке уроков, плохое отношение к себе, страх перед учителями и классом, ожидание неудачи при от­ветах и контрольных, чувство несостоятельности и бессмысленности затрачиваемых усилий, страх наказаний и т.п. При этом отмена физи­ческих наказаний является необходимым, но не достаточным услови­ем для разрешения проблем. Приходится затрачивать много усилий и времени, чтобы изменить такую мотивацию к учебе, преодолеть не­гативные переживания, повысить уверенность в своих возможностях, а также сформировать привычку регулярно заниматься.

 

 

Основные терапевтические мишени при оказании — психологической помощи родителям:

• Понимание специалистами сложностей, с которыми сталки­ваются родители, установление с ними психотерапевтиче­скихотношений

• Осознание родителями последствий, к которым приводят физические наказания, понимание неэффективности нака­заний (мотивация на изменение)

• Рефлексия собственного детского опыта родителей

• «Разворачивание» и осознание цепочки страхов и опасений за будущее детей, которые испытывают родители.

• Расширение репертуара родительских реакций

• Изменение представлений о себе как о родителе на когни­тивном и эмоциональном уровне

• Получение родителями помощи в разрешении их собствен­ных проблем

Психологическая помощь детям, пострадавшим от физического насилия

Последствия физического насилия в семье могут быть самыми разными: от незначительных и практически не оказавших влияние на развитие личности до грубых нарушений, включая психопатологию, саморазрушающее и асоциальное поведение. Это определяется мно­гими факторами, в том числе особенностями ребенка, его возрастом, характером отношений с наказывающим родителем, силой и спосо­бом наказаний.

Мать привела в Службу мальчика 8лет в связи с тем, что он от­казывается ходить в школу. Мальчик - старший из троих детей, мать не работает, занимается ведением хозяйства. Семья низко­го достатка и образовательного уровня. Мать одна занимается детьми, ей никто не помогает. Младшему ребенку на момент об­ращения было 2 года. Старший мальчик рос робким ребенком, дет­ский сад не посещал. В школу пошел в неполных 8 лет, с самого нача­ла боялся посещать занятия, так как был плохо подготовлен, его часто ругали. Ребята дразнили, после очередной ссоры перестал ходить в школу. После того как мать приводила его туда, уходил, гулял вокруг школы, прятался. Когда мать обнаружила это, она его избила (ремнем), стала приводить за руку на занятия. Ребята стали дразнить его еще больше. Он оставлял портфель в классе, а сам прятался под лестницей. Мать регулярно жестоко наказыва­ла сына за это.

При осмотре мальчик был подавлен, заторможен, практически не вступал в контакт. Было ясно, что он боится взрослых. Ребе­нок был госпитализирован в детскую психиатрическую больницу в связи с депрессивным состоянием. Врачами был сделан акцент на работу с матерью. За несколько недель, получая только общеукре­пляющую терапию, мальчик практически без специального лече­ния выровнял эмоциональное состояние, стал живым, активным. В данном случае последствия физических наказаний и непра­вильного обращения с ребенком были очень серьезными: потеря веса, дезадаптация в школе, психические нарушения. Для подрост­ков более характерно стремление рано уйти из дома или из семьи, начать самостоятельную жизнь, поиск компании сверстников, ко­торая может оказать поддержку, что в целом редко заканчивается позитивно.

В Кризисную службу обратилась мать девочки 15 лет в связи с тем, что дочь ушла из дома, живет с молодым человеком, зна­чительно старше ее. При беседе выяснилось следующее: девоч­ка - старшая из двоих детей, отец - военный - всегда применял жестокие наказания по отношению к обеим дочерям. Наказывал часто несоразмерно проступку, например, таким образом: если дети смотрели телевизор дольше, чем положено, хотя бы на 15 минут, отец выключал телевизор, шнур от него клал на видное ме­сто и говорил: «Ждите. Приду - накажу». Ожидание могло длиться по нескольку часов, а иногда и целый день. Когда возвращался, бил шнуром, девочки очень боялись его. Мать не соглашалась с наказа­ниями отца, но не могла противостоять ему. Старшая девочка часто протестовала против наказаний, в старших классах стала плохо учиться, совершила несколько попыток суицида, как только познакомилась с молодым человеком, сразу ушла из дома. Девушку удалось уговорить прийти на прием в Кризисную службу. При осмо­тре на ее руках и ногах были обнаружены многочисленные старые рубцы, поэтому она вынуждена была носить только длинные юбки и одежду с длинными рукавами. Об отце говорит с ненавистью. Рассказывает, что молодой человек, с которым она живет сейчас, тоже избивает ее.

Довольно часто девочки, выросшие в семьях, где практиковались физические наказания со стороны отцов, находят себе партнеров, ко­торые склонны решать проблемы с применением физической силы. Как будет показано далее, насилие имеет тенденцию воспроизводить­ся в следующих поколениях, нередко принимая более грубые формы.

Для минимизации психологических последствий пережитого наси­лия недостаточно того, чтобы ребенка только перестали бить, важно оказывать психологическую помощь для отработки травматических переживаний.

Можно выделить несколько существенных составляющих такой работы.

• Преодоление недоверия: дети часто неохотно вступают в контакт. Ребенок, подвергавшийся или подвергающийся фи­зическому насилию дома, может как искать помощи у других взрослых, так и избегать взаимодействия с ними, испытывая недоверие к возможностям окружающих защитить его, боясь ухудшить положение других членов семьи, стыдясь происхо­дящего, опасаясь того, что специалист тоже может обвинить его, например, в плохом поведении. Такие переживания за­трудняют формирование психотерапевтических отношений между психологом и ребенком.

• Помощь в отреагировании. Физическое насилие провоциру­ет большое количество негативных эмоций, в частности, боль, обиду, страх, гнев и вину. Для того чтобы ребенок не остался один на один с этими переживаниями и мог отреагировать эти чувства, он должен иметь возможность рассказывать о ситуа­ции насилия.

• Важно спрашивать о том, что происходило с ребенком. Многие дети испытывают сложности, связанные с амбивалентным от­ношением к члену семьи, со стороны которого они пережили или переживают насилие (любовь-ненависть); чувство вины за собственные поступки в тех или иных ситуациях и т.п. Эти пере­живания могут препятствовать спонтанному рассказу, поэтому надо спрашивать о том, что происходило с ребенком, чего ча­сто не делают специалисты, боясь вызвать негативные реакции у ребенка и нанести ему повторную травму.

• Маленькие дети, не обладающие способностью достаточно вербализовывать переживания, имеют возможность отреаги­ровать отрицательные эмоции в игре, при рисовании, лепке.

• Эмоциональным переживаниям насилия нередко сопутствуют когнитивные искажения, в первую очередь связанные с атрибу­цией ответственности за происшедшее. Ребенок может неадек­ватно обвинять в насилии себя, другого родителя, сиблингов или каких-либо родственников. Поскольку физическое насилие может приводить к нарушениям поведения и школьной неуспе­ваемости, неправильная атрибуция может получать в глазах ребенка фактическое подтверждение. Только в ходе непосред­ственного разговора имеется возможность скорректировать подобные искажения.

• Многие дети оценивают физическое насилие с позиции роди­телей («справедливо-несправедливо», «виноват-не виноват»), поэтому очень важно четко озвучивать позицию специалиста по отношению к актам физического насилия.

• Дети склонны идентифицировать себя с родителями, и резкая критика поведения последних может привести к нарушению контакта с ребенком. Поэтому однозначное высказывание не­приятия физического насилия должно сопровождаться взве­шенными оценками самих родителей.

В целом, как и при других видах насилия, физическое насилие, пре­жде всего, влияет на формирование самооценки ребенка и его отно­шение к окружающему миру. Именно поэтому последствия насилия выходят за рамки переживания травмы и затрагивают другие сферы: общение со сверстниками, успешность в школе, формирование буду­щих близких отношений.

 

Глава 3

 

Сексуальное насилие

В отличие от физического насилия отношение к сексуальному на­силию и в общественном мнении, и у специалистов вполне определен­ное - сексуальное насилие оказывает сильное травмирующее воздей­ствие на психику ребенка и подростка. Разногласия возникают скорее при обсуждении вопроса о том, что относить к сексуальному насилию, причинах участия ребенка в происшедшем и о его вине и степени от­ветственности за случившееся.

В то же время даже специалисты часто испытывают повышенное беспокойство и растерянность при столкновении со случаями сек­суальных посягательств на детей. Ситуации сексуального насилия почти всегда вызывают у окружающих тревогу, воспринимаются ими как катастрофа, как что-то необратимое. Кроме того, у специ­алистов возникают особые трудности, касающиеся того, как раз­говаривать с ребенком о том, что произошло, чтобы не навредить ему. В силу того, что у взрослых существуют опасения нанести но­вую травму ребенку или подростку в процессе разговора о случив­шемся, они подчас вообще избегают таких разговоров. В результате многие дети остаются один на один со своими переживаниями, соз­давая различные домыслы и мифы, хотя именно дети, перенесшие сексуальное насилие, особенно нуждаются в получении своевре­менной психологической помощи.

Сексуальное насилие по отношению к детям известно с древ­них времен и существовало в самых различных культурах. Оно за­трагивало как девочек, так и мальчиков, происходило как в рам­ках семьи, так и вне ее, являлось как общественной нормой, так и преследовалось по закону. В современном обществе сексуаль­ность становится менее табуированной, проникает во все сферы жизни, становится все более доступной для детей через Интернет и средства массовой информации. В то же время ужесточаются общественные нормы, касающиеся вовлечения детей в сексуаль­ные отношения, все большее значение придается оказанию спе­циальной помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия. Отмечающийся рост обращений в психологические центры по по­

воду сексуальных посягательств связан, вероятно, как с увеличи­вающейся информированностью населения о возможности полу­чения помощи в подобных ситуациях, так и с увеличением числа случаев сексуального насилия (социально-экономические про­блемы общества, способствующие привлекательности силовых методов решения личных проблем, слабая юридическая защита пострадавших и т.д.).

Сексуальное насилие может значительно влиять на физическое и психическое здоровье, его последствия могут быть длительными и оказывать воздействие на различные сферы жизни человека.

 

Определение и распространенность

В самом общем виде сексуальным посягательством или насилием в отношении детей (child sexual abuse) называется «вовлечение зависи­мых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информиро­ванное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли» [Kempe, Kempe, 1978].

Из этого определения очевидно, что не обязательно принуждать детей угрозами или силой к выполнению сексуальных действий, ва­жен сам факт сексуальных действий с ними, так как дети часто не осо­знают того, что с ними делают, не понимают характер и последствия происходящего и чрезвычайно зависят от взрослых.

Под определение сексуальных посягательств, насилия (sexual abuse) попадают все виды сексуальных действий: изнасилование, во­влечение детей в сексуальную активность взрослых, разные формы инцестных отношений, развратные действия, вовлечение в занятия проституцией или в создание и/или распространение порнографиче­ской продукции.

Уголовный кодекс РФ дает более конкретное определение не­которых из этих действий, в частности, изнасилование определя­ется как «половое сношение с применением насилия или с угро­зой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей». Кроме того, УК оперирует такими понятиями, как «насильственное дей­ствие сексуального характера», «понуждение к действиям сексу­ального характера» и «развратные действия». Вместе с тем, как показывает практика, эти категории не охватывают всей области сексуального насилия и вовлечения детей в сексуальные отно­шения.

Характеризуя понятие сексуального насилия, Всемирная Ор­ганизация Здравоохранения [Насилие и его влияние на здоро­вье, 2003] отмечает, что принуждение может быть очень разным по степени применения силы. Помимо физической силы, могут использоваться психологическое запугивание, шантаж, угрозы увольнения с работы или отказ в принятии на работу. Насилие может также происходить, когда человек, принуждаемый к сексу­альным действиям, не может дать на это своего согласия, напри­мер, если он пьян, находится под действием наркотика, спит или психически не способен оценить ситуацию. По отношению к детям это особенно верно, так как в силу отсутствия опыта они ориенти­руются на авторитет взрослых, считают, что взрослые лучше зна­ют, что хорошо и что плохо, не доверяют себе, боятся дать отпор, могут испытывать любопытство и интерес, обусловленный отсут­ствием знаний и опыта.

Взрослые, совершающие сексуальное насилие по отношению к детям, используют эти особенности детей. Они применяют раз­ные способы обмана, соответствующие детскому возрасту, для того, чтобы заманивать детей. Вот примеры из реальных случаев: детям предлагали «пойти посмотреть роботов» (мальчики были заведены в заброшенное помещение); «достать из подвала котен­ка»; «помочь донести полено в школу» (рядом с лесопарком); пой­ти посмотреть мультфильмы; детей подкупали деньгами, кормили сладостями, угрожали поставить плохие оценки и т.п. Для принуж­дения к продолжению сексуальных контактов взрослые запугива­ют детей тем, что «тебе никто не поверит, потому что ты малень­кая», «родителей посадят в тюрьму», угрожают «позором на всю школу», «отчислением из спортивной секции или музыкальной школы» и т.п.

Помимо непосредственного принуждения, взрослые имеют возможность влиять на формирование сексуальности у детей со­ответственно своим целям, неадекватно развивая или затормажи­вая ее.

Дэвид Финкелхор условно подразделяет сексуальные злоупотре­бления по отношению к детям на три категории (цит. по [Кон, 1998]):

- сексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощ­ностью для непосредственного удовлетворения собственных сек­суальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;

- подавление детской сексуальности, будь то физическое по­вреждение половых органов ребенка или очернение и пода­вление его нормальных сексуальных интересов;

- эротизация детей, то есть создание среды, которая может искус­ственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.

Чаще всего, согласно Д. Финкелхору, выявляется только первая ка­тегория, вторая - вообще редко относится к сексуальному злоупотре­блению, а третья имеет крайне расплывчатые критерии и оценивается субъективно.

Статистика сексуального насилия в отношении детей противоре­чива и ненадежна. Опубликованные данные о хотя бы раз подверг­шихся сексуальным посягательствам в возрасте до 18 лет варьируют в диапазоне от 6% до 62% для женщин и от 3% до 31% для мужчин (Peters et о/.,1986 - цит. по [Насилие и его влияние на здоровье, 2003]). Эти данные получают из опроса взрослых о пережитом ими детском опыте и из анализа обращений за помощью в агентства по защите прав детей. Разброс результатов таких исследований обусловлен ме­тодологическими различиями при сборе данных, а также содержа­нием, которое вкладывается в понятие сексуального посягательства [Насилие и его влияние на здоровье, 2003].

Очевидно, что существенная часть случаев, связанных с сексуаль­ными посягательствами, остается неизвестной. Это обусловлено ря­дом причин: отношением общества к насилию («стыдно, если узнают»), несовершенством правоохранительной системы, неверием в то, что ребенку, уже пострадавшему от насилия, можно оказать действенную помощь, стремлением как можно скорее забыть о случившемся. Од­ним из существенных факторов, влияющих на сокрытие фактов наси­лия, является то, что большая часть сексуальных посягательств по от­ношению к детям совершается теми, кого ребенок так или иначе знает (самыми различными родственниками, соседями, знакомыми семьи,

воспитателями и т.п.). Так, в Великобритании от 10% до 30% взрослых женщин были жертвами сексуального насилия в детстве, причем толь­ко в 25% случаев человек, совершивший насилие, был неизвестен ре­бенку (Ashurst, Ha//, 1991 - цит. по [Догадина, Пережогин, 2002]).

Дети подвергаются насилию в любом возрасте. По данным западных исследований, средний возраст детей, подвергшихся сексуальному ис­пользованию, составляет 11 лет. В 9 из 10 случаев жертвы знакомы с на­сильниками либо связаны с ними родственными отношениями [Roberts, 1997]. В нашей практике самому маленькому ребенку, родители которо­го обратились за помощью после сексуальных посягательств на него со стороны дальнего родственника, было 4 года, самой взрослой девушке, подвергающейся насилию со стороны отца, было 20 лет. Инцестные от­ношения, по поводу которых обращались к нам за помощью, длились от нескольких дней до 14 лет. Наиболее частые обращения по поводу сексуального насилия вне семьи приходились на возраст 15-18 лет.

 

Последствия сексуальных посягательств

Реакции детей на сексуальные посягательства сложны и трудно предсказуемы. Они зависят от возраста ребенка, от ситуации насилия, от того, получает ли ребенок или подросток поддержку со стороны близких людей, а также от того, была ли вовремя оказана медицинская и психологическая помощь.

Последствия могут быть кратковременными и длительными, воз­никать непосредственно после ситуации или носить отставленный характер. Они могут быть очевидными, а могут и не проявляться в явном виде. Не всегда удается отследить и отдаленные последствия сексуального насилия, переживаемого в детстве.

Как указывает в уже упоминавшейся статье И.С. Кон, «реакция зави­сит прежде всего от возрастной разницы между ребенком и взрослым, от общего характера взаимоотношений между ними и от конкретной си­туации контакта. Грубое насилие и причинение боли вызывают у ребенка страх и отвращение, тогда как эротическая игра, мастурбация, ласковые прикосновения к половым органам часто воспринимаются положитель­но. Совратители, взрослые или подростки, если только они не являются агрессивными психотиками, редко прибегают к насилию, предпочитая действовать уговорами или словесными угрозами» [Кон, 1998].

По данным американского национального опроса, проведенного Д. Финкелхором с сотрудниками, физическая сила применялась толь­ко в 19% эпизодов с девочками и в 15% эпизодов с мальчиками. Дей­ствие, начавшееся под нажимом, нередко становится добровольным взаимодействием. Психологическая атмосфера и субъективный, лич­ностный смысл этого взаимодействия важнее его сексуального содер­жания, которого ребенок зачастую не осознает. Причем если сексуаль­ный контакт с родителями и другими взрослыми воспринимается как грубое нарушение правил, то секс со старшими братьями и сестрами или с товарищами, даже с применением принуждения, часто кажется подросткам нормальной игровой активностью и не вызывает болез­ненных переживаний (цит. по [Кон, 1998]).

На переживание последствий сексуального насилия и степень травматизации оказывают большое влияние реакции окружающих, в первую очередь родителей, врачей, представителей правоохрани­тельных органов. Драматизм переживаний усиливается, если ребенка обвиняют в случившемся, не оказывают достаточной поддержки или если сами родители относятся к происшедшему как к катастрофе.

Наиболее общие нарушения у детей дошкольного возраста, по­страдавших от сексуального насилия, - это тревога, ночные кошмары, симптомы посттравматического стрессового расстройства, интернализация (избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, за­держка развития и чрезмерный контроль ребенка за окружением), экстернализация (агрессия, антисоциальное и неконтролируемое по­ведение) и неадекватное сексуальное поведение. У детей школьного возраста могут проявляться такие симптомы, как страх, невротиче­ское и общее психическое заболевание, агрессия, ночные кошмары.

В целом подростки, по сравнению с детьми, дают более болез­ненные и разнообразные реакции на сексуальные посягательства. Дети, при прочих равных условиях, склонны к невротическим ре­акциям (нарушение сна, различные страхи и т.п.). Подростки часто реагируют резким изменением всего стиля жизни, более того, ино­гда именно резкие изменения в поведении позволяют выявить сек­суальное насилие. По-видимому, это связано с тем, что подростки больше понимают сексуальный характер совершаемых с ними дей­ствий, а также особой значимостью для подростков сексуальности и ее социальной оценки.

То, что маленький ребенок может воспринимать как «сделали боль­но», для старшего подростка может казаться личностным крахом.

Девушку 16 лет привела в Кризисную службу мать в связи с рез­ким изменением в поведении. На протяжении последних двух меся­цев девушка стала агрессивной, постоянно дралась со сверстни­ками, конфликтовала с учителями, практически рассорилась со всеми своими друзьями, ухудшилась успеваемость, она потеряла интерес к привычным занятиям. На момент обращения к психоло­гу девушка была отчислена из школы в связи с нарушениями пове­дения.

После формирования доверительного контакта рассказала, что была изнасилована незнакомым молодым человеком. После из­насилования чувствовала себя «испорченной», стала «всех ненави­деть», во время занятий в школе возникали зрительные картины изнасилования, не хотела учиться, думала о самоубийстве. Об из­насиловании никому не рассказала.

Такая реакция на изнасилование достаточно характерна для под­росткового возраста.

Во многих случаях (а при совершении незнакомыми людьми с при­менением физической силы - практически всегда) сексуальное насилие воспринимается подростками как катастрофа, как событие, полностью меняющее всю жизнь, такое событие, которое нельзя пережить. Страх, выраженная тревога, подавленность, растерянность, гнев, отвращение - вот спектр наиболее часто встречающихся эмоциональных пережива­ний непосредственно после сексуального насилия. Их выраженность за­частую очень высокая, событие и его последствия чрезмерно драматизи­руются. В сложном комплексе этих переживаний особое место занимают переживания, так или иначе связанные с чувством вины, аутоагрессией, самоуничижением, которые могут отличаться значительной интенсивно­стью и длительностью (нередко сохраняются в течение многих лет).

Достаточно характерным последствием сексуального насилия яв­ляется перенесение эмоционального отношения к насильнику (страх, отвращение, ощущение угрозы) на других людей. В предельном вари­анте такая генерализация выражается в восприятии всего окружаю­щего мира как враждебного и опасного, в недоверии к нему.

Реакции на сексуальные посягательства обычно более выражены в тех случаях, когда сексуальное насилие сочеталось с физическим

и/или эмоциональным насилием. Однако в некоторых случаях тяже­лейший комплекс переживаний может быть вызван не свершившимся фактом насилия, а одной его возможностью (контекст ситуации пред­полагал сексуальное домогательство).

Семнадцатилетний юноша после вечеринки остался на квар­тире у приятеля с двумя взрослыми его друзьями. Приятель неожи­данно куда-то исчез. Один из взрослых стал склонять подростка к сексуальным отношениям. Тот хотел уйти, но его не выпустили, долго уговаривали. Через некоторое время ему все-таки удалось уйти. После этого случая у подростка резко снизился фон настро­ения, он стал замкнутым, отгороженным, перестал общаться с друзьями, «потерял интерес к жизни», часто в воображении прои­грывал сцены мести обидчикам.

В обзоре литературы по этой проблеме (см., например, Lusk, Waterman, цит. по [Лунин, 1995]) выделено семь групп последствий сексуального насилия:

1. Аффективные нарушения: вина, стыд, тревога, страх, подавлен­ность, злоба.

2. Физические нарушения: генитальные повреждения, беремен­ность, ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем), со­матические жалобы (например, головная боль, боли в животе, энурез, ипохондрия), расстройства сна и аппетита.

3. Когнитивные нарушения: расстройства внимания, восприятия, нарушения памяти.

4. Поведенческие симптомы: «выход наружу» (агрессивное и же­стокое поведение, воровство, делинквентность, аддиктивное поведение), избегание, повторение ситуаций, вызвавших сексу­альные посягательства.

5. Самодеструктивное поведение: самокалеченье, суицидные мысли и попытки.

6. Психопатология: неврозы, расстройства характера, множе­ственность личности, психотические черты.

7. Сексуализация поведения: учащение мастурбации, повторение сексуальных действий с другими, нетипичные для данного воз­раста сексуальные знания.

Наиболее частыми общими последствиями сексуальных посяга­тельств являются низкая самооценка и нарушения общения. При этом ведущими становятся трудности в общении с противоположным по­лом (страх сексуальных отношений и/или неспособность к длитель­ным отношениям, в том числе промискуитет, нарушение полоролевой идентификации).

Типичные реакции детей на сексуальные посягательства проявля­ются как на эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Чувство вины может усиливаться, если дети нашли в этом удовольствие, если их соблазнили или делали подарки для их привлечения, если насилие произошло, когда они совершали запрещенные поступки (например, гуляли в парке без разрешения родителей), или если другие прини­мают на себя упреки за сексуальное нападение на ребенка. Вина из-за раскрытия посягательств также типична в тех ситуациях, где есть близкие позитивные отношения между ребенком и совратителем, в ситуациях, где родительские реакции чрезмерно драматичны, а также когда ребенок принимает на себя ответственность за послед­ствия раскрытия, сказывающиеся на других (например, в ситуациях инцеста). Другие типичные эмоциональные реакции включают стыд, депрессию, различные страхи (боязнь мужчин, страх спать одному, бо­язнь темноты, боязнь определенных мест или ситуаций), гнев и общее беспокойство.

Поведенческие реакции детей на сексуальные посягательства или их раскрытие также различаются. Сексуальная озабоченность, выражающаяся в увеличивающейся мастурбации, во все большем увлечении сексуальными играми, - вполне типичное явление. Часто отмечается нарушение аппетита или сна, включая ночные кошма­ры и подавленный аппетит. У маленьких детей может происходить регрессия в поведении (например, они снова начинают мочиться в постель, сосать палец или вспоминать другие подобные уже за­бытые привычки). Старшие дети часто обращаются к наркотикам или алкоголю. Наблюдаются заметные изменения в межличност­ном общении и социальном поведении ребенка: отход от равных по возрасту детей и от семьи, а у младших детей - независимость от воспитательских требований родителей. У детей школьного воз­раста снижается успеваемость или увеличивается количество про­гулов. Старшие дети могут убегать из дома, особенно в ситуациях, где совратитель - это другой член семьи или где родители не под­держивают их и упрекают.

У подростков в результате сексуального насилия может появить­ся склонность к промискуитету (беспорядочным половым связям). По-видимому, такое поведение является попыткой отреагировать на психологическую травму, неосознанным стремлением к девальвации сексуальных отношений вообще (внутренняя логика пострадавшего от насилия в данном случае такова: «Боль по поводу произошедшего не будет слишком сильной, если сексуальные отношения перестанут что-либо значить»). Другим видом защитного поведения, характерным для девушек, является отказ от сексуальных отношений с мужчинами на длительное время. Возможна также более или менее длительная переориентация на сексуальные отношения с девушками (сексуаль­ные отношения с мужчинами начинают казаться слишком «грубыми», «отвратительными»).

Опыт сексуального насилия, перенесенного в детстве или подрост­ковом возрасте, повышает риск стать жертвой сексуального насилия в зрелом возрасте. Данные национального исследования насилия над женщинами, проведенного в США, показывают, что женщины, под­вергшиеся насилию до 18 лет, в два раза чаще становились жертвами изнасилования в зрелом возрасте, чем те, кто не подвергался насилию [Насилие и его влияние на здоровье, 2003].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.