Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жестокое обращение с детьми: феноменология и помощь 10 страница




Сниженная самооценка. Дети из неблагополучных семей неред­ко подвергаются двойному давлению - как в собственной семье, так и со стороны окружающих, прежде всего, сверстников, педагогов, сосе­дей, которыми они, как правило, оцениваются очень низко, так как от них плохо пахнет и они грязно одеты, не имеют элементарных вещей, плохо учатся и не умеют себя вести. Окружающие зачастую переносят на них свое отношение к их родителям: «что из них получится, когда у них такая мать». Такое отношение в доме и вне его формирует у ребен­ка заниженную самооценку, чувство никчемности. Сами дети испыты­вают различные чувства по отношению к своим родителям: привязан­ность, жалость, агрессию, злость, презрение, и, идентифицируя себя с ними, чувствуют стыд и вину.

Таким образом, сама жизнь в семье, где родители злоупотребляют алкоголем, мешает нормальному физическому и психическому разви­тию, препятствует формированию устойчивой позитивной самооцен­ки, ощущения стабильности и безопасности, чувства контроля над собственной жизнью и других, необходимых для успешной социаль­ной адаптации психологических качеств.

Проживая в таких условиях, дети вырабатывают различные формы защиты, которые помогают им снижать психологическое напряжение, но впоследствии сами эти механизмы защиты становятся факторами риска социальной дезадаптации и, в частности, повышают риск злоу­потребления алкоголем при столкновении со сложностями взрослой жизни.

Часто описывают несколько способов такой адаптации ребенка к условиям жизни в семье с пьющими родителями (В.Москаленко,1991):

«Герой». Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, часто сталкиваются с такой характеристикой ребенка: «удивительно, из такой семьи и такой старательный, трудолюбивый, умный, ответ­ственный». Иногда ребенок, стремясь компенсировать стыд, вину, плохое отношение к родителям, прилагает повышенные усилия для достижения социальных успехов. Он не думает о себе, заботится о других, хорошо учится, стремится поддерживать порядок. Чаще всего это старшие дети в семье. Предъявляя к себе завышенные требования, будучи чрезмерно ответственным и отодвигая на задний план свои по­требности, во взрослом возрасте такие дети могут плохо справляться с неудачами и стрессами и нередко начинают также употреблять ал­коголь.

Такой исход нередко провоцирует формирование у окружающих представлений о генетической обусловленности алкоголизма, тогда как на самом деле эти дети просто не получили вовремя психологиче­ской помощи и поддержки. Поэтому эти, казалось бы, благополучные дети, не имеющие проблем с поведением и в обучении, нуждаются не только в социальной, но и психологической помощи, которую они сами редко запрашивают. Основное направление такой помощи вклю­чает в себя отработку чувства вины и стыда, коррекцию завышенных требований к себе, умение понимать важность не только чужих, но и своих потребностей.

«Козел отпущения». Чувствуя себя отвергнутым, такой ребенок использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Испытывая недостаток эмоционального тепла в семье, он легко попадает в асоциальные компании.

Помощь такому ребенку может заключаться в таком отношении со стороны взрослых и специальном формировании такой среды, где он будет чувствовать позитивное отношение вне зависимости от своего поведения, создании таких условий, когда ему не нужно будет плохо себя вести, чтобы получить внимание.

«Тихий ребенок». Отличительной чертой такого ребенка является то, что он живет на периферии семьи, сам по себе, проводит время в основном в одиночестве, в своих мыслях и фантазиях. Он не перечит окружающим, старается всем помогать, редко раскрывает свои пере­живания, уступает другим. Разрыв между фантазиями и реальностью может быть очень значительным, что делает этих детей малоприспо­собленными к жизни, увеличивает риск употребления наркотических веществ во взрослой жизни.

«Клоун». Этим детям свойственна гиперактивность, они часто дура­чатся, чтобы привлечь к себе внимание. Чаще всего это младшие дети, которые таким образом избегают напряжения и проблем в семье, от­вержения родителями. Взрослея, они плохо переносят отвержение и невнимание, склонны избегать давления и жестких требований, ком­пенсируют эмоциональные проблемы употреблением психоактивных веществ.

Таким образом, алкоголизм родителей является значимым фак­тором жестокого обращения с ребенком и оказывает травмирую­щее влияние на различные сферы жизни ребенка.

 

Заключение к главам 1-5

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, в какой бы форме оно ни происходило, выпадают из нормального процесса со­циализации и лишены необходимых для нормального роста и разви­тия ощущения безопасности безусловного принятия, поддержки и по­мощи со стороны родителей.

Они часто оказываются неспособными защитить себя и проявляют либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность в отношениях с окружающими. Это приводит к трудностям в отноше­ниях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.

Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление непра­вильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.

Один специалист, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может быть способен к выполнению всего комплекса диа­гностических и реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этих ме­роприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста.

Первостепенными задачами такой команды специалистов явля­ются: обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация вну­трисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого об­ращения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.