Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борис, 17 лет




Наследственность отягощена по линии отца личностными особенностями в виде нелюдимости, замкнутости, трудностей адаптации в новой обстановке, эмоциональной сдержанности; алкоголизмом (в виде сезонных запоев) у деда больного и двух закончившихся смертью суицидов у двоюродных дядей. По линии матери выявлены манифестные формы шизофрении - у дяди и двоюродной бабки больного; мать больного в возрасте 28 и 35 лет стационировалась в клинику неврозов по поводу длительного снижения настроения, потери продуктивности в деятельности и множественных соматовегетативных расстройств (нарушения сна, аппетита, резкая потеря в весе, обморочные состояния, головные боли, выраженные колебания артериального давления). Подросток живет с матерью, которая развелась с отцом ребенка, когда тому было 2 года.

Мальчик от беременности и родов, протекавших без патологии. Родился с весом 3000, ростом 51 см. Закричал сразу. Раннее развитие своевременное. Рос спокойным, покладистым, достаточно послушным. Детский сад посещал с 3 лет, привык быстро, играл с детьми, хорошо ел и спал. Был очень привязан к матери, ласков и внимателен к ней. Рано и с удовольствие стал помогать по дому. Предпочитал играть дома в машинки, солдатиков, мягкие игрушки, много рисовал. Если находилась компания, с удовольствием играл с детьми на улице в подвижные игры. Почти не болел. В школу пошел в 7 лет, умея к этому времени читать и считать до 20. Учился ровно, самостоятельно, без напряжения. Без возражений ходил на “продленку”, хотя признавался, что устает от шума, от детей, в выходные дни старался вовсе не выходить из дома. С 10-летнего возраста у него был свой достаточно большой круг домашних обязанностей, которые выполнял беспрекословно. Имел двух друзей, но, как замечала мать, был с ними немногословен и неоткровенен. С 10 лет занимался в секции дзюдо, играл в футбол за школьную команду, с особенным удовольствием посещал авиамодельный кружок.

С 14-летнего возраста стал жаловаться на головные боли в области висков и лба, чувство сдавления в области висков, головокружения, возникающие в школе во время уроков. Дважды в возрасте 14-15 лет перенес острые респираторные заболевания в нетяжелой форме. После этого длительно сохранялся насморк. Аккуратно лечился, капал в нос капли. Стал пропускать уроки, сам в связи с насморком и головной болью вызывал врача на дом. В это время стал более вялым, неохотно учил уроки, перестал посещать секцию, играть в футбол, меньше встречался с друзьями. Оставаясь дома, в основном занимался домашним хозяйством, стал еще более аккуратным, рьяно следил за чистотой в доме. Успеваемость снизилась. В возрасте 16 лет, когда учился в 10 классе, стал чувствовать себя еще хуже: ежедневно жаловался на головную боль, нарушение дыхания, дышал открытым ртом, постоянно сморкался, промывал нос физиологическим раствором, капал капли. Говорил, что, по-видимому, его головные боли и плохое самочувствие связаны с насморком. Ощущал постоянное напряжение в области носа, зуд в области носа, распирание барабанных перепонок, “будто их выталкивает изнутри”. Посещал еженедельно отоларинголога районной поликлиники, со слезами уговорил мать сводить его на консультацию в институт, где было выявлено незначительное искривление носовой перегородки, не требующее специальной коррекции и оперативного вмешательства. Тем не менее потребовал, чтобы его положили в ЛОР-отделение районной больницы, настаивал там на операции. После выписки был напряженным, мрачным, угрюмым, сердился на врачей за то, что они не хотят ему помочь. Стал говорить матери, что его самочувствие обусловлено искривлением носовой перегородки, что он чувствует, что она стоит поперек носа и не дает ему дышать. Появились высказывания о том, что мать когда-то пропустила ушиб и перелом носа и он теперь должен мучаться всю жизнь с тяжелой болезнью, которая не даст ему возможности учиться и получить профессию. Обращался к гомеопатам, иглорефлексотерапевтам, продолжал ходить к отоларингологам, вел себя с ними высокомерно, заносчиво, часто грубо, требовал помощи. Читал медицинские журналы, учебники, легко оперировал медицинскими терминами. Внимательно слушал рекламу, покупал дорогостоящие биодобавки. Отказался от мяса, жареного. Считал, что мать его неправильного кормит, вредя его здоровью. Перестал спать ночами, объяснял, что ему не дает заснуть постоянный насморк и затруднение носового дыхания. В то же время очень много спал днем. Совсем перестал посещать школу в и в 11 классе перешел на индивидуальное обучение. 11 класс закончил с трудом, посредственно. Не стал поступать ни в институт, ни в техникум, считая, что в таком состоянии не сможет нигде учиться. С матерью стал груб, резок, немногословен. Все дни пролеживал на диване, перестал смотреть телевизор, читать, в основном был бездеятелен и угрюм. Не подходил к телефону, не открывал дверь, когда звонил домофон. При попытке матери уговорить его встретиться с друзьями, подумать о дальнейшем обучении, о работе цинично бранился, обвинял мать в том, что она его испортила своим невниманием, не заметила, что он сломал нос, не хочет устроить ему консультации хороших врачей, не может заработать денег на операцию; несколько раз избивал и выгонял мать из дома. Временами становился очень беспокойным, непрерывно ходил по квартире, жаловался, плакал, просил помочь ему вылечиться. Стал часто рассматривать свое лицо в зеркале, заявил матери, что он стал уродливым, так как из-за дефекта носовой перегородки у него изменилась форма носа - нос стал слишком большим, длинным, кривым. Если несмотря на его протест кто-то приходил в дом, разговаривал с ним в полумраке, запрещал включать яркий свет при чужих. Посетил платную консультацию хирурга-косметолога и оттуда был направлен к психиатру.

На приеме: высокого роста, худой, бледный, синева под глазами. Держится настороженно, высокомерно, неприязненно. Взгляд напряженный, исподлобья. На вопросы отвечает односложно, тихим, монотонным голосом. Становится более разговорчивым при проявлении интереса и участия к его заболеванию, подробно рассказывает о его проявлениях, о своих ощущениях. В течение нескольких лет проявления его болезни нарастают: если 3 года назад у него были только кратковременные головные боли и насморк, то теперь он практически постоянно ощущает сильную головную боль, напряжение в голове, сопровождающееся головокружением, чувство распирания в области ушей, снижение слуха, изменение вкуса пищи. Насморк стал постоянным, непрерывно течет из носа, невозможно дышать носом, задыхается, приходится все время держать открытым рот. Появилась одышка при любой физической нагрузке. Кроме того испытывает постоянные сильные боли внизу живота и в области половых органов, что, по его мнению, связано с прогрессирующей болезнью и в этой системе, обусловленной тем, что раньше он занимался онанизмом. Считает, что теперь в связи с этим стал импотентом, никогда не сможет жениться и иметь детей. Жалуется также на постоянную слабость, вялость; спит мало и беспокойно из-за затрудненности дыхания. Но если и удается поспать ночью, утром поднимается усталым, разбитым. Считает, что его болезнь возникла из-за того, что после перелома носа его не лечили. “Вспомнил”, что разбил нос в 3-летнем возрасте, но мать не показала его врачам, не обратила внимание на травму. В дальнейшем носовая перегородка в связи с переломом носа встала поперек, но врачи отказываются его оперировать, по-видимому, из-за того, что у него недостаточно денег на такую операцию. О врачах говорит презрительно, враждебно, со злобой. Считает, что определенную отрицательную роль в происхождении его болезни сыграли и чрезмерные занятия в школе, и неконтролируемые матерью чрезмерные занятия спортом, переутомившие его и создавшие предпосылку для тяжелой болезни. В результате длительной, не леченной болезни весь его организм изменился: в связи с постоянно заполненной носовой полостью поражены евстахиева труба, барабанные перепонки, язык. Из-за этого он стал плохо слышать, вкус искажен, а некоторые виды пищи воспринимаются как отвратительные. Поскольку в течение многих лет дыхание нарушено, декомпенсирована работа легких и сердца, из-за постоянной нехватки кислорода поражен мозг. Кроме того болезнь катастрофически изменила его лицо - уродливым стал нос, постепенно меняются губы, щеки, глаза. Рассказал также, что чувствует себя изменившимся, совсем не таким, как был раньше, “как бы чужим самому себе”, потерявшим физическую силу, способности, чувства. Окружающий мир тоже постепенно изменился: стал отстраненным, плоским, тусклым, как будто он видит его через “серое матовое стекло”; лица людей почти не отличаются друг от друга, лишены индивидуальности, размыты, некрасивы. Считает, что в таком состоянии не может ни учиться, ни работать, даже думать о профессии или жизненных планах сейчас не может и не хочет, поскольку сначала должен избавиться от болезни, хотя, вероятно, это уже стало невозможным, Сначала необходимо сделать операцию на носовой перегородке, и, может быть, не одну. После того, как он окрепнет и станет нормально дышать, планируется косметическая операция с изменением формы носа. В дальнейшем придется также обратиться к урологам в связи с предположительным заболеванием мочеполовой системы. Психических расстройств у себя никогда не замечал, психически больным себя не считает. От предложенного психиатром стационирования в психиатрическую больницу и от назначенного лечения отказывается в резкой категоричной форме.

ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Трудно ошибиться, утверждая, что депрессию той или иной степени выраженности, различной длительности, нуждающуюся или не нуждающуюся во вмешательстве психиатра, переносил каждый взрослый. Депрессия у взрослых - чрезвычайно распространенное явление не только в рамках психического заболевания, но и обусловленное неблагоприятными жизненными ситуациями (утратой близкого, изменой любимого человека, ссорой с друзьями, непрятностями на работе, потерей перспективы и т.п.).

ДЕПРЕССИЯ - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное - угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное - настроение. Классический депрессивный синдром определяется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью (депрессивная триада), снижением жизненного (витального) тонуса, идеями самоуничижения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и вегетативными расстройствами.

Всего 30 - 40 лет назад многие детские психиатры отвергали возможность возникновения депрессии в детском возрасте, считая ее присущей только созревающей или зрелой личности, а признаки угнетения и печали не признавали синонимами депрессии в детстве. Несмотря на то, что с тех пор в специальной психиатрической литературе появилось множество сообщений о депрессивных состояниях в детстве, в том числе у детей младшего дошкольного возраста, все еще высказываются сомнения в существовании выраженной депрессии до 10-12-летнего возраста, а сам термин "детская депрессия" считается двусмысленным и спорным.

Долгое время обсуждался вопрос о возможности возникновения депрессивных состояний в младенческом возрасте, возникших в связи с "сепарацией", "фрустрацией" и "депривацией" при отделении от матери или при ее несостоятельности. До сих пор внимание детских психиатров привлекает особый синдром - "анаклитическая депрессия", развивающаяся у младенцев, полностью отделенных от матерей и испытывающих эмоциональны дефицит. После отрыва от матери дети, до этого момента активные, веселые, доверчивые, общительные, становились плаксивыми, пугливыми, раздражительными, переставали активно играть. Стадия сопротивления сменялась стадией истощения: прогрессировала потеря интереса к окружающему, исчезала плаксивость, присоединялась аутоэротическая активность. Состояние младенца напоминало летаргический сон, отмечались бессонница, резкое снижение аппетита или отказ от еды, потеря массы тела, а также нарастание склонности к простудным заболеваниям и экземе. Такие состояния наблюдались между 6 и 11 месяцами жизни и были обратимыми, если в течение 3 месяцев ребенка возвращали матери. В противном случае возникал необратимый синдром детского госпитализма с грубым нарушением развития и картиной "ажитированной идиотии".

К настоящему времени доказано, что депрессивные расстройства, в том числе эндогенные (при циклотимии и шизофрении), могут возникать в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества, в своеобразных формах, обусловленных влиянием возрастной личностной динамики.

По нашим данным, депрессивные состояния у подростков (13-17 лет) отмечаются приблизительно в 19% случаев в популяции старших школьников: от 11% в обычной популяции до 28% среди подростков с выраженными формами школьной дизадаптации и 53% в группе подростков с наиболее выраженной степенью социальной дизадаптации. Данных о распространенности депрессий у детей дошкольного и младшего школьного возраста не имеется. Между тем депрессии, по-видимому, чрезвычайно распространены в детском возрасте, на что указывают имеющиеся данные о частоте депрессивных состояний у школьников - от 20% до 85% популяции (по данным разных авторов), а также сведения о нарастающем числе самоубийств в препубертатном и подростковом возрасте и омоложении суицидального поведения (вплоть до дошкольного возраста)..

Депрессии у детей и подростков с трудом распознаются, во-первых, из-за того, что смешиваются с "нормальными" возрастными изменениями, а, во-вторых, в силу их собственной специфики, обусловленной возрастом возникновения. Попытки диагностики депрессии встречают зачастую непреодолимые трудности из-за крайней изменчивости, неустойчивости, многообразия симптоматики - "хаоса симптоматики", порожденного одновременным влиянием на ребенка множества внешних факторов.

В качестве типичных черт депрессий в детстве разные авторы называют их кратковременность, быстроту смены депрессивных состояний возбуждением, массивность вегетативных нарушений, школьную неуспеваемость, выраженность фиксации на своем физическом состоянии, эпизодов тревоги и страха, навязчивостей, грубость, нарушения поведения. Проецируясь на ту или иную фазу развития ребенка, депрессия "рядится" в разные "одежки", принимая все новые "образы". В младенчестве, во время симбиоза ребенка с матерью, депрессия проявляется в психосоматическом выражении: в симптомах нарушения пищеварения, сна, разрыве контактов, прекращении развития. Позже, в дошкольном возрасте, депрессия характеризуется признаками страха, моторными расстройствами, плачем, блеклостью инициативы, тенденцией к изоляции, приступами немотивированного плача, агрессивностью, регрессивными симптомами (энурез, энкопрез), а также усилением боязливости и появлением тревоги, а у младших школьников - периодическим спадом работоспособности в комбинации с раздражительностью, робостью, неуверенностью, незаинтересованностью в учебе и играх, приступами плача и ощущением безрадостности существования. Чем ближе к пубертату, тем отчетливее выступают дисгармоничность, наклонность к замкнутости, мудрствованию и резонерству. Для депрессии в детстве характерны колебания интенсивности симптоматики в зависимости от времени суток и жизненной ситуации. Повышенные требования ведут к усилению депрессии, и, напротив, депрессивные симптомы иногда полностью исчезают при снижении требований и школьных нагрузок.

Общепризнанным является тот факт, что депрессия у ребенка всегда является "маскированной", т.е. трудно распознаваемой из-за обилия соматических расстройств, негативизма, недовольно-ворчливого настроения, повышением чувствительности, поведенческих расстройств. Нераспознанные (часто по вине родителей и педагогов) депрессивные расстройства, особенно повторяющиеся или затяжные депрессивные фазы в возрасте "первичной социализации", приводят к тяжелым формам дизадаптации, имеющим порой необратимый характер.

Депрессия в детстве в основном развивается постепенно, после более или менее длительного периода предвестников, во время которого депрессивная симптоматика имеет стертый, фрагментарный характер. На первый план выступают вегетативные расстройства, ограничивающиеся нарушением сна, аппетита и повышением температуры, и отрывочные, непостоянные соматические жалобы, сопровождающиеся слезливостью, неотчетливыми жалобами на скуку, периодами молчаливости и отгороженностью. Такие дети никогда не попадают в поле зрения детского психиатра, поскольку начальные этапы депрессии обычно расцениваются как соматическое заболевание или астеническое состояние после перенесенного соматического заболевания. Между тем на ранних стадиях болезни имеется ряд характерных для депрессии признаков, к которым, прежде всего, относится изменение поведения ребенка (или изменение "характера"): веселый, общительный, подвижный ребенок неожиданно становится плаксивым, медлительным, замкнутым; ласковый и доброжелательный - злым, драчливым, ворчливым; любознательный и активный - безразличным, чрезмерно послушным. Другим важным признаком депрессии в инициальном периоде является изменение формы эмоционального реагирования с отсутствием обычного оживления при встрече со знакомыми, неулыбчивостью, отказом отвечать на вопросы, недоверчивостью, нежеланием подойти к другим детям, читать, смотреть телевизионные передачи. Изменяется и характер игры: склонные к шумным, подвижным играм дети охотнее играют в одиночестве, избегая в то же время игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания; дошкольники отказываются от любимых и новых игрушек, игра их становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день. Резко меняется внешний облик ребенка, что выражается не только в похудании, бледности и синеве под глазами, но и в понурой или напряженной позе, угрюмом или грустном выражении лица, беспокойном или потухшем взгляде.

Вегетативные, соматические расстройства и боли являются наиболее частыми и на высоте депрессии. Нарушения сна заключаются в нарушении его продолжительности, затрудненности засыпания, чуткости, беспокойстве ночного сна, прерывающегося кошмарными сновидениями с частым пробуждением и плачем, нарушении ритма "сна-бодрствования". Наряду с нарушением сна часто возникает расстройство питания, чаще всего в форме резкого снижения аппетита или избирательности в пище, предпочтения однородных видов пищи, например, сладкого или фруктов, упорных тошнот и рвот с последующим иногда весьма значительным снижением массы тела. В некоторых случаях ведущим в картине болезни является полное отсутствие аппетита, приводящее к резкому физическому истощению; при этом депрессивные расстройства на протяжение многих месяцев не выявляются, что служит поводом для многократных обследований в соматических больницах. Реже отмечается расстройство аппетита в виде прожорливости, неразборчивости в еде с отсутствием чувства насыщения и чрезмерной прибавкой в весе. Среди других вегетативных расстройств наиболее частым является нарушение терморегуляции: длительный период слегка повышенной температуры - до 37,1 - 37,3 (субфебрилитет) или кратковременные необъяснимые подъемы температуры до 39-42 градусов). Запоры, потливость, зябкость, похолодание конечностей наиболее часты при депрессивных состояниях у подростков, но чрезвычайно редки у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько чаще у них отмечаются учащенное сердцебиение (тахикардия), склонность к понижению или повышению артериального давления и расширение зрачков.

Уже в первые дни и недели после начала депрессии, на фоне еще неразвернутого стертого снижения настроения большинство детей обнаруживает признаки физического недомогания и высказывают жалобы на неприятные телесные ощущения (сердцебиение, головокружение, распирание барабанных перепонок, чувство жжения в груди, "неудобство", "беспокойство" в ногах и руках) и боли (боли в сердце, при мочеиспускании, головную боль, боли в животе, спине, конечностях и т.п.). Эти расстройства являются либо крайне разнообразными, нестойкими, часто сменяющими друг друга, либо, напротив, монотонными, однозначными, элементарными, ограниченными одной изолированной жалобой. Наиболее часто у детей дошкольного возраста отмечаются боли в животе, а у детей младшего школьного и препубертатного возраста - жалобы на головную боль. Чаще всего массивные болевые расстройства не являются постоянными, а повторяются в виде очерченных приступов со страхом, общим беспокойством и плачем. Приступообразный характер имеют и состояния затрудненности дыхания, ощущения неполноты или невозможности вдоха, сопровождающиеся страхом неминуемого удушья. Нередко в детстве депрессию маскирует псевдоневрологическая симптоматика, к которой относятся расстройства, имитирующие неврологическое заболевание: невозможность стоять, нарушение чувствительности кистей рук по типу "перчаток" с невозможностью писать, боли в ногах с нарушением походки, нарушение зрения, "слепота", глухота, сильные головные боли с головокружением, нарушением координации движений и кратковременными обморочными состояниями.

Названные вегетативные и болевые расстройства в сочетании с вялостью, повышенной утомляемостью, похуданием, изменением всего облика ребенка (землистый цвет лица, бледность слизистых, синева под глазами, понурый вид, согбенная поза, шаркающая походка и т.д.) создают видимость картины тяжелого физического недуга и в первое время являются предметом пристального внимания педиатров или хирургов.

Дети, особенно дошкольного или младшего школьного возраста, на фоне депрессии заметно чаще, чем до ее начала, болеют простудными и детскими инфекционными заболеваниями. "Цепочка" инфекций, вызывающая естественную для таких случаев астенизацию (слабость, вялость, повышенную утомляемость, раздражительность, плаксивость), еще больше усложняет и маскирует депрессивную симптоматику. Это явление, известное при реактивных депрессиях у детей (например, при первых месяцах посещения детского сада, помещении в детский санаторий, т.е. при отделении от матери, семьи), а также у подростков и взрослых при депрессиях различного происхождения и связанное со снижением жизненного тонуса, названо "соматопсихическим синергизмом".

Дети, даже школьники в предподростковом возрасте, крайне редко жалуются на "тоску", а чаще говорят, что им "печально", "грустно", "невыносимо", "хочется плакать", "тяжело на сердце", "камень на сердце", "темная стена". В отличие от депрессивных взрослых, у детей отмечается повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу, выраженные тем больше, чем моложе ребенок. Депрессивные дети плачут по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, при любом вопросе, предложении, приходе в дом постороннего, появлении новой игрушки и т.д.

Значительно более частым у детей является депрессивное настроение с тревогой - депрессивным аффектом, характеризующимся ощущением внутренней напряженности, неясной угрозы, беспричинного, бессодержательного беспокойства, ожидания опасности. У маленьких детей в связи со слабостью словесного выражения преобладание тревожного аффекта устанавливается на основании своеобразного поведения: беспокойный взгляд, суетливость, напряженность, ожидание неприятного, плач или отчаянный крик при изменении ситуации. У детей постарше жалобы соответствуют определениям: "нет покоя", "как-то не по себе", "внутренняя дрожь", "неспокойно". Тревога, как правило, нарастает вечером и ночью и сопровождается двигательным беспокойством, максимальная выраженностью которого наблюдается в состоянии тревожного раптуса (резкого возбуждения).

Нередко отмечается трансформация беспредметной тревоги в конкретный страх: остаться одному на всем свете, потерять маму, страх, что мама не придет за ним в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты. Чаще всего опасения охватывают привычную жизненную сферу ребенка (домашняя обстановка, отношения с родителями, приятелями, педагогами, успеваемость и т.д.) и базируются на существующих в действительности, но преувеличенных ситуационных трудностях. Более сложной фабула страха становится при акценте на будущем: вдруг будет война, погибнет все живое, не хватит воздуха, воды, пищи? как жить дальше, когда умрут родители? сможет ли он, став взрослым, быть настоящим человеком, выучиться, иметь специальность, семью? - "Вдруг стану плохим человеком, бандитом, попаду в тюрьму?", "Как же буду жить дальше такая больная?" и т. д. Преобладающим является страх, связанный с переживанием угрозы существованию, сопровождающийся выраженным моторным беспокойством, бессонницей и всегда наблюдающийся при приступообразных состояниях с соматическими и болевыми расстройствами. Нередко страх приобретает характер громадности ("гибель мира", "конец света", "атомная война", "нейтронная война", "гибель всех людей" и т.п.). Страх перед будущим (будущей жизнью и будущей смертью) также, как правило, возникает в виде кратковременных эпизодов со слезами, речевым возбуждением, множеством вопросов о жизни, смерти, смысле жизни. Свойственным детскому возрасту является страх с характерным транзитивизмом, при котором на первый план выступают опасения за жизнь и здоровье родителей.

Тревога и страх имеют тенденцию к усилению в вечернее и ночное время и сопровождаются иллюзорным обманом восприятия, чувством присутствия постороннего, элементарными слуховыми, тактильными (ощущение прикосновения) и зрительными галлюцинациями (насекомые, змеи, мелкие животные). Тревога и страх тесно связаны с трудностями засыпания, прерывистостью сна, бессонницей, ночным плачем, устрашающими сновидениями.

Депрессивные расстройства не исчерпываются тоской, тревогой, страхом, скукой: нередко на первый план выступает так называемый дисфорический фон настроения, при котором преобладает раздражительность с гневливостью и агрессией. Дети и подростки всем недовольны, недоброжелательны, склонны к эпизодам злобы, возникающим по малейшему поводу, грубы, драчливы, часто циничны. При этом вспышки ярости, активного сопротивления с драчливостью, грубостью, бранью, как правило, провоцируются извне и чередуются с периодами слезливости и подавленности.

Тяжелое, мрачное, угрюмое, безрадостное настроение с отсутствием удовольствия от любого вида деятельности, брюзгливым недовольством собой и окружающими, всем миром, враждебностью формирует основной депрессивный фон детско-подростковой депрессии, называющейся Unlust-депрессией. Unlust-аффект нередко выступает в сочетании с замкнутостью, напряженностью, малодоступностью, ворчливостью; при этом доминируют высказывания типа: "Я злой", "Всех ненавижу", "Вокруг все грязное, мерзкое, и я сама не лучше", "Всех бы разорвал", "Дайте автомат - всех перестреляю и себя убью" и т. п. При этом часто возникает необъяснимая и необоснованная неприязнь по отношению к самым близким людям, чаще всего к матери.

У детей младенческого или младшего дошкольного возраста при отсутствии речи или частичной ее сформированности снижение настроения иногда выявляется только в процессе наблюдения за поведением ребенка: понурый, скучный или мрачный вид, беспокойство или безучастность, рыдания или заунывное хныканье, безрадостность, нежелание подойти к детям, отказ от игрушек, отсутствие прежней живости, замедленность движений - все эти признаки свидетельствуют о снижении настроения у маленького ребенка.

Идеи самообвинения и самоуничижения у детей дошкольного и младщего школьного возраста всегда отрывочны, эпизодичны и выражаются в наивных высказываниях: "Я плохой, потому что не люблю кисель и запеканку", "не умею кататься на велосипеде", "обижаю маму", "мучаю маму, и отец поседел", "я самая больная, плохая, мне стыдно с детьми", "я грязная и не умею учиться". Идеи самообвинения, неполноценности и в препубертатном возрасте, за редким исключением, являются непостоянными, крайне рудиментарными, а их фабула ограничивается семейно-школьными проблемами. Но все же при депрессии в детском возрасте, в отличие от взрослых, низкая самооценка и идеи виновности не доминируют, а выступают в сочетании с более пышными идеями заброшенности, ощущением несправедливо нанесенной обиды и жалости к самому себе, т. е. в отличие от взрослых, "вектор вины" при детской депрессии направлен вовне. Дети недовольны отношением к ним родителей, считают их виновными в плохом самочувствии, сниженном настроении, высказывают массу претензий и упреков. Начиная сомневаться в любви родителей, они много раз в день задают один и тот же вопрос: "Ты любишь меня?", но при положительном ответе и ласке успокаиваются ненадолго, ловят взгляды близких, наивными способами пытаются проверить их любовь. Чувство заброшенности и ревность особенно резко обнажаются при рождении нового ребенка или появлении маленького гостя. Такая ревность нередко сопровождается агрессией - дети предлагают родителям "выбросить" ребенка, вернуть его в больницу, стремятся причинить ему боль, ущипнуть, укусить, выбросить из коляски. Всякое замечание, недовольство родителей провоцирует приступы двигательного беспокойства с криком, плачем, нелепыми угрозами и поступками вплоть до демонстративных попыток самоубийства или, наоборот, усиливают молчаливость, отгороженность.

Сензитивные идеи отношения у детей школьного возраста при депрессиях с нарушением успеваемости и страхом перед школой выражаются в следующем: дети считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, не хотят дружить, стремятся обидеть, смеются над их неуклюжестью, плохой успеваемостью, неумением играть, что сами они неинтересны, неприятны даже родителям, которые отдают предпочтение другим детям в семье.

О депрессивной замедленности мышления у ребенка скорее можно судить по косвенным признакам: замедленности речи, односложности и долгом обдумывании ответов, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимое чтение книг. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного, много раз пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет, делают ошибки в элементарных вычислениях, жалуются, что не понимают объяснений учителя, уроки учат в течение всего дня с помощью родителей или совсем прекращают выполнять домашние задания. При этом много плачут, причитая, что "все равно будет двойка". Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, принести в школу тетради и учебники, жалуются на поглупение: "Память испортилась, совсем глупая стала", "не умею учиться", "силюсь понять и не понимаю".

Степень выраженности двигательной заторможенности у большинства детей в депрессии является незначительной, колеблющейся на протяжение суток. В некоторых случаях на непродолжительном отрезке времени обнаруживаются резкие колебания в двигательной сфере - от явной заторможенности до повышенной двигательной активности, особенно выраженной в приступах тревожного возбуждения и истерически окрашенных эпизодах. Более очевидной двигательная заторможенность является при депрессиях в младшем школьном и подростковом возрасте: появляются несвойственные ребенку медлительность; дети подолгу одеваются, часто опаздывая из-за этого в школу, не могут бегать на переменах, избегают подвижных игр, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими.

Депрессивные состояния у детей и подростков имеют сложную структуру, представляя собой сочетание истинной депрессивной симптоматики, своеобразно преломленной в соответствии с возрастом ребенка, и личностной защитной реакции, наступающей в ответ на собственную несостоятельность, невозможность по-прежнему усваивать школьную программу, свободно держаться в детском коллективе и на те социальные меры воздействия, с которыми из-за нераспознанности болезненного состояния подходят к таким детям взрослые. К таким личностным реакциям относятся отказ от посещения школы, различного рода истерические состояния, конфликтность, нарушения поведения с антидисциплинарными поступками, прогулами уроков, агрессивностью, тягой к асоциальным группировкам.

На фоне затяжных депрессивных состояний у детей нередко возникают тики, навязчивые действия, навязчивые страхи и особенно "школьные фобии" - страх перед школой, учителями, скоплением детей, ответами у доски, иногда сопровождающиеся заиканием и частичной утратой активной речи (мутизмом), уходами, побегами и полным отказом от посещения школы. "Школьные фобии" имеют свойство не исчезать сразу даже при полном исчезновении депрессивной симптоматики. В период улучшения, обычно вечером, ребенок дает слово завтра же отправиться в школу, готовит уроки, собирает портфель, а наутро либо наотрез отказывается выполнять свое обещание, либо доходит до ворот школы и возвращается домой. Ребенок чаще всего не может связно объяснить свое поведение, в ответ на все вопросы лишь повторяя: "не могу", "не хочу", "не буду учиться" или каждый раз ссылаясь на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи с соматическим заболеванием или каникулами родители прекращают обсуждать вопрос о школе. Постепенно возобновляются контакты с одноклассниками, ребенок становится все более активным, подвижным, много гуляет, бегает и ничем не отличается от сверстников, но по-прежнему активно протестует против посещения школы. Такие состояния с затянувшейся "школьной фобией" иногда продолжаются долгое время - до 3-4 лет, все более отдаляя ребенка от реальной возможности наверстать упущенное. Отграничение собственно депрессии от следовой "школьной фобии" является порой весьма затруднительным.

При депрессии у детей любого возраста возможно возникновение так называемых регрессивных расстройств, т. е. возврата к формам поведения и навыкам, свойственным младшему возрасту, в том числе энуреза и энкопреза, пуэрилизма.

Одной из характерных особенностей депрессии в детском возрасте является появление наряду с другими симптомами признаков психической сверхчувствительности, в том числе обидчивости, впечатлительности, гипертрофированной жалостливости. Дети болезненно реагируют на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам.

Специфической особенностью депрессии у ребенка является также склонность к возникновению приступообразных состояний речевого и двигательного возбуждения с плачем – раптоидные состояния. Такие состояния характеризуются безудержным движением - иногда бесцельным бегом (по комнате, вокруг дома, по улице, часто наперерез движущемуся транспорту), множеством лишних движений, раскачиванием туловища, метанием из стороны в сторону. При этом жалобы детей ограничиваются лаконичным: "не могу так больше", "в груди вода и пожар", сопровождающимися однотипными причитаниями или криком. При ведущем тревожном и боязливом настроении также отмечаются очерченные состояния возбуждения с "чрезмерным плачем" и стереотипными вопросами: "Я не умру?", "Все будет хорошо?", "Войны не будет?". Состояния возбуждения нередко возникают в связи с ничтожным поводом и часто истерически окрашены. Так, в момент безудержного движения дети бьют посуду, ломают игрушки, рвут одежду, выскакивают на балкон, во двор и там демонстративно пронзительно кричат, валяются по полу, даже грызут ножки стула. При этом выкрикивают, что больше не могут, не будут жить, что лучше умереть, а нередко и предпринимают попытки покончить с собой. Такие состояния продолжаются от 10-15 минут до 2 часов и сменяются двигательной заторможенностью с молчаливостью и малой доступностью. Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже - с обездвиженностью.

Депрессивная симптоматика в детстве очень редко является устойчивой и формирует картину цельного, очерченного депрессивного приступа. Для большинства детей характерна изменчивость симптоматики, насыщенность множеством расстройств, фрагментарных, временных и незавершенных, в сочетании слагающихся в сложную и мозаичную картину. Преобладание того или иного настроения и его напряженность у ребенка в течение суток являются непостоянными и зависят как от внешних обстоятельств, так и от времени суток. Изменчивым является и состояние двигательной сферы с чередованием малоподвижности и резкого двигательного возбуждения. В преобладающем большинстве случаев отмечается непрерывная "пульсация" в настроении, самочувствии и состоянии моторики, что создает картину "аффективного шторма". Суточные изменения настроения у детей при депрессиях являются более сглаженными, чем у больных подросткового и зрелого возраста. Улучшение самочувствия и настроения во второй половине дня почти всегда отсутствует. В первой половине дня в основном преобладают слабость, вялость, медлительность, заторможенность, чувство грусти, печали, тоски или скуки; днем отмечаются усталость, сонливость, головные боли; к вечеру нарастают слезливость, двигательное беспокойство, раздражительность, злобность. Очерченные, кратковременные эпизоды возбуждения наблюдаются преимущественно в вечернее время. Поздним вечером и ночью превалирующими становятся тревога и страх, сопровождающиеся иногда иллюзиями и бессонницей. При субъективной оценке своего состояния дети обычно отмечают ухудшение самочувствия к вечеру, боятся приближения темноты, наступления ночи в связи со "страхом страха". У детей школьного возраста работоспособность не восстанавливается во второй половине дня, как это происходит при неглубокой депрессии у взрослых. Это определенно связано как с нарастающими к вечеру тревогой и беспокойством, так и с повышенной утомляемостью депрессивного ребенка. Такой суточный ритм в немалой степени способствует дизадаптации ребенка, лишенного возможности частичной компенсации в течение суток.

Абсолютно доминирующей ситуацией, провоцирующей депрессию у младенцев и детей младшего дошкольного возраста, является отделение от матери при помещении в санаторий, круглосуточные детские ясли, Дом ребенка, больницу и т.п., утрата матери (смерть, заключение), особое состояние матери (депрессия, психоз, отгороженость в связи с неблагоприятными семейными обстоятельствами). У детей старше 4 лет провоцирующую роль очень часто играет длительная неблагополучная семейная ситуация (скандалы, развод, длительная болезнь и смерть близких) и рождение другого ребенка в семье. Следует отметить, что в этих случаях ребенка почти никогда не посвещают в запутанные семейные отношения, скрывают смерть родных, уход отца, поэтому и здесь, по-видимому, роль психотравмы играют депрессивное настроение, загруженность, отгороженность матери. Начиная с 7-летнего возраста наиболее значимым психогенным фактором являются проблемы, связанные со школой - незначительные, с точки зрения взрослого человека, но чрезвычайно актуальные в детстве: смена класса, учителя, переезд на новую квартиру и переход в другую школу, отставание от сверстников в связи с длительным соматическим заболеванием, оскорбительное поведение учителя и т.п. Нередко депрессивное состояние возникает сразу же после поступления в 1 класс при неправильном педагогическом подходе с запугиванием и унижением тормозимого и очень ранимого ребенка. При этом сложные отношения с одноклассниками, которым родители склонны приписывать решающую роль в происхождении болезненного состояния у ребенка, является чаще всего не причиной, а уже следствием болезни. Значительно реже депрессии предшествуют острые соматические заболевания (токсический грипп, тяжелая ангина, детские инфекции) или смешанная психогенно-соматогенная провокация (тяжелое соматическое заболевание и помещение в больницу, испуг). Наиболее актуальной психотравмой, способной вызвать невротическую депрессию или явиться провоцирующим фактором для возникновения эндогенной депрессии у подростка, являются нарушения отношений со сверстниками (ссора с другом или подругой, ситуации, снижающие мнение коллектива в отношении подростка, смена места жительства и школы, в связи с чем нарушаются прежние эмоциональные связи и подросток попадает в новый сложившийся коллектив и новые условия обучения, которым не всегда соответствует).

Приблизительно у трети депрессивных детей и подростков обнаруживаются суицидальные тенденции (высказывания, намерения, угрозы, попытки). В некоторых случаях суицидальная попытка служит поводом для первого обращения к психиатру и первого стацио­нирования ребенка/подростка, но аутоагрессивное по­ведение возникает иногда на фоне достаточно продолжительного нераспознанно­го депрессивного состояния, порой не первого по счету. При этом задолго до совершения суицидального акта в большинстве случаев имеют место отрывочные высказывания о бессмысленности жизни, жела­нии умереть или угрозы самоубийства. Суицидальное поведение является "барометром тяжести детско-подростковой депрессии".

Правильная оценка детского суицидального поведения осложняется тем обстоятельством, что в понимании ребенка смерть не означает бесповоротного прекращения жизни, иногда отожествляется с иным су­ществованием, не является необратимой, а суицидальная попытка не всегда однозначно свидетельствует о желании умереть. Понимание смерти у ребенка как безвозвратного прекращения жизни созревает только к пубертатному периоду.

Суицидальное поведение при депрессиях в детско-подростковом возрасте отмечается в различных формах: в виде обдуманных суицидальных актов, обусловленных депрессивными переживаниями, импульсивных суицидальных попыток в момент меланхолического раптуса (т.е. на высоте депрессивных переживаний) и демонстративных (или шантажных) суицидальных попыток.

Абсолютно преобладающими при депрессиях в дошкольном возрасте являются импульсивные суицидальные попытки в момент меланхолического раптуса; начиная с младшего школьного возраста возникают суицидальные тен­денции в виде демонс­тративных суицидальных действий, направленных не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенным социальных связей, и нарастание к препубертату обдуманного суицидального поведения при резком сокращении числа импульсивных суицидов. Установлены возможность трансформации суицидальных тенденций от относительно безобидных случа­ев самоагрессии к опасным для жизни продуманным суицидальным по­пыткам, а также возможность тяжелых последствий и даже смертельных исходов при демонстративных суицидальных попытках у детей и подростков. Все это говорит о необ­ходимости раннего выявления суицидальных тенденций при депрессиях в детском возрасте и максимального внимания к детям с суицидальными мыслями, угрозами или фантазиями. Исходя из этого представления общепринятым считается квалификация всех суицидальных действий в детско-подростковом воз­расте как истинных, заставляющая стационировать всех детей с суицидальными тенденциями для исключения суицидального риска.

Таким образом, депрессии в детстве возникают начиная с младенческого возраста и преимущественно представляют собой длительное патологическое состояние, на фоне которого выступают короткие очерченные эпизоды возбуждения, связанного со страхом, тревогой, тоской или дисфорией, и соматовегетативные кризы, имеющие приступообразный характер и сопровождающиеся страхом.

В связи со своеобразием проявлений депрессия в детском и подростковом возрасте нуждается в отграничении прежде всего от соматического заболевания, психопатоподобного синдрома и, реже, олигофрении. Здесь мы остановимся лишь на трех типологических вариантах детской депрессии - соматизированной, психопатоподобной и ступидной, представляющих значительные сложности для дифференциальной диагностики и, соответственно, создающих серьезные предпосылки для затяжных и глубоких форм социальной и школьной дизадаптации.

В соматизированной депрессии на первый план выступает та или иная соматовегетативная симптоматика, имитирующая первичную соматическую патологию, маскирующая, скрывающая собственно депрессивные проявления, которые тем не менее всегда присутствуют и могут быть выявлены. К соматизированным относятся те депрессии, в которых патологические телесные ощущения настолько выражены и массивны, что на долгое время заслоняют собой собственно депрессивную симптоматику.

При затяжном характере соматизированных депрессий постепенно нарастает снижение успеваемости, связанное как с замедленностью мышления и снижением витального тонуса, так и с частыми длительными пропусками школы. Наряду с этим выявляются идеи несостоятельности, самоуничижения, а также сензитивные идеи отношения. Школьники избегают общества сверстников, шумных, подвижных игр; становятся тихими, беспомощными и одинокими. Основную роль, однако, при возникновении школьной дизадаптации при затяжных или часто повторяющихся соматизированных депрессиях играет неоправданное стремление врачей-педиатров и родителей больных "на всякий случай" (даже при отсутствии патологии со стороны внутренних органов) создать щадящий режим, запретить интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки, ограничить контакты ("ятрогенная" дизадаптация), что еще более фиксирует подростка на своем заболевании и в конечном счете нередко инвалидизирует его.

Следующее наблюдение иллюстрирует соматизированную депрессию у ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.