Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические рекомендации и программа их внедрения 2 страница




ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - тот объект, на котором про­водится научное исследование. Объектом психологического ис­следования, например, является человек или группа людей.

ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ — класс или классы объектов, явлений и т.п., к которым относится или которые включает в себя данное понятие.

ОДНОЗНАЧНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕ­ТОДИКИ — способность методики отражать в своих показате­лях только то явление, для диагностики которого она предназ­начается. Если признаки, используемые в методике для выводов об уровне развития психологического свойства, отражают не только данное, но и другие свойства человека, то соответствую­щая методика не считается однозначной.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — требование, предъявляемое к научным понятиям. О. понятия предполагает указание на конк­ретные операции или действия, выполнив которые, человек мо­жет убедиться в том, что данное понятие не является пустым, т.е. в том, что включенные в него явления действительно существуют.

ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН - закон, в со­ответствии с которым сила ощущения, возникающего у челове­ка под воздействием некоторого стимула, пропорциональна ло-


______________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика _________________

гарифму величины стимула, выражаемой в физических едини­цах. Формула О.п.з. выглядит следующим образом:

S = k-lgl+c, где S — сила измеряемого ощущения,

/ — величина воздействующего на орган чувств человека сти­мула,

k, с — постоянные величины, зависящие от органов чувств.

ПЕРЕМЕННАЯ ВЕЛИЧИНА —величина, значения которой не остаются постоянными и изменяются от опыта к опыту. П.в. может принимать различные значения.

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - предварительное ис­следование некоторой проблемы, направленное на проверку пра­вильности задуманного эксперимента, его замысла, гипотез и ме­тодик, плана и программы. В П.и. уточняются детали будущего эксперимента, поэтому такое исследование иногда называют пробным.

ПОДШКАЛА ТЕСТА — относительно самостоятельная часть психологического теста, предназначенная для оценки или изме­рения одного из нескольких психологических свойств, изучае­мых при помощи данного теста.

ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - процесс и резуль­тат приобретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, включая типичное ролевое поведение представителей данного пола.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ - специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий за­дачи психодиагностики, психокоррекции (см.) и психологичес­кого консультирования (см.), связанные не с проведением науч­ных исследований, а с оказанием прямой психологической по­мощи людям.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — сторона объекта исследова­ния (см.), которая в данном случае изучается. Например, объек­том исследования может быть человек в целом, а предметом ис­следования — особенности его внимания.

ПРЕДМЕТНАЯ ИГРА — игра ребенка с материальными пред­метами или их заменителями, подчиненная культурно-истори­ческим особенностям данного предмета, его назначению в жиз-


Словарь основных терминов

ни людей. Например, игра с книгой как с источником и храните­лем информации будет предметной, а игра с той же самой кни­гой, где она используется в качестве подставки, не будет пред­метной.

ПРОБЛЕМА — сложный, требующий решения научный или практический вопрос, как правило, такой, прежние попытки ре­шения которого нельзя признать вполне удовлетворительными. П. — это вопрос, который все еще стоит на повестке дня и требу­ет своего решения.

ПРОЕКТИВНЫЕ ТЕСТЫ - психологические тесты (см.), ос­нованные на получении информации о человеке на базе меха­низма проекции — не вполне осознанного приписывания дру­гим людям, событиям и вещам собственных мыслей и чувств че­ловека.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - подготовка че­ловека к овладению той или иной профессией и выполнению на достаточно высоком уровне соответствующей профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР - отбор людей по психо­логическим и другим качествам, необходимым для овладения и успешного выполнения той или иной профессиональной деятель­ности.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ — психологические тесты, ос­новная задача которых состоит в изучении познавательных и дру­гих психологических процессов. В П.т. используются данные о психических процессах для выводов о состоянии и свойствах че­ловека.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — совокупность прикладных психоло­гических знаний, умений и навыков, связанных с оказанием че­ловеку практической психологической помощи в исправлении его психологии или поведения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - область деятельности практического психолога (см.), связанная с оказа­нием психологической помощи людям в форме консультаций и советов.

ПСИХОТЕРАПИЯ — область теоретических знаний и сово­купность практических методов психологического воздействия


______________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3, Психодиагностика _________________

на больных людей с целью избавления их от разного рода забо­леваний. П. — сфера деятельности, пограничная между медици­ной и психологией (см. также психокоррекцию).

РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ — метод математической ста­тистики, позволяющий свести множество частных зависимостей между отдельными значениями переменных к их непрерывной линейной зависимости. В результате Р.а. получают прямую ли­нию, которая наилучшим образом иллюстрирует (аппроксими­рует — говоря математическим языком) общий характер зави­симости между изучаемыми переменными величинами.

РЕЛЕВАНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИТУАЦИИ ПСИ­ХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ - характеристики ситуа­ции тестирования, от которых непосредственно зависят его ре­зультаты. Р.х.с.п.т. включают в себя восприятие испытуемым си­туации тестирования, целей и задач тестирования, личности экс­периментатора и его поведения и др.

РЕФЕРАТ — краткое изложение совокупности идей, содер­жащихся в том или ином тексте или в нескольких текстах: кни­гах, статьях, докладах и т.п.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА — группа людей, на которую ори­ентируется человек, в которой он заимствует для себя цели, цен­ности, идеи, нормы, правила поведения. Р.г. в значительной сте­пени определяет психологию и поведение того человека, для ко­торого она является референтной.

РЕФЛЕКСИЯ — сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Р. — это также изуче­ние человеком своей собственной психологии или своего собст­венного поведения.

СИСТЕМА — сложно организованный объект, состоящий из множества более или менее устойчивых элементов, взаимосвя­занных друг с другом. Создание, функционирование и развитие С. подчиняется'особым законам, не сводимым и не выводимым из законов функционирования отдельных элементов или част­ных связей между ними.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ — совокупность признаков, вы­деляемых данным понятием в тех классах объектов, к которым оно относится (см. также объем понятия).


Словарь основных терминов

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — система норм, форм и правил пове­дения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или в социальной группе (см.) определенное положение.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — устойчивое внутреннее от­ношение человека к кому-либо или к чему-либо. Су. включает в себя три компонента: когнитивный (знания), эмоциональный (переживания) и поведенческий (действия), которые в целом и определяют отношение к соответствующему объекту.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ТЕСТА - изменение, приспособление данного теста, созданного в одной стране, куль­туре или эпохе, к другим социальным условиям, где он приме­няется впервые. С.а.т. включает в себя как изменение самих тес­товых заданий, так и уточнение норм.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА- название методи­ки, предназначенной для выявления, анализа, табличного, гра­фического и индексного представления человеческих личных взаимоотношений, сложившихся в малой группе (см.).

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ - стандартизированная социометрическая методика (см.), имеющая установленные, про­веренные нормы и стандартизированную процедуру ее практи­ческого использования.

СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - проводи­мое в научных целях наблюдение за поведением людей, предпо­лагающее наличие определенной схемы наблюдения, в которой отражено то, что нужно наблюдать, каким образом вести наблю­дение и представлять его результаты.

СТАТИСТИКА — термин, имеющий два основных значения: а) область математических или практических знаний, в которой представлены способы статистического анализа или обобщенные количественные данные о чем-либо; б) частный показатель, с по­мощью которого эти данные представляются.

СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — переживания, повышающие общий тонус организма, увеличивающие его активность и рабо­тоспособность.

СУБТЕСТ — часть психологического теста или его подшкала (см.), имеющая самостоятельное значение и оценивающая то или иное отдельное свойство.


____________ ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика ___________

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ — аспект проблемы (см.), вопрос, который специально изучается в данном конкретном исследо­вании.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) -тест проективного типа, созданный американским психологом Г. Марреем. Основу ТАТ составляет серия сюжетно неопределен­ных картинок, на которых представлены люди в малопонятных ситуациях. Испытуемые по этим картинкам пишут связные рас­сказы-сочинения, анализ которых позволяет судить о психоло­гии самих испытуемых.

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ - раздел современной матема­тики, рассматривающий случайные величины, а также законы, характеризующие множества и отношения случайных величин.

ТЕСТ — стандартизированная методика психологического исследования, предназначенная для точных количественных оце­нок и строгих качественных определений психологии и поведе­ния человека с ориентацией на установленные нормы оценок.

ТЕСТИРОВАНИЕ — процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психо­логии и поведения человека.

ТЕСТ КЕТТЕЛА — методика, разработанная англо-американс­ким психологом Р. Кеттелом и предназначенная для выявления количественной оценки 16 различных черт личности человека (факторов — см.).

ТЕСТ РОРШАХА— методика психодиагностики личности, разработанная немецким ученым Роршахом для изучения неосо­знаваемых склонностей и побуждений человека. Т.Р. представ­ляет собой серию симметричных цветных пятен, интерпретация которых человеком позволяет судить о его мотивации.

ТЕСТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАТТЕС­ТАЦИИ ГРУППЫ КАК КОЛЛЕКТИВА (СПСК) - методика, предназначенная для оценки уровня социально-психологическо­го развития малой группы, как коллектива, с представлением в виде индексов и диаграммы системы существующих в нем кол­лективистских отношений.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — группа психологических тестов, в основу которых положена оценка практических достижений


Словарь основных терминов

человека в тех или иных видах деятельности, а также в решении различных задач.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА— группа психологических тестов, предназначенных для изучения мышления человека и количе­ственной оценки уровня его интеллектуального развития.

ТЕСТЫ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ - психологические тес­ты, предназначенные для диагностики устойчивых состояний и свойств человека как личности.

ТОЧНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ -способность данной методики достаточно точно оценивать сте­пень развития у человека тех психологических качеств, для диа­гностики которых она предназначена. Чем больше различных градаций уровня развития данных качеств позволяет получать методика, тем она точнее.

ТРЕВОЖНОСТЬ — психологическое состояние повышенно­го беспокойства, эмоционального напряжения человека. Т. мо­жет выступать как ситуативное, т.е. временное, состояние чело­века и как устойчивая черта его личности. Соответственно, раз­личают ситуативную и личностную Т.

УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК) - способ­ность человека контролировать себя и свое поведение, управлять всем этим, брать на себя ответственность за происходящее с ним и вокруг него.

ФАКТОР — математико-статистическое понятие, означаю­щее общую причину многих случайных изменений совокупнос­ти переменных величин, событий и т.п. Ф. выявляется при по­мощи специальной математической процедуры, называемой фак­торным анализом (см.).

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ — процедура или метод математи­ческой статистики, основанный на анализе корреляций случай­ных величин и направленный на то, чтобы выявлять группы слу­чайных величин, взаимно коррелирующих друг с другом. Мате-матико-статистическая основа выявляемых таким образом кор­реляций называется фактором (см.).

ФРУСТРАЦИЯ — эмоционально-отрицательное пережива­ние человеком какой-либо неудачи, утраты, крушения надежд, сопровождаемое чувством безысходности, тщетности прилагае­мых усилий.


ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика

Х2-КРИТЕРИЙ — математико-статистический критерий, на основе которого судят о статистической значимости связей, су­ществующих между двумя или несколькими переменными, часть которых рассматривается как причина, часть — как следствия наблюдаемых изменений.

ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ — устойчивые индивидуальные психо­логические свойства человека, характеризующие его как лич­ность. Ч.л. могут служить определениями характера, мотивами поведения и т.п.

ЭКСПЕРИМЕНТ — метод научного исследования, предпо­лагающий создание некоторых искусственных (эксперименталь­ных) условий и направленный на выявление причинно-следст­венных зависимостей, существующих между изучаемыми пере­менными.

ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММА — технически осуществленная запись электрической активности сердечной мышцы в течение определенного промежутка времени, сделанная с помощью спе­циального прибора, называемого электрокардиографом.

ЭЛЕКТРОМИОГРАММА — запись электрической активнос­ти скелетных мышц, осуществленная посредством устройства, называемого миографом.

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММА - запись электрической ак­тивности мозга человека или его отдельных участков, выполнен­ная в течение некоторого промежутка времени при помощи при­бора, именуемого электроэнцефалографом.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ- иссле­дование, основанное на получении, анализе и обобщении опыт­ных данных.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие............................................................................... 3

Часть I. Психологическая диагностика

Глава 1. Введение в психодиагностику............................................... 6

Общее представление о психодиагностике.................... 7

Из истории психодиагностики....................................... 14

Профессионально-этические аспекты психодиагностики 19

Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики

и предъявляемые к ним требования...................................... 26

Общая характеристика методов психодиагностики..... 26

Методы психодиагностики, их классификация............. 33

Требования, предъявляемые к психодиагностическим

методикам и ситуациям.................................................. 42

Тесты и тестирование..................................................... 47

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста.... 56

Особенности психодиагностики

детей дошкольного возраста.......................................... 57

Методы диагностики познавательных процессов

дошкольников................................................................. 62

Методы диагностики восприятия.................................. 65

Методы диагностики внимания...................................... 73

Методы диагностики воображения............................... 83

Методы диагностики памяти.......................................... 88

Методы диагностики мышления................................... 96

Методы диагностики речи.......................................... 116

Психодиагностика личностных качеств

и межличностных отношений у дошкольников.......... 123

Методы изучения межличностных отношений......... 144

Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования

детей-дошкольников..................................................... 148

Итоговая, интегральная характеристика уровня
психологического развития ребенка-дошкольника... 149


ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика

Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников.................... 156

Особенности психодиагностики детей младшего школьного

возраста................................................................................................... 157

Методы определения готовности ребенка

к обучению в школе и диагностика уровня развития

его познавательных процессов......................................................... 164

Методы оценки внимания младшего школьника

и ребенка, поступающего в школу.................................................. 173

Методы диагностики памяти........................................................... 179

Методы изучения воображения....................................................... 193

Методы психодиагностики мышления

младшего школьника........................................................................... 198

Методы оценки уровня развития речи

у младших школьников....................................................................... 216

Методы изучения личности и межличностных отношений

у младших школьников....................................................................... 223

Подготовка заключения об уровне

психологического развития ребенка

младшего школьного возраста........................................................ 259

Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей.................. 270

Особенности психодиагностики детей подросткового

и юношеского возраста....................................................................... 270

Методы психодиагностики познавательных процессов

в подростковом и юношеском возрасте.......................................... 277

Методы оценки мышления у подростков

и старших школьников....................................................................... 281

Методы диагностики личности........................................................ 321

Методы изучения межличностных отношений.......................... 380

Глава 6. Методы психодиагностики студентов,

учителей и родителей......................................................................... 411

Психология и психодиагностика взрослых.................................. 412

Изучение познавательных процессов у студентов,

учителей и родителей.......................................................................... 417

Методы изучения личности взрослого человека......................... 452

Блок методик, связанных с решением человеком

жизненных проблем............................................................................ 479

Методы педагогического изучения

межличностных отношений взрослых людей.............................. 502


Содержание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.