Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы критического мышления




ДЕФИЦИТЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Критическое мышление представляет собой комплекс таких аргументативно-логических методов, которые не самодостаточны: будучи простыми схемами, они требуют конкретного наполнения в зависимости от поставленной практической задачи. Все эти схемы регламентируют ход устной аргументации вне зависимости от затрагиваемого содержания, а также процесс написания научной работы на любую тему. Но выбор темы и обращение к тому или иному содержанию имеют все же немалое значение — за это отвечает уже не критическое, а креативное (творческое) мышление. Различение критического и креативного мышления является весьма существенным. Так, креативное мышление не предполагает пользования предзаданными схемами [вернее будет сказать, рефлексируемыми (осознаваемыми) и контролируемыми предзаданными схемами, поскольку неосознаваемые предзаданные схемы присущи любому мышлению — Е. В.], так что является способностью, которой трудно научиться. Этого нельзя сказать о мышлении критическом: важнейшим его свойством является то, что ему всецело можно научиться.

Критическое мышление, выстраиваясь на обобщенных схемах повседневной деятельности, является систематичным — оно ни при каких условиях не должно противоречить самому себе. Поэтому оно и протекает как четкая последовательность определенных действий. Для этого оно должно строить верные выводы или алгоритмы при осмыслении тех или иных практических ситуаций и неукоснительно им следовать. В результате этого внутри данного мышления имеет место рассмотрение деятельности как таковой — безотносительно какой бы то ни было конкретики. Все это ведет к тому, что критическое мышление является мультиперспективным, поскольку содержит такие обобщенные схемы деятельности, которые можно апплицировать на любую ситуацию. Но, несмотря на свою мультиперспективность, данное мышление остается при этом комплексным — оно вырабатывает типовые решения практических задач. В зависимости же от сложности ставящихся задач критическое мышление предлагает и различные виды их решения. Поэтому такое мышление должно быть метакогнитивным, т. е. иметь в себе несколько уровней в соответствии с алгоритмической сложностью вырабатываемых схем типовых решений. Многоуровневость, в свою очередь, возможна только при наличии рефлексии — способности анализировать само себя (данная способность всегда свидетельствует о нетавтологичности мышления1).

 

1 Подробнее о нетавтологическом мышлении см. Шуман [2002а].

 

Важнейшими аспектами критического мышления, таким образом, являются:

· систематичность;

· комплексность;

· последовательность в суждениях (употребление верных выводов);

· мультиперспективность (к его схемам подходит любое содержание);

· метакогнитивность (наличие рефлексии и многоуровневости);

· доступность обучению.

Принципами критического мышления являются такие способы задания обобщенных схем деятельности, которые не противоречат всем его перечисленным аспектам. Можно выделить два таких фундаментальных принципа:

· принцип минимализма, согласно которому критическое мышление пытается добиваться максимального успеха с использованием минимального набора средств2;

· принцип универсализма, согласно которому критическое мышление стремится вырабатывать такие обобщенные схемы деятельности, которые приложимы к поведенческим ситуациям различного типа.

 

Нарушение принципов данного мышления ведет к его дефициту. Рассмотрим некоторые выражения, которые, несмотря на видимую убедительность, нарушают принцип универсализма, так что свидетельствуют о дефиците критического мышления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.