Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание теоретической модели




ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретическая модель предмета исследованияосновной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации. Она напоми­нает план города, без которой турист бессмысленно блуждает в лабирин­те улиц. Теоретическая модель связывает в единое целое: а) одни поня­тия с другими; б) одни факты с другими фактами; в) факты и понятия между собой. Прежде всего она включает абстрактные понятия, которые логически увязаны друг с другом. Затем они переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.

Когда мы приступаем к построению программы социологического иссле­дования, то самым сложным и важным делом, предопределяющим общий успех, является, пожалуй, создание теоретической модели предмета исследо­вания (ТМПИ).

Итак, центральным моментом разработки программы исследования вы­ступает создание теоретической модели.

Технология построения ТМПИ включает логические способы выведения частного знания из общего, приемы концептуализации и процедуры опера-ционализации знания, выведения гипотез, логические связи между абстракт­ными конструктами и т.д.

При создании ТМПИ нас интересуют прежде всего логические связи, ко­торые предположительно могут существовать или не существовать между разными абстрактными объектами. Задача эмпирического исследования со­стоит в том, чтобы проверить, насколько оправдались наши теоретические предположения и насколько правильно мы обозначили эти логические связ­ки. Теория поверяется практикой.

Вообще говоря, эмпирический этап показывает нам, насколько правиль­но мы научились мыслить и изображать реальность. Ведь социолог изобра­жает реальность, широко прибегая к своим обыденным знаниям. Они помо­гают построить ему и ТМПИ. Поэтому в эмпирическом исследовании он по

7S

существу проверяет свои обыденные знания, правда, получившие определен­ную научную обработку.

Итак, схему из понятий и логических связей между ними, которую мы по­строили в самом начале, называют теоретическим графом. Он лежит в осно­ве ТМПИ. Последняя представляет собой логическую схему всех мыслимых

или теоретически прогнозируемых свя­зей, существующих между выделенны­ми нами абстрактными объектами. Чаще всего ТМПИ не может охватить все реально существующее множестве абстрактных объектов, которые описы­ вают данную проблему или проблемную ситуацию. Ни одному человеку не под силу такое совершить. Как правило. ТМПИ включает в себя их часть, или некую выборку сингулярных теорети­ческих образований, которые попали в данный момент в поле зрения соци­олога, были признаны им в качестве научно значимых для решения конк­ретной задачи. Для решения другой задачи создаются другие ТМПИ. Созда­вать всякий раз новые модели — тяжкое бремя не только социологов, не ученых вообще. Создаваемые модели частично пересекаются между собой (как пересекаются исследовательские инструментарии, в результате одни и те же вопросы кочуют из одной анкеты в другую). Это экономит усилия и од­новременно увеличивает степень преемственности научного знания. Кроме того, частичное видоизменение ТМПИ, некогда удачно построенной кем-то из социологов, повышает надежность получаемых данных, гарантирует от опасности изобрести заново велосипед, только худшего качества.

В отличие от эмпирической схемы объекта исследования теоретическая модель предмета исследования представляет собой совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную область исследования. Подробно способы создания ТМПИ мы рассмотрим на кон­кретных примерах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.