Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базисная часть анкеты




При разработке базисной, или основной, части вопросника следует обра тить внимание на тип вопросов (формат ответов), их содержание и числе последовательность представления вопросов в анкете, наличие контрольны вопросов. Базисная часть анкеты, если она правильно разработана, напоми нает матрешку. Она состоит из содержательных блоков, посвященных какой то одной теме (условиям труда, участию в управлении и т.д.), каждый из ни строится по той же схеме, что и анкета в целом. Блоки сосуществуют на од ном анкетном пространстве, которое организовано так же (или приблизи тельно так же), как и каждый блок в отдельности.

Действительно, в любом тематическом блоке вопросы строятся по опр«деленной логике. Вначале идет фильтрующий вопрос, предназначенный дл отсеивания некомпетентных респондентов. В уважительной форме социс лог выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к обсужда* мой проблеме (нововведению, гибкому графику и т.д.). Перед каждым блс ком должен стоять вопрос-фильтр. Однако их используют не всегда. Hanpi мер, подразумевается, что социальные проблемы труда и произведет! (скажем, отношение к работе) касаются всех работающих на предприятии

В действительности так бывает далеко не всегда. Вопросы о том, наскол ы удовлетворительно оплачиваются сверхурочные работы, посещают ли дет респондента заводские ясли или детский сад, когда респондент последи! раз повышал разряд, и множество других специфических вопросов относя

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 1 •

ся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к тем, кто обладает оп­ределенными характеристиками, т.е. работает сверхурочно, имеет детей со­ответствующего возраста, обязан повышать разряд и т.д. Неопределенность адресата вопросов — недостаток анкеты. Чем конкретнее сформулирован воп­рос, тем выше его измерительная способность, тем выше точность ответа и уже та категория респондентов, к которой он адресован. А если это так, то необходимо выделить с помощью вопроса-фильтра тех респондентов, кото­рым адресован этот вопрос, чтобы не получить смещений в ответах. Стало быть, в принципе любой тематический блок в анкете должен открываться вопросом-фильтром.

Но, оказывается, и анкета в целом содержит подобный фильтр, который обеспечивает точность адресата на уров­ не выборочной совокупности. Функцию такого фильтра выполняет «паспортичка». После того как мы собрали и обра­ботали на ЭВМ все анкеты, необходимо выяснить, насколько соответствует массив реально опрошенных респондентов теоретической модели выборочной совокупности. Опросили ли мы все 150 молодых рабочих в возрасте от 22 до 30 лет, которые вошли в составленную нами модель выборки? Или попались лишние, не имеющие отношения ни к рабочему классу, ни к молодым людям респонденты. Процентные распределения категорий опрошенных помогают установить то, насколько точно запланированная структура выборочной со­вокупности совпала с реальной и насколько значительны отклонения от нее. Таким образом, «паспортичка» — это фильтр для анкеты в целом. Она по­казывает, тот ли опрошен социально-демографический и профессиональ­но-квалификационный состав, который предусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности. К сожалению, о контролирующей роли «паспортички» часто забывают. Ее используют только для аналитических целей: при построении двумерных связей определяют зависимость переменных (отношение к труду, удовлет­воренность работой и т.д.) от профессии, пола, возраста и прочих характе­ристик респондента. «Паспортичка» особенно нужна и полезна в гетероген­ных, крайне разнородных анкетах, где спрашивают «всех обо всем».

Вопросы-фильтры, как и «паспортичка», классифицируют респондентов по уровню знаний о чем-либо, степени участия и отношению к чему-либо, уровню образования, возрасту, квалификации и т.д. Как только респонден­ты разделились на «имеющих», «знающих» и «участвующих», задаются пря­мые вопросы. Это могут быть вопросы типа «Что Вы думаете по поводу?..» или «Каково Ваше мнение о достоинствах и недостатках такого-то нововве­дения (мероприятия, режима труда и т.д.)?».

Итак, сначала респондента спрашивают, знает ли он о таком-то меро­приятии, затем — о его мнении по поводу данного мероприятия. Третий воп­рос —дихотомический по своей форме — призван уточнить общую направлен­ность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т.д.?» Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе уточняет основание такой оценки, причины по­добного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что... не могли бы Вы пояснить свою мысль?», или «Если Вы одобряете... то почему?» Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: «В какой степени Вы уверены в

своем суждении?» И далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершенно уверен — уверен — не уверен — трудно сказать».

Подобный «пятивопросник» — модель блока вопросов — очень распрос­транен в зарубежных опросах общественного мнения, но редко применяет­ся у нас. Такой прием отвечает и требованиям логики, и практике исследо­вания. Почему для выяснения одной проблемы потребовалось задавать пять вопросов? Специалисты считают, что одновременный охват несколькими показателями одного явления снижает вероятность ошибки. В более общем виде данное утверждение гласит: для повышения уровня вероятности одно­го вывода необходимо провести более одного исследования. Итак, для изу­чения одного явления нужно несколько вопросов, для получения одного вывода — более чем одно исследование.

Приведенный выше блок из пяти вопросов построен по принципу «ворон­ки», когда последовательность вопросов ведет к получению более глубокой и конкретной информации об изучаемом явлении или его характеристике. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к более частным, детальным.

Другой вариант построения блока вопросов — «батарея», когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления, равнозначных друг другу. Например, вопросы, посвященные различным элементам рабочей ситуации респондента с целью получить ее целостное описание.

Композиция анкеты определяется задачами исследования, темой опроса и особенностями вопросов. Расположение вопросов (или блоков вопросов) может следовать логике раскрытия темы опроса, иногда такая последователь­ность сознательно нарушается социологом в методических целях. Например, дополнительный вопрос, контролирующий достоверность ответа на основ­ной вопрос, обычно помещается в пятой части анкеты.

Удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха», при кото­ром ответ на один вопрос предопределяет ответ на следующий. («Считаете ли Вы, что к людям следует относиться с доверием?», «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах товарищам по работе?»)

Для решения подобных методических задач вопросы в анкете могут рас­полагаться без очевидной тематической последовательности.

Существует практика объединения в одной анкете различных тематичес­ких блоков — так называемые анкеты-омнибусы. Это как бы сборник впол­не самостоятельных коротких анкет. В западной социологии и в опыте ра­боты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такие анкеты применяются для коммерческих опросов, проводимых по за­казу различных организаций. В таких анкетах предусматриваются специаль­ные переходы от одной темы к другой. Формулировки этих переходов име­ют целью переключить внимание респондентов на восприятие нового пред­мета опроса.

Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и по­нятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30—40 (после 45 ми­нут опроса внимание респондента снижается). Анкета считается «хорошей», если соблюдены два основных правила: формулировка вопросов должна со­ответствовать исследовательской задаче, а сама анкета должна соответство­вать возможностям респондента как источника информации (например, нельзя предъявлять непосильных требований к памяти, аналитическим спо­собностям респондента или унижать чувство собственного достоинства).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.