Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность наблюдения




Принято считать, что метод наблюдения пришел в социологию из антро­пологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблю­дают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нра­вы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из ан­тропологии пришла и классификация видов наблюдения. Правда, этот метод применяется не только в антропологии. Его прекрасно освоили психологи и экономисты, этнографы, политологи, культурологи, не говоря о представи-

о подготовке данной главы принимал участие А.А. Гнутов.

телях естественных наук, скажем биологах, которые без наблюдения и шага ступить не могут. Развитие этнографии как науки было связано, в частно­сти, с переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стацио­нарному наблюдению, при котором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы.

Наблюдение, по существу, означает внимательное вглядывание в проис­ходящие события, их правильное восприятие и фиксацию — желательно по особому сценарию и с помощью специальных бланков.

Заметим, что не всякое визуальное или слуховое восприятие изучаемого объекта называется наблюдением в научном понимании. Простое созерца­ние протекающих событий, скорее, мож­но назвать повседневным наблюдением. Правда, и оно дает богатую пищу для размышления, а наблюдательный чело­ век всегда был сродни мудрецу. Как ут­верждают современные психологи, в основе научного наблюдения лежит способность внимания.

Как только человек начал себя помнить и осознавать, он постоянно при­бегал к наблюдению — полета птиц, цикла разлива рек, поведения животных, взаимоотношений людей. Наблюдал, вычленял повторяющееся и закономер­ное, анализировал события, делал выводы и даже пытался прогнозировать будущее. Налицо все элементы научного исследования. Так что наблюдение — древнейший из методов познания. Древнейший — и все еще самый доступный. А самым привлекательным делает его удивительная естественность. В этом — его первое преимущество. Позиция наблюдателя значительно ближе природе человека, чем позиция тестирующего. А комфортно чувствующий себя ученый и выводы делает более адекватные.

Другое его преимущество — непосредственность. Ученый, подобно акы­ну, что видит, о том и поет. Социальные явления могут быть зафиксирова­ны особенно удачливым «фотографом» в момент их возникновения, в кон­тексте предшествующих и последующих событий. Для любителей социаль­ной динамики лучшего и не придумаешь.

Непосредственность во все времена служила вернейшим индикатором эмпирического знания. Его добывали непосредственно, т.е. с помощью слу­ха, зрения и осязания, фиксируя все попадающееся под руку. Вначале неси­стематично, а позже — облекая в сложнейшие типологии и теоретические модели. Таким образом, именно наблюдение стоит у истоков эмпирическо­го знания — предмета нашего сегодняшнего разговора.

Третье преимущество — неквалифицированность. Для того чтобы стать внимательным наблюдателем, вовсе не обязательно оканчивать Гарвардский университет или годы стажироваться в крупном маркетинговом агентстве. Как раз «незамутненный взгляд» часто видит то, что скрыто от перегружен­ного книжными знаниями мудреца.

Отсюда вытекает четвертое преимущество: используя метод наблюдения, исследователь может собирать данные независимо не только от умения, но и от желания членов исследуемой группы быть изученными. Напротив, в социологическом опросе нередко приходится сталкиваться с сопротивлением респондента, который отказывается или уклоняется от анкетирования, на­пример, боясь разглашения каких-то важных для него сведений. В перепи-

си населения 2002 г. специалисты ожидали подобные ситуации, а потому проводили мощную разъяснительную кампанию.

Пятое достоинство — отсутствие специальной аппаратуры. Если речь идет об обыденном наблюдении, то никаких вольтметров, тренажеров, типогра­фии для размножения анкет и прочих технических приспособлений не нуж­но. Принцип наблюдателя — пришел, увидел, победил.

Еще одно преимущество — экологичность — весьма сомнительно. Дале­ко не всегда наблюдение протекает на природе, в горах или лесопарке. Час­то ученому приходится рисковать, иногда репутацией, реже — жизнью. Если вы вознамерились провести наблюдение подростковой субкультуры, особен­но экстремистского типа, то готовым надо быть практически к любому пово­роту событий.

Широкое определение наблюдения, приведенное выше, на 90% подходит к нашей повседневной деятельности, где каждый из нас путем прямой и не­посредственной регистрации событий собирает о них первичную информа­цию. Различий между двумя видами наблюдения оно не улавливает. Впро­чем, как и следующее, хотя оно приводится чуть ли не во всех словарях.

Только введение дополнительных параметров позволяет выделить научное наблюдение в самостоятельный вид и понять его природу. Оказывается, что это целенаправленное восприятие, обусловленное научными целями и зада­чами. Основное условие научного наблюдения — объективность, т.е. возмож­ность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента). «Когда мы хотим найти новую информацию о каком-либо явлении, мы в первую очередь используем прямое наблюдение, которое обладает наивысшей степенью точности. Науч­ный метод устанавливает определенную последовательность и правила для объективного, точного и систематичного наблюдения. Прямое наблюдение. которое можно повторить и которое имеет известные параметры, является наиболее надежным, потому что, повторив такое наблюдение при соблюдении тех же параметров, другие ученые могут убедиться в его достоверности»2.

Даже будучи утяжелено научной терминологией — правда, не только ей. а еще, пожалуй, и научной технологией — наблюдение и тогда остается са­мым универсальным методом, используемым во всех без исключения науках Доводилось ли вам бывать на скачках? Они ассоциируются у нас с тене­вым бизнесом скорее, чем со спортом, а тем более — наукой. Но оказывает­ся, существует и такое — научные наблюдения за скачками лошадей. Что здес1 делают? Проводя наблюдения за циркулирующей кровью и выделяемыл-мышцами теплом, можно проанализировать развитие мышц, а также исполь­зуемость и усталость мышц. В дальнейшем данные полученного термально­го изображения помогают предсказать выигравшую лошадь.

А вот — космос. За 12 лет активного функционирования на орбите (с 198, по 1999 г.) космического модуля «Квант» проведено более 3000 сеансов на­блюдений и получены научные результаты мирового уровня. По данны\ модуля «Квант» напечатаны сотни статей в российских и иностранных аст рофизических журналах. А задолго до того Галилей построил телескоп <

Уильяме А. Наука и религия между конфликтом и гармонией // http://www.bedir.ru/society/index.shtml7030 11

32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. В 1572 г. Тихо Браге описал в книге научное на­блюдение сверхновой звезды — первое в Новое время.

Таким образом, с помощью наблюдения и правильных выводов наука устанавливает факты, конструирует теории, открывает законы, наконец, предсказывает будущее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.