Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полевое исследование




Ньюман Л.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ

Полевые исследования «качественников» сходны с этнографией, включенным наблюдением. В них нет холодной математики или сложной статистики, нет ориентации на абстрактные дедуктивные гипотезы. Вместо этого — непосредственное социальное взаимо­действие («лицом к лицу») в естественном окружении. Полевое исследование привлекательно для тех, кто любит наблюдать за людьми или предпочитает свободный подход в прове­дении исследования. Ученый непосредственно общается и наблюдает за людьми, которых изучает. Взаимодействуя в течение ряда месяцев или лет, он (она) многое узнает о них: историю их жизни, увлечения и интересы, привычки, надежды, страхи и мечты.

Когда следует применять полевое исследование? Полевое исследование адекватно, когда тема исследования подразумевает изучение, понимание или описание группы взаимодействующих людей. Оно может использоваться, когда другие методы (опросы, эксперименты) не могут применяться, как, например, в исследовании уличных шаек. Джек Дуглас считает, что основ­ная часть того, что обществоведы хотят знать, может быть получена только путем непосредственного вовлечения исследователя в поле.

Полевые исследователи изучают людей в определенном месте или окру­жении (среде). Полевое исследование может также быть применено для изу­чения аморфного социального опыта, когда интенсивное интервьюирование и наблюдение — единственный способ получения доступа к опыту. Предме­том исследования могут быть, например, чувства человека, который подверг­ся нападению, или личность вдовы, муж которой совершил самоубийство. Людей, которых мы изучаем в поле, в целях согласования терминологии будем называть членами группы.

В настоящее время полевые исследователи-качественники имеют особый набор методологий. Они непосредственно наблюдают и взаимодействуют с членами группы в естественном для них окружении, чтобы понять их перс­пективу «изнутри». При этом они останавливаются на активистской или со­циально-конструктивистской перспективах социальной жизни.

Полевые исследователи не рассматривают людей как нейтральных посред­ников, через которых действуют социальные силы, и социальные значения как нечто абстрактное. Напротив, они считают, что люди создают и опреде­ляют социальный мир посредством взаимодействия. Опыт людей фильтру­ется через субъективное ощущение реальности. Он влияет на то, как люди рассматривают события и как они действуют. Следовательно, эти исследо­ватели отходят от позитивистского акцентирования на «объективных фак-

тах», сосредоточивая внимание на повседневных («лицом к лицу») соци­альных процессах переговоров, обсуждений, с тем чтобы конструировать социальное значение.

Качественники переносят социально-конструктивистскую перспективу на сам исследовательский процесс. Они рассматривают исследование одно­временно и как описание социального мира, и как его часть. Присутствие исследователя в поле — часть создаваемой социальной среды и не может быть просто нейтральным сбором информации.

ЛОГИКА ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Что такое качественное полевое исследование? Точное определение по­левого исследования дать трудно, поскольку оно аморфно. Это скорее ори­ентация по отношению к исследованию, чем применение жесткого набора техник. Полевой исследователь использует разные методы для получения информации. Шатцман и Стросс дают такое определение: «Метод полевого исследования включает применение любой техники, которая может быть полезна для получения желаемого знания, для размышления над этой инфор­мацией». Полевой исследователь — «методологический прагматик», имею­щий ресурсы: талантливый индивид, изобретательный и способный мыслить самостоятельно, находясь в поле.

Полевые исследования основаны на натурализме, который применяется также для изучения других явлений (океана, животных, растений). Натура­лизм подразумевает наблюдение за обычными событиями в естественном, а не в изобретенном и созданном исследователем окружении.

Натурализм и непосредственная вовлеченность означают, что качественное исследование является более гибким и менее структурированным, чем количе­ственное исследование. Это означает также, что этапы проекта нельзя предоп­ределить полностью, но они могут служить в качестве руководства или карты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.